Кооперативный дурдом

Кооперативный дурдом

Кто-то оставляет после себя сына, дерево и дом. А кто-то - плачущие семьи, поваленные деревья и недостроенные дома. Николай Якимов, теперь уже бывший депутат Саратовской городской думы и бывший председатель ЖСК «Сигнал», похоже, предпочел второй сценарий. Кирпичная коробка в самом центре города, десятки обманутых дольщиков и многомиллионные долги - вот и все, что осталось после Николая Васильевича, спешно сошедшего в марте этого года с политического олимпа нашего города. Однако - Якимов ушел, а дело его по-прежнему живо

без названияКто-то оставляет после себя сына, дерево и дом. А кто-то - плачущие семьи, поваленные деревья и недостроенные дома. Николай Якимов, теперь уже бывший депутат Саратовской городской думы и бывший председатель ЖСК «Сигнал», похоже, предпочел второй сценарий. Кирпичная коробка в самом центре города, десятки обманутых дольщиков и многомиллионные долги - вот и все, что осталось после Николая Васильевича, спешно сошедшего в марте этого года с политического олимпа нашего города. Однако - Якимов ушел, а дело его по-прежнему живо.

Авгиевы конюшни 

О незавидной судьбе дома жилищно-строительного кооператива «Сигнал», расположенного на пересечении улиц Большой Горной и Вольской, «Газета Наша Версия» писала неоднократно (см. № 37 (94) от 8 октября 2010 г., № 40 (97) от 29 октября 2010 г., № 43 (100) от 19 ноября 2010 г., № 1 (106) от 14 января 2011 г., № 13 (118) от 8 апреля 2011 г.). Незавидной доля обанкротившегося ЖСК стала во многом благодаря его председателю, городскому депутату и основателю, с его же собственных слов, партии «Единая Россия» в Саратове Николаю Якимову. Человек «три в одном», кажется, сделал все возможное и невозможное, чтобы развалить вверенный ему кооператив. Строительство без соответствующих разрешений, нецелевое расходование средств, долгое сокрытие от членов ЖСК факта банкротства предприятия, полная неразбериха с документацией - чего только не было во время его председательствования. Даже когда банкротство «Сигнала» стало очевидным, наш герой нисколько не изменил себе. Оставшимся у разбитого корыта дольщикам (а их более 120 человек) Якимов по-прежнему не говорил ничего вразумительного, а от конкурсного управляющего Владимира Самонина и вовсе бегал.

При таком послужном списке (самым тяжким пунктом в нем, на наш взгляд, является основание партии «Единая Россия» в Саратове) стремление Николая Васильевича снова попасть в кресло депутата гордумы вызывало, по меньшей мере, недоумение. С просьбой дать оценку этой весьма щекотливой ситуации, а также помочь дольщикам «Сигнала» наконец получить свои законные квадратные метры мы обращались к прокуратуре и даже к самому госдепу Николаю Панкову. Нельзя достоверно утверждать, дошли ли наши призывы до адресатов, однако факт остается фактом - Николай Якимов в марте этого года не прошел в городскую думу. Что ж, если революция пожирает своих детей, то партия власти, похоже, пожирает своих отцов. Многие, думается, выдохнули с облегчением, не увидев фамилию Якимова в списке депутатов гордумы нового созыва.

Тем не менее, вторая часть нашей просьбы - помощь пайщикам ЖСК «Сигнал» -  до сих пор остается без внимания надзорных и депутатских органов. Не предлагает четкого алгоритма решения проблемы кооператива и правительство области. Несчастные дольщики в поисках справедливости вынуждены второй год обивать пороги различных присутственных мест, в том числе Двенадцатого арбитражного апелляционного суда. Возможно, именно судьи 12-го апелляционного возьмут на себя роль Геракла и расчистят авгиевы конюшни, которые оставил после себя Николай Якимов и его партнеры. О некоторых эпизодах их деятельности и пойдет речь далее.

