В конце марта текущего года Государственная дума РФ в окончательном, третьем чтении приняла закон об осуществлении платежей через специальные терминалы. Имеются в виду чудо-аппараты для оплаты «за телефон» и другие услуги, которые сегодня в изобилии можно встретить в сетевых магазинах, салонах связи и т.д. Однако спустя пять дней, 1 апреля, Совет Федерации отклонил одобренный Госдумой закон. Депутат Государственной думы РФ Юрий Зеленский рассказал нашему изданию, почему он положительно отнесся к протесту сенаторов, которые пошли против решения думского большинства.
В конце марта текущего года Государственная дума РФ в окончательном, третьем чтении приняла закон об осуществлении платежей через специальные терминалы. Имеются в виду чудо-аппараты для оплаты «за телефон» и другие услуги, которые сегодня в изобилии можно встретить в сетевых магазинах, салонах связи и т.д. Однако спустя пять дней, 1 апреля, Совет Федерации отклонил одобренный Госдумой закон. Депутат Государственной думы РФ Юрий Зеленский рассказал нашему изданию, почему он положительно отнесся к протесту сенаторов, которые пошли против решения думского большинства.
Принятый в ГД закон должен был регламентировать работу терминалов, которые в последнее время заполонили российские города. Например, в нем прописывалась обязанность использования контрольно-кассовой техники, и устанавливались требования к чеку, выдаваемому аппаратом.
В своем комментарии федеральному интернет-агентству РБК глава комитета Госдумы по финансовому рынку Владислав Резник заявил, что «целью законопроекта является создание дополнительных условий для развития предпринимательской деятельности, связанной с обеспечением для населения доступности товаров, работ и услуг, а также расширение способов расчетов с участием физических лиц».
Кроме того, согласно документу, оператор по приему платежей был вправе заключить договор с субагентом (то есть другим лицом). Похоже, что именно этот пункт и стал одним из камней преткновения при рассмотрении закона в Совете Федерации.
Ведь таким образом получается, что компания, предоставляющая те или иные услуги, заключает договор с оператором платежей (агентом), тот, в свою очередь, - с другим, и так может продолжаться до бесконечности. По мнению экспертов, понять куда, с какой целью и как в таком случае уходят деньги плательщиков - практически невозможно. То есть образуется отличная среда для разного рода финансовых махинаций. К слову сказать, такая схема работы с терминалами действует и по сей день.
Как пояснил «Газете Наша Версия» заместитель председателя комитета Государственной думы по финансовому рынку Юрий Зеленский, закон, подобный тому, который был отклонен Советом Федерации, безусловно необходим. Юрий Борисович не против того, чтобы в России развивалась конкуренция на рынке приема платежей, однако, по его мнению, в принятом Госдумой документе присутствует ряд недоработок.
Хотя депутат и не был сторонником законопроекта о терминалах в таком виде, он голосовал «за», объяснив это тем, что «просто вынужден был его поддержать». Как рассказал Юрий Зеленский, у закона было большое лобби.
- Яблоко раздора вовсе не в том, существовать или нет терминалам, - пояснил он. - Смысл в том, каким образом будет осуществляться их деятельность. Я считаю ненормальным, когда появляется реклама такого рода: «Приходите к нам, и за каждый платеж вы получите 50 рублей». Если организация сама готова отдавать деньги за то, чтобы пользовались ее услугой, то значит, есть какой-то иной источник дохода. Может быть, они получают прибыль на обналичке средств или еще как-то... Этот закон ставит все платежные системы в куда более выгодные условия, чем банки. Уже сейчас обороты средств через терминалы достигли неимоверных размеров, и в ближайшем будущем они могут сравняться с банковскими. Конечно, для людей такая система более удобна и выгодна, но необходимо думать и о последствиях.
В целом же, то, что сенаторы отклонили закон, принятый депутатами ГД, Юрий Зеленский называет показателем нормального демократического процесса. Хотя можно предположить, что то самое «лобби», которое поспособствовало принятию Госдумой законопроекта о терминалах в трех чтениях, все-таки осталось в выигрыше.
Теперь отвергнутый СФ документ пойдет на доработку, и черт знает сколько еще времени пройдет, прежде чем депутаты и сенаторы вновь заговорят о правилах оплаты услуг через чудо-автоматы. А мы все так же будем наблюдать увеличение количества терминалов и порой возникающие на них, по моему мнению, достаточно наглые таблички: «Аппарат чеков не выдает». И гадать - дойдут или не дойдут деньги до адресата, и кому жаловаться, в худшем случае, на работу по сути бесконтрольных машин?