«Мы писали, мы писали - наши пальчики устали» - эту детскую считалочку могут сейчас пропеть многие сотрудники Счетной палаты Саратовской области. Не далее как неделю назад этот контрольный орган опубликовал отчет о своей деятельности в 2010 году. Общая сумма бюджетно-финансовых нарушений, по его мнению, составила чуть менее 1,5 миллиарда рублей! Чуть позже состоялось заседание регионального парламента, главной темой которого стал именно этот документ. (Подробнее о мероприятии читайте в публикации «Собака лаяла на дядю фраера».) За ним последовал «ответ Чемберлену» от Павла Ипатова - он незамедлительно провел брифинг, на котором постарался опровергнуть цифры и слова, прозвучавшие в региональном парламенте
«Мы писали, мы писали - наши пальчики устали» - эту детскую считалочку могут сейчас пропеть многие сотрудники Счетной палаты Саратовской области. Не далее как неделю назад этот контрольный орган опубликовал отчет о своей деятельности в 2010 году. Общая сумма бюджетно-финансовых нарушений, по его мнению, составила чуть менее 1,5 миллиарда рублей! Чуть позже состоялось заседание регионального парламента, главной темой которого стал именно этот документ. (Подробнее о мероприятии читайте в публикации «Собака лаяла на дядю фраера».) За ним последовал «ответ Чемберлену» от Павла Ипатова - он незамедлительно провел брифинг, на котором постарался опровергнуть цифры и слова, прозвучавшие в региональном парламенте.
Сухие цифры Саухина
Всего Счетная палата (СП) провела 70 проверок, 35 из которых - внеплановые. Она успела пройтись по 95 объектам на территории 6 муниципальных районов области и города Саратова. Надо заметить, что Счетная плата работает по какому-то сменному графику - год через год, прямо как охранники - сутки через трое. Так, в 2007 году было охвачено 77 объектов, в 2008-м - 95, в 2009-м - 86, а в прошлом году опять 95. При этом в 2009 году было на 7 проверок больше, чем в 2010-м. Основные темы контрольных мероприятий - расход бюджетных средств в социальной сфере, строительство социально значимых объектов и обеспечение граждан жильем. В результате было направлено 62 предписания и 21 представление в органы государственной власти региона.
Остановимся подробнее на нескольких объектах проверки. В казенном предприятии «Единая дирекция капитального строительства» по пяти проверенным должностям зарплата варьируется от 54 до 110 тысяч в месяц. Также в отчете сказано: «За проверяемый период около 80 % денежных средств по статье «прочие расходы» Дирекцией произведены на оплату банкетов, туристических услуг, услуг фитнес-центров, подарков, лечение зубов работникам, выплату премий, оплату дополнительных отпусков и т. п. Заключен договор на обслуживание аквариумов, которые учтены на балансе органа власти - комитета капитального строительства». Помимо этого Счетная палата делает вывод, что служебные Toyota Camry и Lexus (госномер А029АА) регулярно отправлялись на выходные в Балаково, а еще одним автомобилем пользовался некий сотрудник органа власти. Основной источник дохода предприятия складывался за счет контрактов с комитетом капитального строительства. Договоры заключались без проведения конкурсных процедур, что нарушает 94-ФЗ. «Единая дирекция капитального строительства» осуществляла технический надзор по крупным объектам. Платили конторе 2 % от строительной сметы. Павел Ипатов на вопрос Счетной палаты, откуда взялась именно такая ставка, сослался на приказ «О нормативах затрат на содержание службы заказчика-застройщика при строительстве объектов для государственных нужд за счет средств федерального бюджета на 2005 год». Однако в этом документе речь идет только о строительстве за федеральный счет, и к тому же максимальная ставка, которая там указана, - 1,5 %.
Кстати, о комитете капитального строительства области. «Обнаружен факт неоднократной оплаты председателю Комитета Антоновой А. Г. перелетов в г. Москву и обратно в салоне «бизнес-класс», а также обслуживание в VIP-зале аэропорта», - гласит отчет о работе контрольного органа за 2010 год. Сотрудникам постоянно начислялись большие денежные вознаграждения. Например, одному из них, поступившему на работу только в ноябре, уже в декабре выплатили премию в размере 265 тысяч рублей. А когда при строительстве ФОКа с ледовой ареной в городе Балаково подрядчик ЗАО «Стройэкс» не уложился в сроки выполнения работ, предусмотренные договором, с него не стали взимать неустойку в 17,3 миллиона рублей.