Свои люди - сочтемся

Среди ближайших партнеров Николая Васильевича нельзя не упомянуть учредителя компании-застройщика ООО «Паллант-Инвест» Александра Коняева. Господин Коняев - личность в строительной сфере города весьма одиозная. С его именем связаны громкие скандалы, в частности, обрушение дома на улице Железнодорожной прямо во время строительных работ, а также возбуждение уголовного дела по факту двойной продажи квартир в строящемся доме на территории ТЦ «Поволжье» в отношении фирмы г-на Коняева. Эти скандальные истории приключились в 2006 году. Закончились они, по-видимому, ничем, так как «Паллант-Инвест», который на тот момент уже шесть лет выполнял функции заказчика-застройщика в ЖСК «Сигнал», продолжал работать в течение еще последующих трех лет. Какой именно была деятельность учрежденной господином Коняевым фирмы - судить вам...

без названияВ настоящее время долг «Сигнала» составляет порядка 40 миллионов рублей. Как погасить этот долг, вывести ЖСК из банкротства и достроить многоэтажку, переплюнувшую по срокам строительства новый ТЮЗ, похоже, пока не понимает никто. Главная цель пайщиков и конкурсного управляющего на сегодня - восстановить утраченную документацию на дом и разобраться с кредиторами, предъявляющими все новые имущественные и финансовые требования к кооперативу. Среди жаждущих денег от ЖСК особо выделяется ООО «Авида». Это ООО претендует на получение от «Сигнала» самой внушительной суммы - 19,9 миллиона рублей, а также статус главного кредитора кооператива.

Чтобы понять, откуда взялась компания с лирическим названием, неясным родом деятельности и притязаниями на 20 миллионов рублей, вернемся к господину Коняеву. В 2004 году ЖСК «Сигнал» и ООО «Паллант-Инвест» заключили соглашение о распределении квартир между ними. В 2007 году часть квартир, перешедшая по договору «Паллант-Инвест», а точнее - имущественные права на них, приобрел сам учредитель «Паллант-Инвест» Александр Коняев. Было бы наивно полагать, что если сами застройщики покупают у себя квартиры, то дом будет сдан в срок. Уже через несколько месяцев г-н Коняев уступил права на пять квартир некоему ООО «Авида», которое буквально через 10 дней перепродало их физическому лицу за 7 миллионов рублей. Физическое лицо оказалось никем иным, как главным бухгалтером ООО «М-инвестстрой» - компании, в дальнейшем получившей подряд на строительство дома ЖСК «Сигнал» и, по слухам, афиллированной Александру Коняеву. Круг замкнулся.

И вот, спустя почти три года после заключения сделки, главный бухгалтер «М-инвестстрой» осознает, что срок сдачи дома в эксплуатацию, прописанный в договоре, уже прошел, а права на пять купленных ею квартир общей площадью 471,45 кв. м как были, так и остаются воздухом. Интересно, что осознание пришло к ней только через 8 месяцев и совпало с объявлением ЖСК «Сигнал» банкротом в августе 2010 года. Кто же защитит несчастную женщину, мимо которой, надо полагать, не проходил ни один более-менее важный документ  ЖСК? Конечно, третейский суд, где, как известно, участники спора могут выбирать судей по своему усмотрению. И действительно, беспристрастный и неподкупный третейский суд встал на сторону главбуха и предписал ООО «Авида» выплатить ей компенсацию в размере 19,9 миллиона рублей (по 42 тыс. руб. за каждый повисший в воздухе квадратный метр), а договор о купле-продаже имущественных прав между ними - расторгнуть.

Таким образом, в 2010 году «Авида» получила обратно права на пять квартир в ЖСК «Сигнал» в нагрузку с многомиллионным долгом. Разумеется, представители «Авиды» решили, что главный виновник их бед - не господин Коняев, и даже не «Паллант-Инвест», а ЖСК «Сигнал», не построивший дом в положенные сроки. И именно кооператив-банкрот должен пострадавшей фирме не только пять квартир, но и те самые 19,9 миллиона рублей убытков. Вот с такими намерениями ООО и попыталось войти в реестр кредиторов «Сигнала». К слову, пригласить представителей «виновного» ЖСК на заседание судьбоносного третейского суда стороны не посчитали нужным.

