Андрей Саухин был в печали. Но не обнаруженные Счетной палатой нарушения тому виной. Напротив, выявленным «нецелевке» или неэффективному использованию бюджетных средств он всегда рад - значит, не даром свой хлеб ест. Причиной «душевного расстройства» Саухина стал Павел Леонидович Ипатов. И ведь уже не в первый раз!
Андрей Саухин был в печали. Но не обнаруженные Счетной палатой нарушения тому виной. Напротив, выявленным «нецелевке» или неэффективному использованию бюджетных средств он всегда рад - значит, не даром свой хлеб ест. Причиной «душевного расстройства» Саухина стал Павел Леонидович Ипатов. И ведь уже не в первый раз!
Эх, зря все-таки депутаты-единороссы пошли на поводу у губернатора и развели по времени ипатовский и саухинский отчеты! То еще было бы шоу! А теперь что? Ипатов считает, что он на коне, и слезать с него не собирается. Может быть, при гиперактивной поддержке заксобранцев Андрею Саухину и удалось бы спешить губернатора, но в тот день Бог послал Павлу Леонидовичу стратегического партнера. Выбирая между «родными» парламентариями и посторонним инвестором, Ипатов почему-то предпочел последнего. А первые махнули рукой на высокопоставленного «прогульщика». В самом деле, не под конвоем же его в парламент доставлять. В общем, сценарий решили не менять.
Во всей этой истории мне лично немного жаль Саухина. Он целый год готовился к выступлению, посылал своих счетоводов в разные правительственные структуры. Посланцы Андрея Николаевича работали на износ: в одних комитетах они просто ночевали, в других - жили. И после такого не иметь возможности сказать Ипатову в глаза все, что о нем думаешь! Беда, да и только!
Но Андрей Саухин выдержал удар судьбы, не расклеился, не заплакал, в обморок не упал. Доклад он выучил, цифры знал назубок, никто и ничто не могло помешать ему проинформировать парламентскую общественность о «структуре нарушений» и прочих прискорбных фактах. Практически сразу Андрей Николаевич помянул недобрым словом Павла Леонидовича, который, дескать, голословно говорил, что правительство выигрывает в судах в большинстве случаев. Ан нет, у Саухина другая информация. По его словам, в 2009 году, когда органы исполнительной власти области взяли моду оспаривать каждое нарушение, выявленное Счетной палатой, в пользу СП было вынесено 97% судебных решений. В 2010-м в правительстве началось новое поветрие - не предоставлять документы для проверки. В главные саботажники Саухин определил министра-председателя комитета по управлению имуществом области Александра Бовтунова. За это, по словам председателя СП, Александр Викторович неоднократно привлекался к административной ответственности.
Андрей Николаевич занимался обличением долго и не без удовольствия. Он вспомнил все: о ФОКах и завышении их стоимости, пресловутом индексе-дефляторе, который то применяют, то нет, компаниях «Стройэкс» и «Саратовгэсстрой», которые «в основном строят» в Саратовской области, и многом-многом другом.
Но память все же подвела Саухина. Он напрочь забыл об одиозной фигуре, засевшей в облдумском президиуме, - о Михаиле Кискине. Понятие «аффилированность» прозвучало, но лишь в таком ключе: «губернатор - «Стройэкс» - «Саратовгэсстрой». Другую цепочку, например, типа «Михаил Кискин - Глеб Кискин - ОАО «Облкоммунэнерго» - ООО «Промэнерго» выстраивать он не стал.
Наверное, уже многие забыли о том, за что в свое время оказались под следствием, под стражей и перед судом прежние руководители «Облкоммунэнерго» Николай Курапов и Дмитрий Трофимов. Напомню, речь тогда шла о многомиллионных хищениях. Но даже эти «деяния», на мой взгляд, могут показаться правоохранителям детскими шалостями. А если сотрудники надзорных и следственных органов всерьез заинтересуются тем, что стало твориться в ОАО с приходом Михаила Кискина? Думаю, работа в данном направлении будет весьма перспективной. Мы же, в свою очередь, обещаем в скором времени опубликовать подробные исследования деятельности г-на Кискина на посту руководителя «Облкоммунэнерго».
Саухину же никак не удается подружиться с прокуратурой. Счетная палата шлет и шлет в надзорный орган материалы проверок, а он не реагирует. «В возбуждении уголовного дела отказывают по самым странным причинам», - жаловался Андрей Николаевич. То затянувшиеся праздники мешают допросить чиновников, то другие помехи возникают. Но Саухина такими «отмазками» не обманешь - у него есть своя версия. Он предположил, что правоохранителей могут смущать «подписи членов областного правительства» в документах. Зато чиновники никакого смущения не испытывают. По словам Саухина, они и врут, и цифры с потолка берут, да и вообще, не способны исправить ситуацию - не могут или не хотят.
Позволю себе не согласиться с председателем СП, причем сошлюсь на его же данные. В 2008 году палатные аудиторы выявили нарушений на 3,9 миллиарда рублей, в 2009-м - на 2,8 миллиарда, а в 2010-м - на 1,5 миллиарда рублей. Казалось бы, положительная динамика налицо. Но чем меньше финансовых нарушений удается нарыть придумским счетоводам, тем почему-то выше накал обличительных страстей. «Несчастные» полтора миллиарда, можно сказать, доконали Саухина. «Чиновники областного правительства боятся только уголовных дел, - заявил он. - А все остальное им...»
Терпение закончилось и у более опытных деятелей. Ландо, судя по всему, действующий кабинет министров надоел до чертиков. Вот он и посоветовал им уйти в отставку. «Идет речь о противостоянии правительства области с населением Саратовской области, - начал игру в нападении облдеп. - Так жить нельзя нам!» Павел Большеданов заговорил о некоем «негативном равновесии вокруг недостатков», о высоком качестве работы СП и о молодежи, которая хочет попасть во власть, чтобы «и пилить, и пилить».
Удивлению присутствующих не было предела, когда вдруг слово попросил главный федеральный инспектор по Саратовской области Павел Гришин. Услышанную информацию он назвал «чрезвычайной» и пообещал провести совещание с представителями правоохранительных органов, чтобы по каждому факту получить результат и реакцию.
Спикер Радаев попытался чуть-чуть снизить градус общения и уверил собравшихся в том, что «самоцели какой-то - посадить или уволить с работы, конечно, нет», но «реакция должна быть». И в первую очередь - со стороны правоохранительных органов. По мнению Валерия Васильевича, действия чиновников приводят к дестабилизации, «которая может прийти». Обнадежив всех утверждением «по выявленным нарушениям будем разбираться детально», он пообещал от имени депутатов подготовить обращение в Генпрокуратуру и прочие высокие инстанции. А напоследок он сказал: «Здесь ни кумовства, ни братовства - ничего не должно быть».