Во время проверки комитета по управлению имуществом Саратовской области его руководитель Александр Бовтунов отказывал в предоставлении необходимых документов. На него даже дважды накладывали административный штраф. Он пытался оспаривать решение в судах вышестоящей инстанции, но оно оставалось без изменения. В итоге Счетная палата нашла нецелевое использование бюджетных средств в виде оплаты публикаций в СМИ, которые не имеют отношения к работе комитета. Контрольный орган назвал их характер «выяснением отношений с органами госвласти Саратова по земельным вопросам». Также обнаружена недоначисленная арендная плата за госимущество в размере 1,8 миллиона рублей за один год. По этому поводу Счетной палатой было направлено заявление в прокуратуру. Однако надзорщики не отреагировали на ряд фактов, так как нарушения были устранены до их вмешательства. Из-за всего вышесказанного контрольный орган счел необходимым провести повторную проверку. Тогда вице-губернатор Александр Бабичев обратился в прокуратуру с заявлением, что из-за работы Счетной палаты происходит «дискредитация комитета с маниакальной настойчивостью», а характер ее деятельности заказной и выводы субъективны. Однако и в этом случае надзорщики не нашли причин для реагирования.
В министерстве строительства и ЖКХ проверяли только две программы (переселение из аварийных домов и обеспечение бюджетников жильем) и исполнение закона № 14-ЗСО «Об ипотечном жилищном кредитовании». По программам сумма нарушений составила 12,6 миллиона рублей, а по закону - 1,2 миллиона. Это произошло из-за обеспечения жильем и субсидиями граждан, которые не имели на это права, выделения денежных средств без необходимых документов, выплаты денег до постановки на учет и так далее.
В управлении делами правительства сотрудникам были выписаны премии из средств резервного фонда за участие в организации выборов. Бюджетным кодексом установлено, что резервный фонд используется исключительно на непредвиденные расходы, а факт проведения выборов был известен заранее.
Теперь пройдемся по районам области. В Балашове в одном только МУЗ «Балашовская ЦРБ» сумма нарушений превысила 40 миллионов рублей. Во всем Марксовском районе насчиталось 42 миллиона. Например, там оплатили ремонт в рамках 185-ФЗ, которого на самом деле не было, и погасили задолженность за коммунальные услуги сторонних организаций, арендующих государственную собственность, в объеме 525 тысяч рублей. Татищевский район на этом фоне смотрится как-то бледно со своими 12 миллионами. Там, скажем, районная администрация купила Volkswagen Passat за 1 миллион рублей. Куда им до саратовского Porsche Cayenne Turbo S за 4 миллиона для подразделения вуза. Правда, последние автомобилем так и не обзавелись. А в ГУПП «Институт Саратовгражданпроект» обнаруженные нарушения заключаются в том, что площадь кабинета бухгалтерии составляет 38 квадратов, а по нормативу должна быть 19, и помещение, занимаемое замдиректора по общим вопросам, больше положенного на 16 метров.
Вот так и получилась сумма в 1,5 миллиарда рублей. При этом в бюджет удалось вернуть всего-навсего 0,1 % от нее - 1,5 миллиона рублей.
Павел Ипатов: «Дырка от бублика Саухину»
Губернатор решил не оставаться в стороне и провел брифинг, на котором высказал свою точку зрения на найденные СП нарушения. Так как журналисты оккупировали круглый стол в белом зале правительства, места за ним хватило только Павлу Ипатову, а все зампреды скромненько заняли места в уголке. Самое напряженное лицо было, пожалуй, у Дмитрия Федотова. Шутка ли, в отчете встречались сразу несколько подведомственных ему объектов. Губернатор же выглядел веселым. По крайней мере, он улыбался.