Банкроты и судьи

Надо отметить, что в феврале этого года в суде первой инстанции ООО «Авида» достигло относительного успеха в своем начинании. Однако дольщики кооператива не согласились с требованиями новоиспеченного кредитора и обжаловали определение Арбитражного суда области в суде второй инстанции. По мнению конкурсного управляющего Владимира Самонина, убытки «Авиды» в размере 19,9 миллиона рублей не подлежат включении в реестр требований кредиторов ЖСК «Сигнал», поскольку она сохраняет за собой право на получение пяти квартир, и главная цель компании - получить более 50 % голосов в реестре и контролировать ход конкурсного производства в своих интересах. А интерес у ООО, скорее всего, один - продажа имущества ЖСК с молотка.

Кроме того, по мнению пайщиков, часть представленных «Авидой» документов просто-напросто сфальсифицирована. Как следует из определения Арбитражного суда области от 24 февраля этого года, на одном из слушаний представитель конкурсного управляющего заявил ходатайство о фальсификации справок, выданных от имени ООО «Паллант-Инвест», но суд не нашел достаточных оснований для удовлетворении ходатайства о проведении экспертизы представленных документов. Самое интересное, что представитель ООО «Авида» не возразил против исключения из числа доказательств сомнительных бумаг. Однако это почему-то не насторожило судью, ведущую процесс.

Так или иначе, но у дольщиков «Сигнала» есть основания полагать, что в истории с «Авидой» и «Паллант-Инвест» далеко не все чисто. Например, договор между кооперативом и заказчиком-застройщиком, согласно которому «Паллант-инвест» выполнил строительные работы на сумму 37,9 миллиона рублей, был расторгнут 6 ноября 2009 года. Документ гласил, что стороны друг к другу претензий не имеют. Однако, по мнению членов ЖСК, непонятно, каким образом Николай Якимов определил объем выполненных работ, поскольку никаких соответствующих смет и актов предоставлено не было. Возможно, Николай Васильевич окинул мечтательным взглядом родной долгострой и определил сумму на глазок. С тем же успехом он мог назвать 50 или 100 миллионов рублей.

Однако главное опасение дольщиков «Сигнала» заключается в том, что сам договор был оформлен задним числом в марте 2010 года, когда в отношении обоих предприятий уже была введена процедура банкротства и их деятельностью заинтересовались в прокуратуре и правительстве области. Да-да, - какое совпадение! - «Паллант-Инвест» тоже был признан несостоятельным, причем почти на год раньше «Сигнала» - в ноябре 2009 года. Однако временный управляющий компании не был поставлен в известность о подписании столь важной бумаги, что, по мнению членов ЖСК, является грубым нарушением законодательства. Кроме того, по сведениям комиссии по правам обманутых дольщиков, еще в марте 2010 года Якимов и Коняев никак не могли договориться, сколько квартир каждый из них получит в долгострое, а значит, договор не мог быть подписан в ноябре 2009-го.

Словом, у дольщиков ЖСК есть немало доказательств, которые вполне могут  свидетельствовать о том, что эта и другие сделки, вероятно, оформлены незаконно. Пока же судебная коллегия 12-го апелляционного суда то откладывает заседания, то объявляет перерыв в них. Оно и не мудрено: чтобы разобраться во всех хитросплетениях имен, чисел и сумм, из которых состоит история ЖСК «Сигнал», требуется огромное количество времени и сил. Мы очень надеемся, что когда все документы будут наконец восстановлены, а их подлинность доказана, суд поставит точку в этом весьма запутанном вопросе, и у сотен семей наконец появится надежда на получение законных квадратных метров.