Нынче в Париж ездят не для того, чтобы потом тихо-мирно умереть со счастливой улыбкой на лице, а для «обмена опытом» и «поднятия квалификации». Спасибо, как говорится, Вячеславу Викторовичу Володину и Николаю Васильевичу Панкову - современным просветителям саратовского образования. Под их чутким кураторством педагогические работники из российской глубинки, может, и не попали в Лувр, но смогли получить незабываемый жизненный урок
Нынче в Париж ездят не для того, чтобы потом тихо-мирно умереть со счастливой улыбкой на лице, а для «обмена опытом» и «поднятия квалификации». Спасибо, как говорится, Вячеславу Викторовичу Володину и Николаю Васильевичу Панкову - современным просветителям саратовского образования. Под их чутким кураторством педагогические работники из российской глубинки, может, и не попали в Лувр, но смогли получить незабываемый жизненный урок.
Таинственные спонсоры, в числе которых, возможно, есть и вице-премьер Правительства РФ Вячеслав Володин, еще раз порадовали педагогическое сообщество Саратовской области. На днях в родной город из забугорной Франции прибыла очередная партия счастливчиков - участников проекта «Зарубежная стажировка» - директора школ и детсадов региона.
Поскольку проект этот не партийный, а «личностный» (инициатор - упомянутый уже Володин, а куратор - госдеп Николай Панков), то и время пребывания тружеников образования за границей было ограничено финансами - всего три дня и три ночи. Так, 24 апреля во Францию выезжала группа руководителей детсадов Саратова, состоящая из 20 человек.
- Это был пилотный проект именно по стажировке за рубежом заведующих детскими садами. Они встречались в пригороде Парижа с представителями муниципальных органов власти, отвечающих за образование. Посещали муниципальные и частные дошкольные учреждения.
Однако в частных было что-то вроде экскурсий, поскольку французы не любят пускать в частные заведения иностранцев и вообще кого-то извне. Это - закрытые заведения, услугами которых пользуются более богатые клиенты. Поэтому основные встречи проходили именно в муниципальных учреждениях, - пояснил корреспонденту «Газеты Наша Версия» Сергей Душаев, который представился «техническим исполнителем проекта».
20 мая во Францию уехала еще одна группа областных педагогов. Она была уже побольше - 38 человек, и состояла из директоров школ и детсадов со всей области. По словам г-на Душаева, увеличили состав группы, опять же, с оглядкой на финансовую составляющую стажировки - именно в этот период билеты у авиаперевозчика были немного дешевле.
Конечно, саратовцы не только стажировались, но и старались осмотреть достопримечательности. Ведь не каждый день во францию ездят. Елисейские поля, Эйфелева башня... Правда, в Лувр они не попали, а побывали рядом, поскольку для экскурсии по этому музею нужно было заранее договариваться, да и жесткий график поездки не позволял.
Но нас-то больше интересует тот опыт, который привезли с собой отстажировавшиеся директора. И, если судить об этом опыте по сообщению на официальном сайте единороссов (а больше пока найти информацию о недавних зарубежных стажировках негде), то невольно возникают вопросы к организаторам поездок.
Итак, 23 мая саратовские члены «ЕР» сообщили радостную весть: «Сегодня в Саратов вернулись проходившие стажировку во Франции заведующие детскими садами и директора школ». Тут же участники поездки делятся своими впечатлениями. На это нашлось только четыре смельчака. И первый же (директор школы №3 города Петровска Александр Медведев) начал с самого главного: «Наша стажировка была организована очень четко: у нас не было проблем ни с билетами, ни с гостиницами. В Париже мы посетили образовательные учреждения, пообщались с управленцами от образования. Также у нас была возможность соприкоснуться с культурой Франции, посмотреть исторические архитектурные памятники».
