Столица уродства

Столица уродства

Наконец-то чиновники обратили внимание на то, что англичане еще два века назад неприятно, но метко называли «кожной болезнью» города, - на беспорядочно развешанную рекламу. Сначала председатель комитета по охране культурного наследия области Борис Куликов в интервью нашей газете торжественно пообещал «вылечить» от этой прогрессирующей заразы памятники архитектуры. Затем и.о. главы администрации Саратова Алексей Прокопенко вдруг выглянул из окна мэрии, заметил огромный плакат, много лет висевший на здании научной библиотеки, и ужаснулся увиденному. Правда, пока безмолвствуют представители законодательной ветви власти, не считая, конечно, защитника газетной рекламы депутата Ландо, но и они, возможно, тоже скоро обратят внимание на «больного»

без названияНаконец-то чиновники обратили внимание на то, что англичане еще два века назад неприятно, но метко называли «кожной болезнью» города, - на беспорядочно развешанную рекламу. Сначала председатель комитета по охране культурного наследия области Борис Куликов в интервью нашей газете торжественно пообещал «вылечить» от этой прогрессирующей заразы памятники архитектуры. Затем и.о. главы администрации Саратова Алексей Прокопенко вдруг выглянул из окна мэрии, заметил огромный плакат, много лет висевший на здании научной библиотеки, и ужаснулся увиденному. Правда, пока безмолвствуют представители законодательной ветви власти, не считая, конечно, защитника газетной рекламы депутата Ландо, но и они, возможно, тоже скоро обратят внимание на «больного».

О засилье в городе пошлой, безвкусной и чрезмерно навязчивой наружной рекламы мы не раз писали на страницах нашего издания (см. публикации «Туалет в подарок» в № 29 (86) от 30 июля 2010 г. и «Рекламная жесть» в № 47 (104) от 17 декабря 2010 г.). Вряд ли кто-то, кроме, пожалуй, отдельных заинтересованных предпринимателей и чиновников, будет спорить с тем, что ни красоты, ни гармонии большинство рекламных конструкций Саратову не прибавляют - напротив, искажают «лицо города» в какой-то кривовато-глуповатой ухмылке. И появившийся интерес власти к проблеме, пусть и в довольно зачаточном состоянии, не может не радовать.

Как сообщает сайт городской мэрии, в минувшие выходные по поручению Алексея Прокопенко со здания областной научной библиотеки было демонтировано незаконно установленное брандмауэрное панно, а попросту - здоровенный плакат, закрывавший добрую часть фасада со стороны Театральной площади. Панно провисело на здании шесть лет, причем половину из них - незаконно. Дважды чиновники направляли в адрес фирмы, которой принадлежала рекламная конструкция, предписания о демонтаже, но только зря перевели целых два листа казенной бумаги. Предписания администрации, последнее из которых датировано февралем 2009-го, фирма проигнорировала, и брандмауэр преспокойно продолжал висеть и в 2010 году, пропагандируя, между прочим, Год учителя.

Что же произошло? У чиновников кончилась бумага? Или терпение? Или, как мы предположили вначале, Алексея Прокопенко стал раздражать вид из окна? А может быть, все дело в том, что панно висело на муниципальном объекте, которым и является здание областной библиотеки, незаконно, а значит, не приносило никакого дохода? Вполне возможно. Оказывается, «с начала текущего года была активизирована работа городских и районных служб по демонтажу рекламных конструкций, незаконно размещенных на территории Саратова», и специалисты городского комитета по экономике и МУП «Городской центр размещения рекламы» еженедельно проводят соответствующие «обследования». Неизвестно, что и как обследуют чиновники, но пока результаты их работы практически не видны. Возможно, подавляющее большинство рекламных плакатов, которыми увешаны сверху донизу дома в центре города, существуют абсолютно легально.

Однако специалисты наконец заметили то, что давно видно невооруженным глазом. «Отмечаются и вовсе вопиющие примеры, когда кричащее разноцветье, свидетельствующее о явном отсутствии вкуса у его создателей, вывешивается на исторических зданиях, имеющих культурную ценность, создающих колорит купеческого Саратова. С таким положением мы также будем бороться. Первый почин - демонтаж брандмауэра со здания областной научной библиотеки. Мы намерены и дальше помогать нашему городу в воссоздании исторического облика его центральной части», - заявили в городском комитете по экономике.

Что ж, начинание похвальное. Хотелось бы, чтобы чиновники прошлись по проспекту Кирова и прилегающим к нему улицам и увидели, как уродливы бывают витрины размером в пол-этажа, как неказисты и убоги многочисленные пристройки к старым особнячкам в виде выпирающих витрин, навесов и крылечек, которые, помимо всего прочего, перегораживают тротуары. Хотелось бы также, чтобы от «кожной болезни» были избавлены не только дома, занесенные в список объектов культурного наследия, но и просто прекрасные, украшающие Саратов здания, достойные лучшего к ним отношения.

Например, на углу улиц Чапаева и Сакко и Ванцетти стоит «сталинка», спроектированная известными саратовскими архитекторами Карповым и Дыбовым. Сегодня на ней висит 9 (!) рекламных конструкций довольно-таки внушительных размеров. (Интересно, кстати, зачем перечислять на фасаде весь ассортимент магазина? Неужели есть люди, которые думают, что в винно-водочном магазине продаются бегемоты и страусы, а не вино и водка?..) Думается, что некогда величественное здание, одному из создателей которого, Дмитрию Владимировичу Карпову, в этом году исполняется 120 лет, заслуживает, чтобы им любовались целиком, без нелепых рекламных «клякс». И таких примеров можно привести десятки, а то и сотни.

Однако нужно понимать, что даже если чиновники очень сильно постараются и будут снимать не один незаконный плакат раз в три месяца, а хотя бы по одному в неделю, ситуация в рекламной сфере Саратова все равно будет оставаться довольно удручающей. Власть имущих, как правило, больше интересуют вопросы легальности и прибыльности. А вот логикой, здравым смыслом и художественной составляющей должны заняться, прежде всего, сами рекламодатели. Пока местные предприниматели не поймут, что вывеска, на которой десять раз повторяется в разных вариациях слово «обувь», не вызывает ничего, кроме раздражения, что надо заглянуть в орфографический словарь, прежде чем вешать вывеску «Кофетерий», еще и напротив университета, что выставлять на улице замызганные свадебные платья - почти как ставить пугало на огороде, пока они просто не перечитают классика рекламы Огилви - ничего не изменится. Последний, кстати, утверждал: «Если говорят о рекламе, это плохая реклама. Если говорят о товаре, это хорошая реклама».