Пора расставить все точки над «i», раскрыть тайну, которая мучает некоторых активных членов и не членов регионального отделения «ЕР». Пора сказать о том, что до сих пор муссировалось только в читательских форумах к статьям на официальном сайте «Газеты Наша Версия». Пора ответить на вопрос: «Кто сливает Саратовский государственный университет имени Чернышевского?»
Пора расставить все точки над «i», раскрыть тайну, которая мучает некоторых активных членов и не членов регионального отделения «ЕР». Пора сказать о том, что до сих пор муссировалось только в читательских форумах к статьям на официальном сайте «Газеты Наша Версия». Пора ответить на вопрос: «Кто сливает Саратовский государственный университет имени Чернышевского?»
Овощи
Если у журналистов появляются документы о всяких кознях, творимых различными высокопоставленными деятелями, то наблюдатели говорят: «Фигурантов разоблачительных публикаций кто-то сливает». Мол, не может региональная пресса собственными силами раздобыть доказательства, да еще и придать огласке без риска оказаться на скамье подсудимых «по клевете». Ну и бог с ними, с наблюдателями.
Сами «фигуранты», оказавшись героями статей той или иной газеты, либо собственноручно, либо через многочисленных помощников принимаются искать того, кто «сливает». И не забывают поделиться подозрениями с широкой общественностью: «Это выгодно тому-то...», «Это на руку тем-то силам...», «Это камешек из такого-то огорода...»
Вот, например, кристальной чистоты человек, борец с коррупцией посредством «круглых столов», ректор Саратовской государственной академии права Сергей Суровов. Даже ребята из интернатов, которым несколько лет назад не достались положенные овощи, не могут сказать ничего плохого об этом бывшем министре образования Саратовской области! А между тем, ненавистные журналисты из «Газеты Наша Версия» все находят и находят какие-то документы, свидетельствующие о возможных злоупотреблениях, а порой - и (свят-свят-свят) о подозрениях на коррупционные махинации Сергея Борисовича. И тут уже не так важно - правдивы ли документы и есть ли факты нарушений со стороны руководителя академии и видного члена «ЕР». На первый план выходит вопрос: «Кто слил?»
Впрочем, сегодня хотелось бы поговорить не о геройствах Сергея Суровова. Этому деятелю в ближайшее время придется смотреть честными глазами в лицо одного из руководителей Федеральной аттестационной комиссии Минобрнауки РФ. С чем его и поздравляем.
Назрела необходимость раскрыть карты по поводу «слива» другого вуза - Саратовского государственного университета имени Чернышевского. После того как в нашем издании появился ряд критических публикаций про СГУ, после того как мы представили на суд общественности документы, подтверждающие возможные нарушения в университете, всякие конспирологи зашелестели: «слив, слив, слив...»
В форумах к публикациям о делах ректора СГУ Леонида Коссовича (частенько переплетенных с делами видных саратовских единороссов) на нашем сайте каждую неделю появляются таинственные «знаю всё» и раскрывают читателям глаза на мир. И каждую неделю эти всезнайки выдумывают все новых и новых «сливал» информации о вузе. Ну что ж, может быть, загадочные конспирологи не так уж и заблуждаются?
Наумов и Ко
Самым первым «подозреваемым» почему-то оказался... ректор Поволжской академии государственной службы Сергей Наумов. Сергей Юрьевич, не иначе, угодил в список потенциальных «сливал» из-за того, что редакция «Газеты Наша Версия» еще не успела опубликовать ни одной серии критических публикаций об этом деятеле. В таком случае просим прощения у г-на Наумова и обещаем исправиться в ближайшем будущем.
Конечно, с точки зрения информированности о всякого рода делах своих коллег, ректор ПАГС идеально подходит на роль, отведенную ему злопыхателями. Более того, этот деятель вхож не только в саратовские вузы, но и в единоросские кружки по интересам. Однако в таком случае смущает одна деталь. И деталь эта является, можно сказать, алиби Сергея Юрьевича: трудно просматривается мотив «слива от Наумова».
Зачем ему это делать? Нелепые предположения о том, что якобы ректор ПАГС имеет далеко идущие планы и рьяно растущие амбиции - смешны. Наш «подозреваемый» ведет себя спокойно, тихо руководит одним из крупнейших в Саратове вузов и, кажется, вполне доволен жизнью. Ведь столь же осведомлен (а может, и больше) о делишках местных ректоров и руководитель СГСЭУ Владимир Динес. И он тоже (пока) не являлся фигурантом наших разоблачительных публикаций... Да и ректор СГАУ Николай Кузнецов упоминался нами разве что как одна из говорящих голов единой и направляющей партии.
Поэтому можно с уверенностью в 73 % сказать, что на Сергея Наумова кто-то наводит напраслину. В конце концов, так, ради шалости, раскрыть документы, подтверждающие необоснованные траты коллеги на пиар в СМИ или рассказывающие об особенностях арендных взаимоотношений руководства СГУ с членами «ЕР», было бы безумством со стороны Сергея Юрьевича. А он выглядит весьма здравомыслящим человеком.
Карро Примо и ВВВ
Кто же тогда «сливает»? Недоброжелатели покрутились на месте с завязанными глазами и ткнули пальцем в проходящего мимо начальника управления по правовому и кадровому обеспечению СГУ Елену Сергун (в девичестве - Карро Примо). Вроде бы ткнули наугад, но вот совпадение - эта сотрудница госуниверситета то и дело появляется в таких местах, где ей вроде бы не место. Вот как ее угораздило попасть на первую полосу «Газеты Наша Версия»? Да не просто так, а беседующей с издателем газеты Леонидом Фейтлихером!
