Говорят, что самый выгодный бизнес в России - распиливание бюджетных денег. Также прибыльным делом считается аптечный бизнес. Руководствуясь нехитрой логикой, можно предположить, что муниципальные аптеки, объединяющие в себе оба варианта, - просто идеальный способ обогащения. Однако на сегодняшний день муниципальная аптечная сеть в Саратове и области практически развалена, и попытки ее реанимировать - пока только слова
Говорят, что самый выгодный бизнес в России - распиливание бюджетных денег. Также прибыльным делом считается аптечный бизнес. Руководствуясь нехитрой логикой, можно предположить, что муниципальные аптеки, объединяющие в себе оба варианта, - просто идеальный способ обогащения. Однако на сегодняшний день муниципальная аптечная сеть в Саратове и области практически развалена, и попытки ее реанимировать - пока только слова.
Расстарались
Недавно на совещании по модернизации здравоохранения губернатор Павел Ипатов задался вопросом - есть ли в области муниципальные аптеки? «Практически нет», - ответила министр здравоохранения Лариса Твердохлеб. «Они к кому перешли, эти аптеки?» - продолжал допытываться Павел Леонидович. «К частникам», - расплывчато объяснила Лариса Васильевна. Оказалось, что губернатор и сам знает ответ на свой вопрос. «Те чиновники, которые в здравоохранении были, те аптеки и получили. Не буду называть известную фамилию доктора, лечащего запои, - он сейчас один из владельцев аптечной сети. И еще есть ряд таких. Вот и ответ, почему нет муниципальных аптек: потому что чиновники расстарались, в частную собственность их перевели!» - высказался Павел Леонидович.
Слова министра здравоохранения о том, что такие аптеки нерентабельны, остались без внимания. Губернатор игнорировал министра и поддержал члена общественной палаты, профессора СГМУ Ирину Зайцеву, которая высказалась в том духе, что будь в Саратове муниципальные аптеки, инсулинового скандала могло бы и не быть. В итоге последовало поручение губернатора главам администраций рассмотреть возможность организации муниципальных аптек в районах.
Нельзя сказать, что таких учреждений в Саратовской области нет совсем. Однако еще два года назад, когда из 903 аптек муниципальными были всего 30, губерния уже входила в число семи регионов России, доля муниципальных аптек в которых самая низкая. В настоящее время ситуация еще более ухудшилась. Как сообщили «Газете Наша Версия» в региональном минздраве, на 1 апреля этого года в области зарегистрировано 1 030 аптечных подразделений, владельцами которых являются 270 юридических лиц. Из них только 17 - муниципальной формы собственности. Аптеки, подведомственные районным администрациям, имеются в Самойловке, Ивантеевке, Горном, Озинках, Базарном Карабулаке, Дергачах, Духовницком, Петровске, Вольске, Калининске, Балакове, Романовке, Новых Бурасах, Балтае, Аткарске и Хвалынске.
Вот и все, что на наш запрос информации захотело сообщить министерство в ответе за подписью начальника управления лицензирования, контроля качества и отраслевой стандартизации минздрава Рафика Ситдыкова. Вопросы о том, в связи с чем и в какие годы произошло сокращение муниципальной аптечной сети, являются ли такие аптеки рентабельными, в чем отличия их работы от частных и планируется ли в ближайшее время открывать их в области, были проигнорированы. «Решение об открытии или закрытии муниципальной аптеки принимается главой муниципального образования», - уточнил минздрав.
Ситуация «доктор, меня все игнорируют» повторилась и в случае с администрацией Саратова, получившей от нас порцию аналогичных вопросов. И.о. председателя городского комитета здравоохранения Ангелина Старикова ответила: «В муниципальном здравоохранении имеются 4 аптеки, которые являются структурными подразделениями муниципальных учреждений здравоохранения». Речь идет о городских клинических больницах №№ 6, 7, 8 и 10. «На протяжении ряда лет, ориентировочно с 2000 года, муниципальные аптеки, оказывающие фармацевтические услуги населению, в городе Саратове отсутствуют, - продолжила г-жа Старикова. - Информацией о количестве муниципальных аптек в 1995-2000 гг., о причинах их сокращения комитет здравоохранения не располагает, так как муниципальные аптеки не входили в структуру муниципального здравоохранения».
