Входит и не выходит

На ремонт и содержание общественных приемных разнокалиберных чиновников и депутатов всех уровней постоянно тратятся деньги, и немалые. Например, чтобы открыть в Саратове приемную Президента Дмитрия Медведева, было потрачено порядка 16 миллионов рублей. Руководители этих организаций получают зарплату. Но есть ли от всего этого хоть какой-то толк? Может, гражданам просто дарят надежду, которой так и не суждено оправдаться?

На ремонт и содержание общественных приемных разнокалиберных чиновников и депутатов всех уровней постоянно тратятся деньги, и немалые. Например, чтобы открыть в Саратове приемную Президента Дмитрия Медведева, было потрачено порядка 16 миллионов рублей. Руководители этих организаций получают зарплату. Но есть ли от всего этого хоть какой-то толк? Может, гражданам просто дарят надежду, которой так и не суждено оправдаться?

После изучения документов, о которых мы расскажем ниже, складывается впечатление, что обращения граждан не доходят до адресатов. Например, в общественной приемной премьер-министра страны Владимира Путина регулярно проводят личные приемы спикер областной думы Валерий Радаев и губернатор области Павел Ипатов. Но это одно дело. Человек, пришедший на прием, хоть и хотел бы обратиться все-таки к Путину, а не к Радаеву, тем не менее, пообщался с живым чиновником. А вот письменные обращения к высшему руководству страны, похоже, даже не выходят за пределы области.

Займодавцы ПО «Саратовмясомолпром» побывали не только в кабинетах надзорных и правоохранительных органов и залах судебных заседаний. Они успели посетить и всевозможные общественные приемные, и у них накопилась масса ответов из различных инстанций. Два из них поражают своей циничностью. Ответы из приемной Владимира Путина и приемной Вячеслава Володина, бывшего на тот момент депутатом Госдумы, вполне подходят для конкурса «найди 10 отличий». Первый подписан руководителем приемной того времени Нелли Швец, второй - помощником депутата В. М. Петровым (к сожалению, не удалось выяснить, как расшифровываются инициалы - прим. авт.). Из этого понятно, что адресаты обращений скорее всего даже не знали, что от них ждали помощи.

Все бы ничего, если бы это были просто бюрократические отписки по типу «В соответствии с Федеральным законом...», к каким мы, журналисты, уже привыкли. Беда в том, что чиновники, подписавшие эти документы, пытаются залезть к людям в душу. Вот фраза, слово в слово повторяющаяся в обеих бумагах: «Мне понятна ваша душевная боль и обида, с которыми Вы столкнулись, когда узнали, что в результате безграмотной финансово-экономической и хозяйственной деятельности руководства потребительского общества Ваши финансовые средства, инвестированные Вами с благими целями для подъема мясомолочной промышленности в ПО «Саратовмясомолпром» практически превратились в неликвидные активы».

Неужели душевная боль и обида настолько понятна сотрудникам приемных, что они вдруг заговорили хором? Но похоже, что эмоции исполнителей документов равносильны чувствам героя современной комедии, который говорил: «Мы переживаем, но не очень. Мы совсем не переживаем. А-а-а, мы переживаем, но за другое!» Потому что дальше опять-таки совершенно идентично сказано: «Сложившиеся между Вами и ПО «Саратовмясомолпром» гражданско-правовые отношения не допускают вмешательства в их разрешение чиновников и депутатов всех уровней». Как хорошо здесь демонстрируется владение психологическими приемами! Сначала расположить человека к себе, показать, что его проблемы не чужды, похвалить за благие намерения, постоянно обращаясь к нему лично, а потом как бы объяснить, что «я с удовольствием помог бы, но все складывается против меня».

Еще больше злит то, что эти ответы были написаны с интервалом в три года. Бумага, подписанная помощником Володина, датирована 18 октября 2005 года, а Швец отправила свой ответ 12 ноября 2008 года. Интересно, сколько еще людей получили такие шаблонные письма, а может быть, продолжают получать их до сих пор? Так и видится комната с ящиками до потолка, на которых наклеены таблички с надписями: «Сочувствие и понимание», «Негодование и заступничество», «Обещание вечного счастья» и так далее. И чиновники ходят мимо них в поисках подходящего случаю клише.

Так стоит ли тратить миллионы, а в масштабах страны и миллиарды, на оборудование, содержание, ремонт помещений приемных и зарплату их руководителей, если до президента, премьера или депутата Госдумы обращения все равно не доходят? Есть ли смысл занимать бесчисленные помещения этими дарующими, скорее всего, ложную надежду инстанциями? Может, лучше отдать их под детские сады, столь нужные саратовцам, и вернуть древнюю традицию, при которой жалобщики шли на личную встречу к царю челом бить?