Так, может быть, «палец в небо» сработал как уста младенца? Но тут опять возникают всякие нестыковки. Например, в упомянутом выше интервью под заголовком «Защита Карро Примо» («Газета Наша Версия», № 26 (83) от 9 июля 2010 года) Елена Леандровна выступает не в роли перебежчика, а в роли человека, отстаивающего свою позицию. И позиция эта очень совпадает с интересами руководства вуза. Наше издание всегда радо таким людям, которые не боятся защищать какую-то точку зрения, приводя весомые аргументы, но едва ли эту словесную дуэль между Фейтлихером и Сергун можно считать началом «особых» взаимоотношений. И опять же, не прослеживаются мотивы, хотя способов добыть информацию у этого «подозреваемого», наверное, даже больше, чем у Наумова.
Раздираемые догадками конспирологи в какой-то момент совсем «слетели с катушек» и предположили, что истинный «сливатель» Саратовского государственного университета - вице-премьер Правительства РФ Вячеслав Викторович Володин! Якобы он много сделал для СГУ, а в ответ мало получил. Вот и решил устроить утечку информации, не иначе, через «своих людей».
Но задумайтесь - где Коссович, а где Володин. Да будь Леонид Юрьевич хоть ректором университета со званием «межзвездный интернациональный», ему до Вячеслава Викторовича далеко. Г-н Володин может разве что использовать площадки СГУ для поднятия личного статуса и набора политического веса. Ведь давно уже известно: самый эффективный способ показать свою ударную работу - стать куратором кого-нибудь или чего-нибудь. Особенно хорошо эта простая формула работает, если объект внимания куратора - самодостаточное учреждение с финансированием из федерального бюджета. Ну прямо как Саратовский госуниверситет. И зачем в таком случае медведю малину топтать?
Коссович и клерки
Среди конспирологов (знатоков «сливных» дел) недавно появилось новое течение - всезнайки-минималисты. Они уверены в том, что информацию о делах и делишках руководства СГУ в прессу предоставляют клерки типа начальника пресс-службы университета Ольги Ляпкиной или юриста местных единороссов Ларисы Кузнецовой. Есть у этого «течения» в запасе и менее известные и влиятельные люди, однако упоминать их просто смешно. Осмелимся лишь предположить, что у подобных инсайдеров мотивации для общения с журналистами еще меньше, чем у Наумова, Сергун и Володина вместе взятых. Разве что - деньги. Хотя за свое молчание они и так могут получать немалые суммы...
Существует и версия о том, что информацию в «Газету Наша Версия» «сливают» работники... надзорного органа! Может быть, носители подобных слухов путают нормальную работу прокуроров и следователей с чем-то другим? Нам остается только радоваться тому, что правоохранители вплотную занялись рассмотрением публикаций о возможных нарушениях. Если повезет, результатом такого внимания к газете станет конкретное улучшение жизни сотрудников и студентов СГУ.
Ну и, конечно, самый очевидный вариант, который почему-то никто из всезнаек даже не рассматривает. Идеальным носителем и распространителем информации о вузе, человеком, имеющим и возможность получить документы, и мотив, чтобы эти бумаги обнародовать, - сам ректор СГУ Леонид Коссович. Без сомнения, он может получить на руки любую бумагу, имеющую отношение к госуниверситету. Причем, сделать это, в том числе, и незаметно для окружающих. Но где же мотив?
А мотив у Леонида Юрьевича может быть очень серьезный. Представьте себе человека, руководителя учебного заведения, которому до пенсии осталось несколько лет. Этот человек на протяжении долгого времени был вынужден ходить по лезвию бритвы - подписывать подозрительные бумаги, выделять огромные площади госсобственности представителям одной парторганизации, пропускать через проединоросские СМИ тысячи и миллионы рублей...
И кто же в итоге будет отвечать за все, что творилось в застенках госуниверситета? Кто будет расплачиваться за благодарность, дальновидность и совестливость? Кто может быть с позором изгнан из ректорской среды, да еще и заклеймен нехорошими словами из Уголовного кодекса РФ? Конечно, с вероятностью в 73 % можно предположить, что «козлом отпущения» станет человек, уходящий на пенсию. А его преемник получит возможность еще не один год заявлять: мол, сейчас бы и на лучшие показатели вышли, но предшественник мой дел наворотил... И никакого тебе почетного звания президента вуза.
Может ли подобная угроза мотивировать ректора Коссовича на то, чтобы заблаговременно обелить себя и отделить от местных политсектантов? Кажется, мотив более чем убедительный.
Экспрессия правды
Итак, когда все наши «подозреваемые» собраны в одной импровизированной большой комнате, мы можем приоткрыть завесу тайны. Как видно, у каждого из вышеназванных персонажей были либо мотивы, либо возможности (а порой - и то, и другое) для того, чтобы устроить «слив» Саратовского государственного университета имени Чернышевского. Но мы ведь ищем одного человека. Одного деятеля, который поставляет журналистам все новые и новые факты, документы, доказательства... Или нет?
Может быть, кто-то не читал одно из замечательных произведений Агаты Кристи под названием «Убийство в «Восточном экспрессе»? В таком случае, настоятельно советую хотя бы посмотреть экранизацию этого детективного романа, ведь у нас, по сути, сложилась аналогичная история. Может быть, организованно, а может быть, и не подозревая о своих таинственных последователях, но все наши «подозреваемые» могли приложить руку к «сливу». Но не к «сливу» Саратовского государственного университета, в который нас активно заставляют поверить.
Нет, нет. Речь идет о благородном деле - о «сливе» всей грязи и мерзости, которая успела налипнуть на стены СГУ и впитаться в сознание некоторых представителей этого национального исследовательского университета.