Казалось, что последнее заседание городской думы пройдет не так ярко, как бракосочетание принца Уильяма и Кейт Миддлтон исключительно потому, что Александр Ванцов ловит в Абхазии карманников и, как Макар Нагульнов, терзает по вечерам русско-английский разговорник по кандидатскому минимуму агента Интерпола («Май нейм из Ванцов! Ай эм фром Саратофф. Ай эм риали файтер виз коррупционен... коррупционненшл! Коррупшион мэн ин призон!»)
Казалось, что последнее заседание городской думы пройдет не так ярко, как бракосочетание принца Уильяма и Кейт Миддлтон исключительно потому, что Александр Ванцов ловит в Абхазии карманников и, как Макар Нагульнов, терзает по вечерам русско-английский разговорник по кандидатскому минимуму агента Интерпола («Май нейм из Ванцов! Ай эм фром Саратофф. Ай эм риали файтер виз коррупционен... коррупционненшл! Коррупшион мэн ин призон!»).
Догнать и перегнать
Да так в сущности и было - скучно и зевотно. Если бы не председатель городского комитета по дорожному хозяйству и транспорту Валерий Данилин, который выступал по первому вопросу, пустяшному и проходному, но его выступление застряло у меня голове и породило кучу мыслей, как обычно, пагубных. Данилин хлопотал за работников МУ «Транспортное управление», просил изменить систему оплаты их труда. Данилина выслушали и согласились.
Таким образом, средняя зарплата работников транспортного управления отныне составит не 8 c чем-то тысяч рублей, а 9 с чем-то тысяч рублей. Безусловно, эта мысль, конечно же, меня обрадовала, ведь поднятие зарплаты до такого уровня было необходимым требованием для того, чтобы Саратов мог установить равные побратимские связи с республикой Бангладеш, и они бы не смотрели на нас свысока.
А потом я подумал, что на этом не нужно останавливаться, так как над уровнем Бангладеш идут еще примерно полтораста республик, с которыми Саратов также может установить дружеские отношения. Правда, один маленький нюанс - входной билет в их клубы будет стоить «от 10 тысяч рублей и выше».
Н-да. Где взять деньги? У нас есть два пути: о первом говорил Олег Грищенко - нужно перестать просить деньги у губернатора и областного бюджета, а вместо этого развивать свою экономику; о втором говорил тоже Олег Грищенко после того, как сказал о первом - он попросил деньги из областного бюджета.
При этом никто, конечно, не забыл о развитии экономики - на площади Столыпина полным ходом идет посевная, и уже осенью на рынках города вместо иранской картошки и польского лука появятся «Овощи Депутатские».
А я хочу предложить третий вариант обогащения Саратова, чтобы догнать и перегнать Бангладеш и достичь уровня какой-нибудь маленькой неприметной страны, ну, скажем, Люксембурга. Вы просто не представляете, насколько это легкий, а главное - уже работающий способ.
Посередине
Кажется, Дмитрий Олейник сказал, а может, это и не он сказал, но я думаю, что все-таки он, потому что у Олейника очень широкий диапазон всяких тем - от выращивания помидоров до изучения венецианских географических карт - так вот что сказал условный Дмитрий Олейник.
Он сказал, что в условиях всеобщей вертикальной повинности вольготно живут два типа субъектов федерации: очень богатые с нефтью и прочей углеводородной грязью и очень бедные субъекты без нефти, но с аксакалами и старейшинами в папахах. А между ними есть регионы, которые тихо влачат свое существование, как дворняги.
И Первых, и Вторых нежно любит Кремль. Первых - за то, что они добывают газ и нефть, вторых - за то, что они стоически подавляют в себе желание отсоединиться от России и стать самостоятельными членами ООН и прочих Юнеско. На дворняг посередине, вроде нас, Кремлю наплевать.
Так вот в компанию к Первым нам не попасть по естественным причинам. У нас в Саратове нет нефти, нет газа, нет угля, молибдена нет, радия нет, золота нет, кимберлитовой трубки с алмазами тоже нет. Леса нет, рыбы нет, шиншиллы нет, кокосовой пальмы нет. Отелей нет, олл инклюзива нет, пляжей нет. Вообще ничего нет. Город с альтернативным названием «Нет».
Депутаты есть, но их задорого не продашь, а сбывать по дешевке вьетнамцам на рисовые поля бесчеловечно и запрещено «Обществом защиты Простейших организмов».
Бюджет Саратова - десять с чем-то там миллиардов рублей, и что-то мне подсказывает, что он не изменится. Нет никаких предпосылок его роста! И в прошлом году он был 10-11 миллиардов, и в позапрошлом, и в позапозапрошлом... Из года в год губернатор получает бесчисленные письма типичного содержания, хоть и от разных адресатов: «От главы города...», «От депутатов городской думы», «От членов и не только членов Общественной палаты», «From agent of Interpol А. Nik. Vantsov...» - и так далее. У него накопилось столько писем, что из них можно сшить длинную траурную ленту саратовского бюджета, который по-прежнему составляет 10 миллиардов вместо минимально необходимых то ли 16, то ли 18, то ли 22 миллиардов - в разные годы разные данные.
Так вот, боюсь, что эта цифра останется такой же и в будущем (ну, учитывая инфляцию, конечно), так как ни Зимне-Летне-Весенне-Осенних Олимпийских игр у нас не будет. Чемпионата мира по футболу, гандболу, керлингу, поло на слонах у нас не будет, а в том случае, если мы решим провести Чемпионат Африки, то, думаю, уступим Сьерра-Леоне.
