В последнее время в чиновничьей да и не только этой братии стало очень модным проводить разного рода мероприятия с упоминанием энергоэффективности. 30 марта ВоТГК объявила о начале ежегодного «Конкурса энергетического сотрудничества». На той же неделе областное министерство ЖКХ устроило семинар, посвященный энергетическим исследованиям в бюджетной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве. А в минувшую среду Саратовэнерго провело первое занятие бесплатных курсов «Энергобережливая домохозяйка». Сдается нам, что все это неспроста. И почему-то вспоминается фамилия, которая в одно время стала кличкой для всех рыжих котов России - Чубайс
В последнее время в чиновничьей да и не только этой братии стало очень модным проводить разного рода мероприятия с упоминанием энергоэффективности. 30 марта ВоТГК объявила о начале ежегодного «Конкурса энергетического сотрудничества». На той же неделе областное министерство ЖКХ устроило семинар, посвященный энергетическим исследованиям в бюджетной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве. А в минувшую среду Саратовэнерго провело первое занятие бесплатных курсов «Энергобережливая домохозяйка». Сдается нам, что все это неспроста. И почему-то вспоминается фамилия, которая в одно время стала кличкой для всех рыжих котов России - Чубайс.
Почему? Потому что именно с именем Анатолия Борисовича, по крайней мере в моем сознании, ассоциируется начавшаяся в 2001 году реформа электроэнергетики. И этим ассоциациям есть подтверждение - в апреле 2000 года Чубайс презентовал в Кремле свою программу реструктуризации РАО ЕЭС России, главой которого он являлся на тот момент. Сейчас мы имеем постановление Правительства РФ от 11 июня 2001 года № 526 «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации». В соответствии с ним магистральными сетями отныне владеет ФСК ЕЭС, а распределительные сети отданы межрегиональным МРСК. Активы генерации также объединили в межрегиональные компании, причем двух видов: генерирующие компании оптового рынка (оптовые генерирующие компании - ОГК) и территориальные генерирующие компании (ТГК). ОГК объединяют электростанции, специализированные на производстве почти исключительно электрической энергии, а ТГК занимаются еще и теплом.
Передел АО-энерго стартовал в 2003 году. Первыми реформированию подверглись ОАО «Калугаэнерго», ОАО «Орелэнерго», ОАО «Брянск-энерго», ОАО «Тулэнерго». В 2004 году этой волной накрыло уже около 30 компаний. В последние месяцы того года прошли государственную регистрацию первые три ОГК и две ТГК. В это же время, в октябре 2004 года советом директоров ОАО РАО «ЕЭС России» были созданы четыре МРСК. Плюс к этому функции почти всех региональных диспетчерских управлений были переданы Системному оператору. К концу 2005 года большая часть российских АО-энерго была разделена: в марте зарегистрирована седьмая, последняя ОГК, в августе - тринадцать из четырнадцати ТГК, созданы четыре МРСК. К январю 2008 года был закончен процесс формирования целевой структуры тепловых ОГК и ТГК и первый этап консолидации ОАО «ГидроОГК». На базе реорганизованных АО-энерго появилось 56 магистральных сетевых компаний.
В то же время менялась тарифная политика и условия рынка. С 1 сентября 2006 года начали действовать новые правила работы на оптовых и розничных рынках электроэнергетики. На оптовом произошел переход к регулируемым договорам между покупателями и генерирующими компаниями, ликвидирован сектор свободной торговли, запущен «рынок на сутки вперед». Постановление Правительства от 7 апреля 2007 года предполагает замену регулируемых договоров на свободные уже в текущем, 2011 году. Розничный рынок, в соответствии с правилами, должен пройти либерализацию параллельно с оптовыми рынками.
Итак, мы сейчас находимся на последней стадии реформы электроэнергетики, которая должна создать «здоровую конкуренцию» в этой сфере. В качестве примера такого «оздоровления» мы решили привести ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС». До весны 2008 года это акционерное общество было закрытым. ЗАО с тем же названием было создано в 1997 году как стопроцентная «дочка» ОАО РАО «ЕЭС России». Но пресловутая реформа потребовала открыться. Появилось ОАО, о котором мы сейчас и говорим. 29 марта 2011 года «ИНТЕР РАО ЕЭС» объявило о покупке акций 32 энергетических компаний. у двух из них было выкуплено 100 % уставного капитала, у шести - контрольный пакет акций (более 50 %). Среди этих 32 есть и две местные компании - ОАО «Саратовэнерго» (куплено 56,97 % уставного капитала) и ОАО «Волжская ТГК» (32,44 % акций). По информации Федеральной антимонопольной службы, в состав последней входят саратовская ТЭЦ-1, саратовская ТЭЦ-2, энгельсская ТЭЦ-3, балаковская ТЭЦ-4, саратовская ТЭЦ-5 и Саратовская ГРЭС. ФАС, заметив по сути саратовскую монополию, потребовала снизить долю акций ВоТГК до 25 % либо продать долю Саратовэнерго. Однако в своем комментарии для «КоммерсантЪ» председатель правления «ИНТЕР РАО» Борис Ковальчук пояснил, что это потребуется, если из уставного капитала управляемой им компании не выйдет Росатом со всеми «дочками». И добавил, что стратегия «ИНТЕР РАО», напротив, предусматривает возможность наращивания доли в Волжской ТГК до контрольной. А руководитель саратовского филиала ВоТГК Вячеслав Янков на вопрос журналиста «Газеты Наша Версия» туманно ответил, что на нем лежит производственная деятельность, а за перемещением активов он не следит.
Теперь поговорим о другой составляющей «здоровой конкуренции» - ОАО «ФСК ЕЭС», заведующее национальной электрической сетью. Уставный капитал составляет 577,7 миллиарда рублей. Доля государства в нем - 76,6 %, а в первом полугодии 2010-го чистая прибыль составила 13 миллиардов рублей. И эта компания то и дело попадается на нарушении законодательства о защите конкуренции. Например, сейчас Арбитражный суд Москвы разбирается с иском ФСК, не согласной с решением антимонопольщиков, которые в декабре прошлого года признали компанию нарушившей закон «О защите конкуренции». Ранее ФСК была оштрафована на 300 тысяч рублей за неисполнение предписания об устранения нарушений законодательства. И таких примеров масса. Другие кусочки этого энергетического пазла мы рассматривать не будет. Потому что кажется, что об этом можно говорить бесконечно.
Итак, основной целью реформы, конечно же - по официальной версии, является создание конкурентного рынка электроэнергетики. По мнению создателей постановления, это сделает работу отрасли лучше - ведь в условиях конкуренции необходимо привлекать клиента, предоставляя более качественные и дешевые услуги, чем соперники. Но где же конкуренция? Соперничать могут компании, занимающиеся одним и тем же делом, а в этом случае все работают в разных направлениях: одни вырабатывают электроэнергию, другие - тепло, третьи заведуют сетями и так далее. Так что, с моей точки зрения, здесь мы видим вовсе не здоровый рынок, а бригадный подряд, о котором рассказывал Аркадий Райкин. Помните, когда костюм ему шили множество разных людей: один делал выкройки, другой пришивал пуговицы, третий - рукава и так далее. А в конце получился совершенно некондиционный продукт. Разве не то же самое сейчас вышло с энергетикой России? Может, из-за ощущения приближающегося кризиса компании отрасли и чиновники так упорно пытаются приучить население и бизнес экономить электричество?