Про то, что вместе с весенним снегом сходят и российские дороги, сочинили уже немало шуток и анекдотов. Вот и в нашем регионе постепенно начали «таять» вызвавшие массу обсуждений отремонтированные по проекту «Новые дороги городов России» асфальтовые покрытия дворовых территорий. И эта тема вновь поднялась на гребень чиновничьих, депутатских и медийных дискуссий
Про то, что вместе с весенним снегом сходят и российские дороги, сочинили уже немало шуток и анекдотов. Вот и в нашем регионе постепенно начали «таять» вызвавшие массу обсуждений отремонтированные по проекту «Новые дороги городов России» асфальтовые покрытия дворовых территорий. И эта тема вновь поднялась на гребень чиновничьих, депутатских и медийных дискуссий.
Напомним, что 16 июня 2010 года Вячеслав Володин во всеуслышание объявил, что Саратов получит 806 миллионов рублей для реализации партийного проекта «Новые дороги городов России». Чуть меньше чем через месяц, 6 июля, глава города Олег Грищенко провел совещание по этой теме. А 21 июля региональный парламент завел многострадальные средства в областной бюджет. Городская дума приняла деньги в городскую казну на заседании, прошедшем 29 июля. Однако ремонтные работы начались еще в конце июня - начале июля. Из-за этого-то и поднялась шумиха с нарушением 94-ФЗ, так как не были соблюдены конкурсные процедуры. Помнится, на открытии эстакады через Алеексеевский овраг и.о. главы администрации Саратова Алексей Прокопенко на вопрос: «Когда объявят аукционы?» сообщил, что в самое ближайшее время, а пока работают энтузиасты, и добавил: «Зачем энтузиастов отговаривать? Наоборот, пусть больше работают». Это было во второй половине сентября. Аукционы объявили в начале октября. Заявки на них подали только две организации - ЗАО «Автогрейд» и МУП «Городские дороги плюс». Так как на оба аукциона было подано по одной заявке, их признали несостоявшимися и контракты отдали с максимальными ценами 394 и 449 миллионов соответственно. Итого получается 843 миллиона рублей. Не зря на совещании, посвященном реализации проекта «Новые дороги городов России», прошедшем в Москве в конце ноября 2010 года, госдеп Николай Панков похвалил городскую власть за то, что она подключилась к проекту и даже смогла выделить дополнительные средства.
Депутат областной думы, а по совместительству куратор проекта «Новые дороги городов России» Олег Галкин рассказал, что точная цифра, сложившаяся в 2010 году из городских и федеральных денег, - 848,9 миллиона рублей. Он пояснил, что в прошлом году не было разделения субсидий на средства для ремонта дворов и ремонта улиц.
А между перечисленными основными событиями была еще масса не столь значительных - попытки отменить аукционы, недовольство со стороны Саратовского УФАС, открытое письмо к заместителю премьер-министра России, подписанное 20 директорами дорожно-ремонтных организаций, с просьбой не отменять аукционы (кстати, заявку на участие в неотмененных торгах подала только одна из этих компаний), информация, появившаяся почему-то на сайте администрации города, что дорожники собираются оцепить здание правительства области, ругань между региональным органом исполнительной власти и мэрией, всевозможные комментарии и так далее.
Но ничто не помешало подарить жителям города нормальное асфальтовое покрытие возле их домов. Правда, как сообщил на заседании коллегии министерства транспорта и дорожного хозяйства, состоявшемся зимой этого года, его руководитель Иван Панков, работы на сумму 119 миллионов рублей не были приняты и не оплачены. Он заметил, что немалую роль в этом сыграли «ошибки в планировании и неоправданно долгая подготовка проведения аукционов по размещению заказов». Олег Галкин уточнил эту сумму. Она составляет 116,8 миллиона рублей и не вернется в федеральный бюджет, а перейдет на текущий год. Депутат добавил, что эти деньги не были заплачены ремонтникам, работавшим в основном на уличных территориях. Соответственно, они и пойдут преимущественно на улицы. «Некоторые объекты начинали делаться и не были доделаны до конца. Тот же Мирный переулок, там, по-моему, асфальтовое покрытие снято было, но не положено», - закончил Олег Александрович.