Странно, но он называл сумму в 1,55 миллиарда рублей, в то время как в отчете, опубликованном на сайте областной думы, фигурировал 1,49 миллиарда. Первым делом глава региона обратил внимание на 168 миллионов, которые Счетная плата назвала «нецелевым использованием». «Это воровство, ущерб, уголовка. Путь один - тюрьма», - пояснил собравшимся смысл формулировки Павел Леонидович. И тут же добавил, что 150 миллионов из упомянутой суммы приходятся на муниципальный уровень, а поэтому к правительству области они не имеют никакого отношения. Перейдя к деньгам, имеющим отношение к региональному органу исполнительной власти, Ипатов обратил внимание на 4,2 миллиона рублей (опять какая-то странная цифра), которые СП нашла в реализации программ переселения граждан из аварийных домов и обеспечения бюджетников жильем. Он подводил к мысли, что контрольный орган вынудил правительство отобрать у полицейских, медиков и учителей субсидии и квартиры. Из-за этого министерство строительства и ЖКХ подало 6 исков в суд по признанию недействительными договоров на перечисление сумм компенсации, заключенных с гражданами, не имеющими на это права. Однако по всем исковым требованиям суд признал выплаты целевыми и соответствующими законодательству. «Дырка от бублика Саухину», - торжествовал губернатор.
Говоря о строке отчета «неэффективные, неэкономичные расходы», в которой стоит сумма 146 миллионов рублей, Павел Леонидович выразился следующим образом: «Корове Бог не дал рогов». На его взгляд, упомянутая формулировка выдумана Счетной палатой и не имеет никакого значения.
Когда речь зашла о нарушении 94-ФЗ в части конкурсных процедур, глава региона вспомнил известное выражение: «Я Пастернака не читал, но осуждаю, - и добавил: - Так и они - никто конкурсной документации не видел, но осуждают». Дабы окончательно развеять сомнения, правительство решило опубликовать бумаги по всем проведенным комитетом капитального строительства в 2010 году торгам в некой газете, название которой почему-то не упомянули. Ипатов даже поинтересовался, нет ли среди собравшихся желающих поместить все это в своем издании. Таких не нашлось.
Не преминул Павел Леонидович вспомнить случай с «Саратовгражданпроектом». Тогда Счетная палата насчитала 99 тысяч рублей неустойки, но при пересчете специалистами правительства сумма составила 140 рублей, в бюджет за вычетом всех налогов были возвращены 99 рублей.
Далее разговор перешел к судебным тяжбам между органом исполнительной власти и контролирующей структурой. В 2010 году было 13 судебных разбирательств, 10 из которых закончились в пользу правительства, а по трем еще не приняты решения. В связи с этим Ипатов обратился к спикеру областной думы Валерию Радаеву: «Дайте оценку работе Счетной палаты. Если хоть один иск проигран, то люди ошибаются. Тут возникает вопрос о систематических ошибках. Радаеву следует задаться вопросом: «А что там происходит?»
Подводя итоги, глава региона выделил несколько пунктов. Первый: большая часть претензий не по адресу. Второй: он усмотрел попытку манипулирования общественным сознанием. Третий: цель этих слушаний состояла не в том, чтобы разобраться, а в попытке оказать давление на правоохранительные органы. Четвертый: сумма в 1,55 миллиарда рублей сформировалась за четыре года, а не за один 2010-й. И, ставя точку, он подчеркнул: Саухин говорил о том, что лишь 57 миллионов рублей оспорены чиновниками - «это чудовищная ложь и это тянет на клевету».
Так глава региона закончил свой вступительный монолог. Отвечая на вопросы представителей СМИ, он еще о многом поведал. Например, что врать прессе бесполезно, что произошедшее на заседании областной думы - это хорошо срежиссированный спектакль, а причина его отсутствия на данном мероприятии - встреча со стратегическим инвестором, который прилетел чартером на три часа. Еще он рассказал, что инициатива снижения сметной стоимости строительства ТЮЗа на 200 миллионов рублей исходила лично от него: «Я пошел на это тяжело, так как мы получим не дворец, а областной ДК культуры. Там снята вся отделка и выкинуто многое оборудование», но Владимиру Путину все равно спасибо за то, что выделил деньги. И под конец Павел Леонидович заверил, что Саухин не может инициировать приезд федеральной Счетной палаты в Саратовскую область, так как это не в его полномочиях, а проверка расходования средств областного бюджета - не в ее компетенции.
Мы представили две позиции на суд читателей, которым, на наш взгляд, будет очень сложно разобраться, кто прав и кто виноват. Единственное, что очевидно в данной ситуации - конфликт этот лежит не в экономической, а в политической плоскости. И, скорее всего, на этом он не закончится.