Что же делать, кроме того, что выпрашивать деньги у губернатора и ухаживать за центральным огородиком?
Из дворняг в греки
Либерально и не очень настроенные люди в последнее время увлеклись прогнозами, что недалек тот год, когда регионы России поделятся на части, как сиамские близнецы.
Кто-то говорит, что это случится к 2020-му, кто-то - к 2030-му. Журналист Олег Кашин целую лекцию об этом прочитал и у себя в блоге 6 апреля вывесил.
Я понимаю, что наши дети к 2030 году в любом случае будут жить лучше, чем мы, но все-таки не хочется встретить развитый капитализм со стандартным набором пенсионера: от артрита до тугоухости. Значит, нужно торопиться.
Так вот, значит, нам надо пойти по пути Вторых, а именно - на время захотеть стать Самостоятельной Республикой в рамках программы «Сколько денег попросишь, столько тебе и дадут». Правительство Чеченской республики недавно попросило на свое развитие 500 миллиардов рублей, чем мы хуже?!
Что у нас там? Гагарин приземлился - это в Энгельсе... Стерлядь выпускаем - это в Сабуровке... Дрофа и тюльпаны водятся - вообще черт-те где в Федоровском районе...
А! У нас же есть Увек в Заводском! Есть. Когда-то этот город гремел на всю Ойкумену. Там была своя валюта, были аристократы, простолюдины, торговцы, ремесленники и рабы. В Увек приезжал сам Марко Поло, а, будучи родом из Италии, он нравился женщинам. Получается, что люди, живущие в Саратове, - это увекцы и чуть-чуть потомки Марко Поло. Им пора заявить о своих правах!
По своим размерам в 400 квадратных километров Саратов вполне годится на то, чтобы называться страной. Ватикан - это государство размером с Театральную площадь - и ничего! Там есть свои деньги, полиция, почта и даже церковь!
Возьмите Олега Грищенко - настоящий увекец! Гены Марко Поло дают о себе знать - Олег Васильевич регулярно путешествует и выглядит гармонично.
А здесь, в Саратове, в своем костюме он производит впечатление жениха, то есть человека, который аккумулировав все свое мужество, решил надеть пиджак РАЗ в жизни, потому что идти в ЗАГС в подводном комбинезоне с ружьем в руке выглядело бы на фото с будущей тещей хоть и вполне объяснимым, но все-таки несколько неуместным желанием. Так вот, в костюме, Олег Васильевич выглядит как жених, а это, согласитесь, мучительно - жениться каждый день. Хватит мучиться человеку.
Мы заявим о том, что отныне называемся Республикой Увек. Изберем Президента (Олега Грищенко), сочиним свой гимн - что-то вроде «Боже, храни Первую Леди!» - и отчеканим монету с ее профилем.
Виктор Малетин (сидит слева от Грищенко) будет старейшиной, он наденет какую-нибудь высокую шапку с перьями дрофы и станет украшать собой местный парламент, который мы, согласно древней традиции, назовем Ордой. Состоялось очередное заседание Саратовской Орды. Или Увекской. Как свежо и наглядно это звучит.
Подобно вулканической Республике Науру мы заявим, что готовы признать Южную Осетию и получить за это 50 миллионов долларов. По специальному прайс-листу мы будем готовы признавать все что угодно - от Тайваня до Квебека.
Перевоплощение нельзя откладывать. Это должен быть быстрый, очень быстрый и очень неожиданный процесс отделения. Почти такой же быстрый и неожиданный, как снятие Евгения Шлычкова с должности. Помните, что они говорили: «Мы думали, что на первом заседании нам выдадут удостоверения депутатов и разнесут выпивку, а получилось, что мы выбрали Шлычкова! Это нелегитимно!» Вот то, что нужно! «Мы думали, что 13 марта был всенародный референдум о создании Республики Увек, и не надо нам говорить о муниципальных выборах! Оставьте это для Пензы!»
Как только это случится, вы не поверите своим глазам: нас станут ежедневно показывать по Первому каналу! Нас и сейчас показывают, особенно если это пожар 15-й категории на 3-й Дачной или проспекте Кирова. А станут показывать другое - танцевальные коллективы Республики Увек, выставку тарелок в музее Чернышевского, конкурс детского рисунка, высадку роз в собачьем парке у цирка, сбор первого урожая столыпинского огородика и многое, многое другое. К нам мгновенно придут федеральные деньги, Олег Грищенко съездит за ними в гидрокостюме - ничего, Президенту Республики Увек можно и так. У нас достроят ТЮЗ, возведут двадцать новых детских садиков, отремонтируют все старинные здания, откроют пять плавательных бассейнов и пять универсальных стадионов. А потом мы попросим 500 миллиардов на социально-экономическое развитие Республики Увек и превращение ее в горнолыжно-курортную туристическую зону. А как только эти деньги потекут к нам, мы торжественно заявим, что навеки будем с Россией и объявлять себя страной не станем. По крайней мере, до 2030 года. Ну а там - как получится.
Вот так. Не знаю, как вы, но я просто не вижу другого способа поднять благосостояние саратовцев хотя бы выше уровня Бангладеш. Есть, правда, еще один способ...
О, простите, я сейчас закончу свою мысль, просто кто-то стучится в дверь.
«Здравствуйте. Да, я Михаил Деришев. Что вы говорите? Вы из полиции? Из подразделения «Э»? По поводу отделения Саратова и создания Республики Увек? О, нет, нет, господа, это же шу...»