И вот 26 апреля 2011 года на заседании городской комиссии по ЖКХ парламентарии областного центра решили спросить с глав районов Саратова отчет о проведенном ремонте. Неувязка вышла с самого начала - главы районов на заседание не пришли. Как пояснил председатель комиссии Дмитрий Кудинов, они готовились к приезду секретаря Совета Безопасности РФ Николая Патрушева. Из-за визита высокого гостя гордепам пришлось довольствоваться заместителями глав. По их словам, в Ленинском районе на ремонт было истрачено 8,1 миллиона рублей, во Фрунзенском - 11,5 миллиона, в Заводском - 18,7 миллиона, в Волжском - 8,4 миллиона, в Кировском - 15,6 миллиона, а в Октябрьском - 6,5 миллиона рублей. Депутатов отчет устроил, и все сошлись на том, что план на 2010 год был выполнен на 100 %. Но ведь это всего лишь 68,8 миллиона.
Куда же делись остальные 655,2 миллиона рублей? Не может быть, чтобы работы, о которых отчитывались, не имели ничего общего с проектом «Новые дороги городов России», потому что многие адреса в отчетах и в аукционной документации к тем самым торгам, проведенным в октябре минувшего года, совпадают. Например, проезд от улицы Некрасова до Набережной Космонавтов (вблизи д. № 1 по Набережной Космонавтов). На этом адресе можно остановиться подробнее. Он обнаружен в пресловутом аукционе на 449 миллионов рублей, объявленном 7 октября 2010 года. Позже в документацию были внесены изменения, но адрес «вблизи Набережной Космонавтов, 1» остался на месте. 21 октября 2010 года администрация Волжского района объявила еще один аукцион на ремонт улиц в жилой застройке на сумму 6,8 миллиона. И в документах обнаруживается практически такой же адрес. Только проезд вблизи дома № 1 уже не до Набережной Космонавтов, а до Бабушкиного взвоза. Таким образом, этот проезд отремонтировали аж 2 раза. Так куда же делись остальные миллионы? Олег Галкин пояснил, что районы отчитались о расходовании денег, выделенных из городской казны.
Видимо, федеральные средства никак не волновали собравшихся на заседании слуг народа. Наверное, бюджетные деньги интересуют депутатов только когда речь идет об их получении, а не о расходовании. Зато на этом заседании было решено лично контролировать качество ремонта и обязательно заставить дорожников исправить все недочеты, проявившиеся с наступлением весны. Вспоминаются слова Прокопенко про энтузиастов, которых не надо отговаривать, а наоборот, заставлять побольше работать. Похоже, что именно этим и собрались заниматься местные парламентарии.
Тем временем, между правительством Саратовской области, Минрегионразвития РФ и Федеральным дорожным агентством подписано соглашение о выделении субсидий из федерального бюджета на ремонт уличной дорожной сети и дворовых территорий, проездов к этим территориям многоквартирных домов Саратова. Всего в город придут 645 миллионов, из них на дворы пойдет 430, а на уличную дорожную сеть - 215 миллионов. К первой сумме город планирует добавить еще 23 своих миллиона и в совокупности отремонтировать 201 двор. Волжский район получит 58,3 миллиона рублей, Заводской - 102,2 миллиона, Кировский - 71,4, Ленинский - 20,1 миллиона, Октябрьский - 49,7, Фрунзенский - 30,3 миллиона рублей.
Заместитель председателя правительства области Дмитрий Федотов отметил, что похожее соглашение будет подписано и с городской администрацией, и добавил: «Ждем от муниципалитета, причем как можно быстрее, муниципальные программы с перечнем включенных в них объектов, чтобы как только позволят погодные условия, начать дорожные работы». И, видимо, памятуя о прошлогодней неразберихе, отметил, что «ни в коем случае нельзя затягивать эти работы, к ним необходимо приступить как можно скорее, соблюдая при этом все необходимые конкурсные и законодательные процедуры».
Однако надеяться на то, что ремонт дворов в этом году обойдется без скандалов, не приходится, поскольку в некоторых не далеких от городской власти СМИ еще до появления вышеупомянутой программы прошла информация о том, что у Саратова к началу работ все готово, а область «зажала» пришедшие из федерального бюджета деньги. Что-то похожее уже было в прошлом году. Главное, чтобы ситуация не повторилась с абсолютной точностью. Очень уж жаль простых рабочих, которые гнут спины, чтобы прокормить семью, а потом не могут получить честно заработанные деньги.