Тридцать семь попугаев

Тридцать семь попугаев

Первая фраза, произнесенная Василием Синичкиным на заседании облдумы, вызвала у меня одно почти непреодолимое желание - задушить оратора. Объясню, почему. Дело в том, что Василий Павлович предложил внести в повестку дня 37 (!) дополнительных пунктов. Правда, когда выяснилось, что это за вопросы, душить парламентария расхотелось

Тридцать семь попугаевПервая фраза, произнесенная Василием Синичкиным на заседании облдумы, вызвала у меня одно почти непреодолимое желание - задушить оратора. Объясню, почему. Дело в том, что Василий Павлович предложил внести в повестку дня 37 (!) дополнительных пунктов. Правда, когда выяснилось, что это за вопросы, душить парламентария расхотелось. 

Депутатский корпус, напротив, поначалу был настроен весьма миролюбиво, в том числе и к  Синичкину. Выполнением очередной приятной миссии спикер Радаев задал позитивный тон заседанию. Новая миссия Валерия Васильевича заключалась в информировании коллег о награждении Николая Семенца. С 22 марта 2011-го Николай Яковлевич не только облдеп и управляющий отделением ПФР по Саратовской области, но и обладатель нагрудного знака «Почетный работник Пенсионного фонда Российской Федерации».

Николай Яковлевич по-своему отблагодарил товарищей по думе и партии за признание. Он тоже внес лепту в расширение повестки дня. На первый взгляд, его вклад - всего один дополнительный вопрос - тянет лишь на малую толику. Но Семенец, в отличие от Синичкина, брал не количеством, а качеством. Почетный работник ПФР предложил рассмотреть обращение облдумы к Президенту России Дмитрию Медведеву, Генпрокурору РФ Юрию Чайке и председателю СК РФ Александру Бастрыкину. Тема коллективного послания: «О деятельности руководства правоохранительных органов Саратовской области».

Только не поймите облдепов превратно! Вышеозначенная деятельность их более чем устраивает. Парламентарии жаждут одного - защитить начальника ГУВД Сергея Аренина. От кого? От троицы коммунистов из Госдумы: Андреева, Корниенко и Плетневой. Ранее эти товарищи обратились в те же высокие инстанции с просьбой проверить деятельность областного ГУВД и лично его руководителя. Губернские законодатели, может, и не обратили бы внимания на проделки посторонних госдепов. Но нашим парламентариям и тут привиделась тень Валерия Рашкина. Иными словами, облдепы считают, что именно Валерий Федорович подбил троих представителей КПРФ на составление «ябеды». Думские единороссы написали собственную «кляузу», чтобы Рашкину неповадно было.

Решение о том, как наказать Валерия Федоровича, и текст обращения принимались на заседании фракции «ЕР». О думской оппозиции фракционеры забыли. В итоге вышел конфуз - в депутатские папки с документами единоросскую нетленку не вложили. «Я понимаю, что мы бесправны, но не до такой же степени!» - расстроилась Зинаида Самсонова. Радаев поспешил ее успокоить и призвал к ответу облдумский аппарат. Тот откликнулся на призыв спикера, но вины за собой не признал. Дескать, текст обращения еще дорабатывается и депутаты не из «ЕР» получат его ближе к концу заседания. Следует отметить, что аппаратчики свое обещание перевыполнили - оппозиционерам и журналистам документ раздали гораздо раньше. Но вопрос этот все равно рассматривали предпоследним.

До того, как парламентарии принялись обсуждать способ защиты ГУВД и его начальника, они успели сделать немало добра для жителей губернии. Например, лишить облдепского мандата Евгения Шлычкова (по его собственному желанию). Скрепя сердце, законодатели согласились с передачей полномочий по содержанию безнадзорных животных с регионального на муниципальный уровень. Без проблем и лишних вопросов народные избранники сразу в двух чтениях приняли отредактированный облбюджет-2011. А все благодаря уступчивости регионального правительства, согласившегося не снимать 40 миллионов рублей с ФОКа в Новоузенском районе.

Депутатское миролюбие закончилось внезапно, когда этого никто не ожидал. А именно - после доклада уполномоченного по правам человека в Саратовской области Нины Лукашовой. Рапортуя о деятельности в 2010 году, Нина Федоровна была в своем репертуаре. Она рассказывала о проблемах, с которыми к ней обращаются граждане, о том, как аппарат уполномоченного помогает просителям. Предоставление жилья, качество коммунальных услуг, социальная поддержка инвалидов - в работе органов власти по данным направлениям хоть и наблюдается положительная динамика, но этого, по мнению Лукашовой, маловато будет. При этом Нина Федоровна убеждена: «Государственные люди должны делать так, чтобы жизнь людей только улучшалась».