К сожалению, и.о. главы горздрава не уточнила, кому были подведомственны эти учреждения - может, комитету по ЖКХ или по архитектуре. Надеемся, что чиновникам горздрава хотя бы известен тот факт, что сейчас они занимают здание бывшей аптеки известного саратовского фармацевта и в одном из помещений вместо муниципальной аптеки № 7 успешно функционирует частная.
В ноль
Впрочем, приватизация муниципальных аптек - не тайна за семью печатями. Процесс передачи этих учреждений в частные руки начался в 1994-1995 годах после выхода соответствующего закона. Как вспоминает бывший чиновник от здравоохранения, а ныне управляющий сетью аптек в Саратове Михаил Волков, поначалу муниципальные аптеки, например № 288, № 290, приватизировали сами трудовые коллективы. Тогда в области существовало около 270 аптек и аптечных пунктов, всего 10 % из которых были частными. Вскоре аптеками как заманчивой перспективой организовать свой бизнес активно заинтересовались «сильные мира сего». «Это была большая волна, больше, чем первая. Она охватила не менее половины аптек», - отмечает Михаил Волков.
И, наконец, третья волна, но уже не приватизации, а, по мнению Михаила Владимировича, разорения пришлась на 2008-2010 годы. «За последние два года условия функционирования аптек ухудшились в разы: были урезаны наценки, повышены тарифы на коммунальные услуги, введены дополнительные налоги, не была осуществлена целевая поддержка аптек как социальных учреждений, - отмечает представитель саратовского аптечного бизнеса. - Учитывая, что аптеки находятся под очень большим гнетом нормативных актов, и им нужно соблюдать сложные лицензионные условия, санитарные нормы и прочее, становится очевидно, что если сети еще как-то смогли выжить в этих условиях, то все одиночные аптеки, независимо от формы собственности, начали умирать. Процесс этот идет до сих пор - закрываются одиночные частные аптеки и одиночные муниципальные аптеки».
Аналогичного мнения придерживаются практически все представители этого рынка. Сверхприбыли в аптеках - сегодня не более, чем миф. Так, по прогнозам некоммерческого партнерства «Аптечная гильдия», до конца 2011 года примерно половина аптек в России может закрыться из-за нерентабельности. Предполагается, что 30 % из них закроются уже в июле. Однако муниципальные аптеки - все-таки не бизнес в чистом виде. «Я всегда говорил о том, что государству нужно иметь областные и муниципальные аптеки, для того чтобы выполнять социальные задачи и программы по здравоохранению, - рассказывает Михаил Волков. - Да, большинство муниципальных аптек не будут прибыльными, многие из них будут работать в ноль. Но они необходимы так же, как и минздрав, и министерство социального развития. Это социальные функции, прежде всего. Они имеют мало отношения к бизнесу».
Одной из главных задач муниципальных аптек является отпуск лекарств по льготным и бесплатным рецептам. Сегодня этим занимаются частники, но, по их словам, чаще всего себе в убыток. «На сегодняшний день чиновники нагибают частный бизнес, для того чтобы решать эти задачи, заставляя их делать невыгодную работу», - убежден Михаил Волков. Чиновники, ясное дело, заявляют обратное. «Договор заключается между частной аптекой и поставщиком, который выигрывает на аукционе поставку лекарственных средств по льготному обеспечению, - отметил в разговоре с корреспондентом «Газеты Наша Версия» замминистра здравоохранения Михаил Кудин. - Поэтому если говорить о выгоде - никто никого не заставляет».
Что касается главного вопроса - создания в области новых муниципальных аптек, то тут тоже вроде бы никто никого не заставляет. «Рассматривать возможность» по поручению губернатора главы администраций могут до бесконечности, и, судя по всему, многие из них еще и не приступали к этому занятию. Однако Михаил Кудин выразил уверенность, что «вопрос будет решен положительно».