Все. Впечатления, похоже, закончились. А где же бесценный опыт, которым просто необходимо поделиться теперь со всеми директорами школ Саратовской области? Его заменили дифирамбы в адрес организаторов поездки. Наверное, это должно было в очередной раз вызвать возмущение общественности по поводу прошлогодней поездки учителей в Питер, которую организовывал региональный минобраз. Ну это там, где якобы тарелочки грязные педагогам в поезде давали...
Идем дальше. Директор школы №1 города Калининска Николай Персунин тоже был краток: «В системе образования во Франции большая ответственность возлагается на родителей. Детей воспитывают более самостоятельными, на каждой ступени образования - обязательная смена образовательного учреждения, что, безусловно, делает детей более социально адаптированными, думаю, что нам нужно это перенимать».
Что именно перенимать? То, что, оканчивая садик и отправляясь в школу, дети должны менять помещения? А где это у нас в Саратовской области школьники занимаются в детсаду? Ну и, раз уж заговорили про дошкольное образование, - вот следующее впечатление. От заведующей детским садом комбинированного вида №35 города Энгельса Светланы Введенской: «Париж очень понравился. Спасибо «Единой России» за предоставленную возможность увидеть этот замечательный город, встретиться со своими коллегами за границей, повысить свою квалификацию. Такие поездки очень нужны. Хотелось бы, чтобы и другие наши коллеги посетили различные страны».
Ура! Наконец появился хоть один честный человек, который прямо и открыто все высказал!
Ну и «добивает» комментарий директора школы города Вольска (там, наверное, одна только школа, поскольку номер не указан) Нины Нагайчук: «Очень интересно было увидеть, как у них оформлены школы. Всё в детских рисунках, поделках, все коридоры, все кабинеты - показана индивидуальность каждого ребенка. Меня это очень поразило, приеду и буду обязательно делать так же. Родители и все гости школы увидят, чем заняты дети, насколько они развиты».
Остается только посочувствовать ученикам той самой безномерной школы в Вольске, если для того, чтобы понять важность их индивидуальности, директору пришлось съездить во Францию...
Впрочем, это только то, чем разродились на своем сайте сами организаторы - единороссы. Уверен, что педагоги вынесли гораздо больше опыта из общения с зарубежными коллегами. И было бы чудесно этим опытом поделиться с теми, кто в проекте участия не принимал. Допустим, устроить «круглые столы», пресс-конференции и прочее. Ведь даже сам технический исполнитель проекта «Зарубежная стажировка» Сергей Душаев уверен: «Вечно проводить такие стажировки на спонсорские средства невозможно». Так что всех директоров и педагогов свозить в Париж вряд ли получится.
Кстати, г-н Душаев сам поинтересовался у вернувшихся из поездки саратовцев, какой опыт они переняли у французов.
- У них очень много развивающих игр, - пересказал слова директоров Сергей Душаев. - Если у нас больше акцент делается на проведение утренников, то здесь больший упор на эти игры. И группы гораздо меньше, за каждой из которых закреплен один педагог.
Директора школ и заведующие детскими садами были в шоке, когда узнали о периоде летних каникул во Франции. В это время, как правило, начинается ремонт учреждений. У нас за этот процесс отвечают руководители школ и детских садов. А у них ключи от учреждений передаются начальнику муниципалитета. И директорам говорят: вы должны за два дня до начала учебного сезона прийти за ключами и принять работу. И там чиновники отчитываются перед директорами за летнюю подготовку учреждений, а не директора перед чиновниками, муниципальными служащими или надзорными органами, как у нас. Там все четко разграничено.
Ну и еще один пример «французских плюсов в образовательном процессе» (правда, несколько спорный), о котором рассказали Душаеву директора: «Во Франции в детских садах у них все очень строго. Есть точный график, что детей приводят ровно в 9 часов утра, а забирать должны, допустим, в 16 часов. И если родители опаздывают на 15-20 минут за ребенком, то там не будут вызывать этого родителя, а будут сразу звонить в полицию. Это большой плюс. Может, у нас тоже надо где-то в системе дошкольного воспитания это внедрять, чтобы родители более ответственно относились».