Бывший губернатор Аяцков много лет обещал всем жителям Саратовской области «достойную среду обитания». Что он имел в виду - просторные вольеры для каждого или особняк в Октябрьском ущелье для себя, теперь, наверное, он и сам не припомнит. Нынешние власти сулят уже не «достойную», а всего лишь «доступную» среду. Однако доступность для сегодняшнего Саратова - тоже неплохое, но, правда, пока нереальное качество
Бывший губернатор Аяцков много лет обещал всем жителям Саратовской области «достойную среду обитания». Что он имел в виду - просторные вольеры для каждого или особняк в Октябрьском ущелье для себя, теперь, наверное, он и сам не припомнит. Нынешние власти сулят уже не «достойную», а всего лишь «доступную» среду. Однако доступность для сегодняшнего Саратова - тоже неплохое, но, правда, пока нереальное качество.
Вот уже несколько месяцев в нашем регионе действует пилотная государственная программа «Доступная среда» на 2011-2015 годы и аналогичная областная программа, рассчитанная на ближайшие два года. «Доступная среда - это совокупность условий и требований, прежде всего, к создаваемой человеком окружающей среде (архитектурный дизайн, транспортная и инженерная инфраструктура), и информационной среде, позволяющая беспрепятственно передвигаться и воспринимать жизненно важную информацию, - поясняет министр социального развития Владимир Чернышев на сайте своего ведомства. - Говоря простым языком, предназначение программ в том, чтобы исправить недостатки жизненного уклада наших населенных пунктов, мешающие людям с ограниченными возможностями чувствовать себя полноправными членами общества».
Между тем, как считают многие эксперты, доступная среда - это понятие, связанное не только с инвалидами. Городское пространство должно быть комфортным для каждого жителя. К счастью, это понимают и в минсоцразвития, на которое, по сути, возложена главная ответственность за выполнение программы. «Категорически неправильно мнение, что доступная среда создается только для инвалидов. Если принять во внимание все категории граждан, которым затруднительно передвигаться по городу без создания определенных условий, то таких у нас около 40 процентов населения», - считает Владимир Чернышев. Однако мнения одного, пусть и очень активного, министра недостаточно. Так должны думать все чиновники без исключения. А вот как заставить их так думать - это, похоже, загадка даже для профессиональных психологов и нейрохирургов.
На пилотную программу будут выделены миллиарды рублей. Но организовать доступную среду в городе на самом деле не так затратно, как кажется на первый взгляд. Во многих случаях требуется не созидать, а разрушить, снести, стереть с лица земли... А разве не это любимое занятие саратовских властей? Убрать бордюры, выровнять «скачущие» тротуары, не укладывать на них скользкую плитку, сделать пологими входы в здания - неужели это требует каких-то нечеловеческих усилий и спецпрограмм с миллиардным финансированием? Думается, что нет. Как говорила бывший зампред областного правительства Наталия Старшова, чтобы решать проблемы людей с ограниченными возможностями, «нужно просто поднять одно место и начать работать», а подняв «одно место», не забыть «включить душу». Однако что-то не ладится в этой схеме у наших чиновников - то ли место, название которого глава Саратова Олег Грищенко не стесняется произносить прямо, без обиняков, уже стало неподъемным, то ли кнопку от души никак не могут найти.
Вполне очевидно, что создавать «доступную среду» необходимо еще при строительстве новых объектов. Но таких примеров в Саратове очень мало. Взять хотя бы новую развязку у аэропорта и дворы, которые ремонтируют в Саратове в рамках партийного проекта. Несмотря на то, что дорога и эстакада через Алексеевский овраг сданы в прошлом году, удобного в них мало, особенно для пешеходов. Выступы по краям дороги шириной максимум полметра — это, видимо, тротуары. По ним могут ходить разве что камикадзе, которым не страшно погибнуть под колесами мчащихся на высокой скорости машин. А навьюченным сумками клиентам сельхозрынка в Юбилейном, чтобы уехать обратно в город, приходится преодолевать пыльный пустырь и шесть полос с оживленнейшим автомобильным движением, причем без каких-либо светофоров. Жителям близлежащего Нового поселка в этой ситуации вообще «повезло» - теперь они каждый день играют в рулетку под названием «пропустит меня водитель или нет». Что касается дворов, то в некоторых из них строители не пожалели бордюрного камня - обложили им все без разбора. Ни инвалиды, ни мамы с колясками, ни старички с палочками, ни автовладельцы не скажут им за это спасибо. Вот такая она, доступная среда от «партии власти».
Как была, так и осталась пристанищем торгашей улица имени Сакко и Ванцетти, и мы, наверное, не устанем об этом писать, пока ее официально не переименуют в улицу имени Грищенко и Прокопенко - главных борцов за доступную и комфортную среду в Саратове. Еще любопытнее ситуация в Мирном переулке. Там, со стороны трамвайной остановки, тротуары по сути отсутствуют. На их месте стоят торговые павильоны. Никто бы, может быть, об этом не догадался, но в прошлом году, как будто в насмешку, на этих крошечных «тротуарах» заменили старые бордюры на новые полосатые. И сразу стало понятно, какое место в городе отводят людям «с ограниченными возможностями» люди «с практически не ограниченными возможностями».
А ведь чтобы сделать Саратов городом для людей, много не надо. Наверное, все обратили внимание на то, как преобразилась площадь перед «Детским миром», когда с нее убрали базар и передвинули подальше от остановки торговые павильоны. Теперь по улице можно свободно ходить, а это ли не достижение в нашем городе, находящемся в полуосадном положении? Для сравнения, площадь перед цирком - это настоящая полоса препятствий. С одной стороны на вас едет паровоз, с другой - пони, с третьей - подгоняет грузчик с тележкой, рядом надрывается рекламный экран и музыкальные ларьки - и все, вы теряетесь, у вас фобия, вам хочется поскорее убежать подальше и никогда больше не возвращаться в это адское место.
Давайте еще вспомним закрытый подземный переход на вокзале, запрещение торговать водой на улицах в летнее время при полном отсутствии питьевых фонтанчиков, чахлые пыльные скверы и т. д., и т. п. (список можно продолжать до бесконечности) и поймем, что наш город превращается во враждебную, а не доступную для жителей среду. Вообще, давно пора вводить новый термин - саратовофобия. По данным исследования, проведенного недавно на кафедре социальной антропологии и социальной работы СГТУ, более половины опрошенных «маломобильных граждан», к которым относятся и люди пожилого возраста, отметили, что при перемещении по городу они испытывают состояние тревоги, не чувствуют себя в безопасности. Что касается изменений, произошедших в Саратове за последние двадцать лет, 37,3 % горожан считают, что стало немного лучше, всего 6,5 % - намного лучше, 27,3 % опрошенных уверены, что ничего не изменилось, а 5 % видят изменения только в худшую сторону. Хотелось бы верить, что после реализации программы «Доступная среда» оптимистов среди горожан хотя бы немного прибавится.