«Подмена» (The Changeling). США, 2008. 135 минут. Режиссер - Клинт Иствуд. «Universal Pictures Rus», 2009. Ретро-драма.
«Подмена» (The Changeling). США, 2008. 135 минут. Режиссер - Клинт Иствуд. «Universal Pictures Rus», 2009. Ретро-драма.
Клинт Иствуд снял фильм на основе реальных событий, однако поначалу чудится, будто он экранизировал Кафку. 1928 год, Лос-Анджелес. Мать-одиночка Кристин Коллинз (Анжелина Джоли), уходя на работу, оставляет дома одного девятилетнего Уолтера, а когда возвращается - сына нет. Он пропал. Через полгода, когда женщина уже совсем отчаялась, ей говорят: мальчика вашего нашли. А Кристин в полуобморочном состоянии смотрит на подведенного к ней упитанного мальчугана и восклицает: «Это не мой сын!» Дальше маразм крепчает.
Все попытки Кристин достучаться до полицейского капитана Джонса (Джеффри Донован) и объяснить ему, что полиции нужно искать настоящего Уолтера, разбиваются о чиновничью твердокаменность. Ребенка получили? Ну и чего вам еще надо? А если паренек оказался ниже на 10 сантиметров, плевать. И когда Кристин в очередной раз является в полицию, пытаясь добиться правды, ее тихо упрятывают в психушку. Чтобы не бросала тень на доблестную полицию. Карательную психиатрию - ее ведь не при Брежневе придумали...
Слово «подмена» в русском прокатном названии фильма более-менее точно, но в английском оригинале у этого понятия более зловещий смысл: «changeling» - это отродье волшебного существа (эльфа, например), которое бедные родители получают вместо похищенного ребенка. Сказочное слово в названии не означает, что события в фильме будут тоже разворачиваться по сказочным законам. Да, капитан Дэвис промахнулся, вообразив, будто Анжелину Джоли напугаешь психушкой (зря она, что ли, получила первого «Оскара» за роль пациентки в нервной клинике?). Да, неравнодушные граждане во главе с преподобным Бриглебом (Джон Малкович) не бросили Кристин в беде. Но... Фильм, повторяем, снят на основе подлинного эпизода, а в реальной жизни чудес не бывает. От эльфа можно избавиться, однако это не будет означать, что домой вернется настоящий ребенок... Анжелина Джоли номинировалась на «Оскара», но статуэтка досталась не ей.
«Женщины» (The Women). США, 2008. 110 минут. Режиссер - Дайан Инглиш. «Синема Трейд», 2009. Мелодрама.
В 1983 году польский комедиограф Юлиуш Махульский поставил фильм «Секс-миссия» (в советском прокате - «Новые амазонки»), где два польских мужика, попав в будущее, обнаруживают феминистическую цивилизацию: мужчины вымерли, человечество размножается с помощью науки, а о бывших представителях сильного пола ходят нехорошие легенды. Фильм Дайан Инглиш (режиссера сериала «Мерфи Браун») не отсылает зрителей в будущее, однако мужчин в кадре практически нет. То есть они не вымерли и не улетели на другую планету, но все время остаются за кадром, являясь в то же время камнями преткновения и двигателями сюжета - прямо как отсутствующий на сцене Пушкин в булгаковской пьесе «Последние дни».
Сюжет фильма достаточно прост. Жили-были четыре подруги: редактор глянцевого журнала для богатых женщин Сильви Фаулер (Аннет Бенинг), модельерша Мэри Хейнс (Мэг Райан - «Неспящие в Сиэттле»), вечно беременная домохозяйка Эди Коэн (Дебра Мессинг) и писательница-лесбиянка Алекс Фишер (Джада Пинкетт Смит). В один несчастливый день Сильви, побывав в маникюрном салоне и прислушавшись вдруг к щебетанию маникюрши Тани, внезапно выясняет, что Стивен, муж Мэри, уже некоторое время крутит на стороне роман - с продавщицей из отдела косметики по имени Кристал (Ева Мендес). Довольно скоро тайна перестает быть тайной, Мэри устраивает скандал, подает на развод и задумывается о самореализации (не начать ли собственный модельный бизнес, ведь с прежней работы ее все равно выперли).
Между тем у Сильви тоже кризис отношений с мужчиной - скрывающимся в недрах телефонной трубки владельцем медиа-холдинга, который норовит закрыть журнал, где рулит Сильви, и оставить ее без работы... Фильм Дайан Инглиш - ремейк. Конечно, не картины Махульского, а ленты Джона Кьюкора 1939 года (в фильме 70-летней давности точно так же в кадре совсем не было мужчин). Правда, у Кьюкора была сатирическая комедия, а у мадам Инглиш - слегка комедийная мелодрама. Режиссер-сценарист не осуждает своих героинь, а относится по-доброму. И с мужчинами им трудно, и без мужчин - никак. Крутись, как сумеешь, и да поможет тебе госпожа Фортуна.