Лукашовой не повезло. В этот день парламентарии решили сменить свой репертуар. Они не только внимательно слушали доклад «взрослого» уполномоченного, но и заготовили для Нины Федоровны немало провокационных вопросов. Лидерство в этом состязании по праву принадлежит облдепу, ректору СГАУ Николаю Кузнецову. Как ни старался Николай Иванович, он так и не услышал в выступлении Лукашовой «о системности» в ее работе. «А у меня есть сомнения на предмет вашей системности, есть сомнения на предмет направленности, избирательности по подходу к рассмотрению и обращению в соответствующие правоохранительные структуры», - не стеснялся в выражениях депутат-аграрий. Далее он затянул свою любимую песню про Корольков сад, про 20 тысяч подписей, собранных в защиту этого имущества, про студентов СГАУ, которых Нина Федоровна не услышала. Николай Иванович упрекнул уполномоченного в том, что она, по его мнению, «пошла на поводу» у рейдеров. Дальше - жестче: «У меня есть сомнения на предмет вашей профессиональной и человеческой порядочности».

В свою очередь, Нина Федоровна уверила собравшихся в том, что ни на чьем поводу она не ходит, что главный принцип в ее деятельности - открытость. Что же касается ситуации с проверками в СГАУ со стороны правоохранительных органов, то Лукашова просто дала журналистам комментарий по этому поводу. Она также пообещала, что впредь постарается быть более внимательной.

Марина Алешина тут же взялась тестировать Лукашову на внимательность. Контрольных вопросов было два: о методических невыплатах «чистой тысячи» работникам детсадов в Энгельсском районе и о лекарственном обеспечении жителей области. «Тысячами», по словам Лукашовой, занимается детский уполномоченный Юлия Ерофеева. О ситуации с медикаментами Нина Федоровна знает из первоисточника, то есть из областного минздрава. Министерство систематически информирует уполномоченного об этом. «Вы, наверное, не поняли, - сладким голосом обратилась к Лукашовой Алешина. - Деньги не получали воспитатели, а не воспитанники».

«Вопросов у меня уже нету», - признался Ландо. Для Лукашовой у него нашлось одно пожелание: «Не говорить о позитиве, у нас есть кому говорить о позитиве». Александр Соломонович почему-то решил, что губернатору Ипатову и другим правительственным чиновникам с Ниной Федоровной «очень комфортно работать». В этой связи облдеп призвал уполномоченного «возвысить свой голос», поднимая проблемные вопросы. «Вам нельзя быть удобной, - выдал Синичкин. - Вы даже не поняли, о чем с вами Марина Владимировна говорила».

Долго ли, коротко ли, а добрались-таки парламентарии до 37-ми синичкинских вопросов, то есть до утверждения кандидатур в члены комиссий по выборам глав администраций муниципальных районов области. Процедура оказалась не слишком долгой, но несколько мучительной для Синичкина и Радаева. Ведь именно они тридцать семь раз произносили одни и те же фразы, переменными в которых были фамилии претендентов и названия районов. Валерий Васильевич и Василий Павлович мужественно прошли испытание - без жалоб и стонов. Видимо, ораторов грела мысль о том, что для их артикуляционных аппаратов это отличная тренировка.

Осталось сделать последний рывок - обсудить и одобрить текст обращения. Когда Семенец предложил его «прИнять», прорвало коммунистов. Сергей Афанасьев никак не мог взять в толк, «о чем вообще идет речь» в документе и какое отношение Рашкин имеет ко всему этому. «Не дай бог Президент его (обращение - прим. авт.) прочитает! - ужаснулся Сергей Николаевич. - Он скажет: «Они что там, в думе, вообще...». По мнению Афанасьева, в письме нужно оставить первый и последний абзацы, а остальное выбросить. У Радаева возникло встречное предложение. «Вы можете аналогичный запрос сделать», - сказал он Афанасьеву, чем немало повеселил публику.

Ольга Алимова подозревает единороссов в «тихой или буйной ненависти» к госдепу Рашкину. Ведь, по словам Ольги Николаевны, он заявлял, что «99,9% коррупционеров находятся в партии «Единая Россия». Сам документ Ольга Николаевна назвала «надуманным». Но раз уж у депутатов возникло желание написать Президенту страны, то обращаться к нему стоит по другому поводу - дабы «освободить нас от влияния Вячеслава Викторовича Володина».

Алимова дообличалась. Ландо обвинил ее чуть ли не в клевете и оскорблении «Единой России». Настолько его задели 99,9%. Ольга Николаевна предложила обсудить на заседании мандатной комиссии «некорректные» высказывания Кузнецова в адрес Лукашовой. А Алешина чуть ли не умоляла коллег перейти, наконец, к голосованию. Радаев бросил нечто вроде «не позволим наводить тень на плетень» и поклялся от лица всех парламентариев-единороссов «защищать тех руководителей, которые будут наводить порядок».