Монументальное фото

Монументальное фото

Немного истории. Если при советской власти памятники в Саратове ставили, в основном, конкретным гражданам (Владимиру Ленину, Сергею Кирову, Феликсу Дзержинскому, Юрию Гагарину и др.), то после советской власти, когда прежний пантеон оказался под вопросом, а новый не сформировался, у нас предпочитали особо не рисковать и увековечивать, по преимуществу, некие символы и абстракции: Первую Учительницу(в сквере возле минобразования), Однополую Любовь(на Набережной), Сердце Губернии (на улице Московской), Гармошку и Неженатого Под Часами (на проспекте Кирова), а также Пятый Элемент (на улице Радищева)

Монументальное фотоНемного истории. Если при советской власти памятники в Саратове ставили, в основном, конкретным гражданам (Владимиру Ленину, Сергею Кирову, Феликсу Дзержинскому, Юрию Гагарину и др.), то после советской власти, когда прежний пантеон оказался под вопросом, а новый не сформировался, у нас предпочитали особо не рисковать и увековечивать, по преимуществу, некие символы и абстракции: Первую Учительницу(в сквере возле минобразования), Однополую Любовь(на Набережной), Сердце Губернии (на улице Московской), Гармошку и Неженатого Под Часами (на проспекте Кирова), а также Пятый Элемент (на улице Радищева).

В этой сфере возможности не исчерпаны и поныне. Опрос, недавно проведенный коллегами с интернет-сайта «Общественное мнение», выявил среди претендентов на пьедестал Грибоедовскую Тетку и Саратовский Калач. А добавив еще немного фантазии, горожане могут представить себе на улицах и площадях Саратова и иные скульптурные аллегории, которые бы символизировали, например, Городское Благоустройство (гранитное кашпо, прикованное к пустой бронзовой бочке из-под кваса), Самое Объективное Правосудие (бело-сине-красный медведь с туеском и безменом: глаза завязаны, пасть - нет), Разделение Властей (звездно-полосатые труселя из мрамора - с мишенью на самом интересном месте) и тому подобное. Но поскольку наша страна вступает в эпоху ускоренной реанимации советского тренда, нас, вероятно, ожидает и возвращение к давним традициям монументальной пропаганды. Памятниками будут снова отмечать не понятия, знаки или философские категории, а людей.

Теперь остается решить, кто же именно достоин у нас монумента.

Легко двум российским столицам: там на каждой улице кто-нибудь да жил и действовал, или заезжал в гости, или хотя бы проезжал мимо. Не Гоголь, так Кочетов, не Шаляпин, так Басков, не мать Тереза, так Бокасса, не Зорге, так Анна Чапман, не Билл Гейтс, так хоть народный академик Трофим Денисович Лысенко. А у нашего региона и резервов меньше, и возможности скромнее - короче, особо тут не развернешься, придется действовать по обстановке.

Писатели Федин, Чернышевский и даже Радищев получили памятники еще от большевиков (даром что Николай Гаврилович и Александр Николаевич были, говоря современным языком, политзэками). Кто остался неоприходованным? Ах да, в Саратове когда-то жил писатель Булгаков. Но вряд ли стоит ждать от Владимира Синюкова монументального подвига во славу отечественной словесности. Даже если на местный минкульт прольются финансы (вдруг Кто-То Наверху неравнодушен к «Мастеру и Маргарите»?), никто не гарантирует, что денежные потоки уйдут по назначению. Мы-то знаем культурные пристрастия Владимира Николаевича и подозреваем, что скульптура Михаила Булгакова может - путем аппаратных манипуляций - незаметно превратиться в скульптуру Михаила Алексеева (и еще скажите спасибо, что не Михаила Суслова - тоже ведь земляк!).

Есть такой филологический анекдот. Профессор-словесник во время экзамена интересуется у студента: «С каким писателем, живым или мертвым, вы хотели бы поговорить?» Студент испуганно смотрит на профессора и бормочет: «Лучше бы, конечно, с живым...» Смех смехом, но некое рациональное зерно в ответе замороченного студента все-таки есть. Быть может, увековечивать стоит сегодня не только дорогих покойников, но и здравствующих земляков (тоже, кстати сказать, недешевых)? Или вообще - ТОЛЬКО здравствующих? В конце концов, ни Радищев, ни Чернышевский и пальцем каменным не пошевелили ради нынешнего процветания нашей губернии, а вот, например, областные депутаты от «Единой России» много сделали для принятия судьбоносных законов, с которыми всем нам живется лучше (ну, по крайней мере, веселей).

Таким образом, осталось придумать, кому из народных избранников какого рода монумент подойдет наилучшим образом.

Депутат Наталья Линдигрин - вся такая внезапная - будет изображена в виде гриновской Ассоль на постаменте в форме брига. Почему Ассоль? Во-первых, потому что скульптурный образ всеобщего любимца и красавца Капитана Грея давно зарезервирован за госдепом Панковым (только не спрашивайте, отчего именно он; мы и сами теряемся в догадках; партийная разнарядка, должно быть... ведь изобразил же Церетели нашего бывшего земляка Петра Глыбочко в виде Петра I!). Во-вторых, чтобы заранее оттеснить от парусов коммунистического цвета депутата от КПРФ Ольгу Алимову. В-третьих, чтобы партийный слоган «Приплыли!» даром не пропал.

Депутат Сергей Суровов будет запечатлен в виде жюльверновского Жака Паганеля. И не потому, что ректор СГАП - такой большой ученый или страдает рассеянностью, или говорит по-французски. А потому, что Паганеля - как и Сергея Борисовича - нам сегодня трудно представить без глобуса. Правда, у Паганеля глобус круглый и объемный, а у Суровова глобус (точнее, «Глобус») плоский, еженедельный и сильно пачкает руки всем, кто к нему прикасается. Кстати, пьедестал в виде пресс-папье надо будет сделать попросторней, чтобы ничто не помешало установить рядом и скульптуру Марины Алешиной - в виде девушки с веслом. Время от времени можно будет менять композицию: вице-спикеру облдумы отдавать «Глобус», а профессору и ректору вручать весло.

Депутата Василия Синичкина лучше всего изобразить в виде майнридовского Всадника Без Головы (постамент будет сделан, конечно же, в форме коня или хотя бы трактора). Такой памятник будет не только украшением, но и реальным подспорьем облдепу: когда тот вновь пообещает кому-нибудь оторвать голову, он легко сможет замять скандал, объяснив на наглядном примере, что-де эта конкретная часть человеческого тела, по твердому убеждению депутата, не является принципиально важной, а ее отсутствие совместимо не только с жизнью, но и с законотворчеством.

Легче всего будет с Александром Ландо, а труднее всего - с Валерием Радаевым. То есть постаменты и для того, и для другого можно сделать в форме думской трибуны, но вот дальше начинаются нюансы. Александру Соломоновичу, как красной девице, всё к лицу: и сарафан (красный гранит), и прокурорский мундир (синяя смальта), и скафандр (белый мрамор), и роскошное павлинье оперение (яшма, янтарь, горный хрусталь), и фиговый (ударение на первом «и») листок из бронебойной стали. Да и само английское слово «спикер» - от speak (говорить) - куда больше подходит Ландо, чем Радаеву. Председатель же облдумы лишен явного конька, и это затруднит работу скульптора. Но не беда. В качестве прототипа, пожалуй, сгодится тыняновский подпоручик Киже: во-первых, персонаж секретный, лица не имеющий, а, во-вторых, в финале рассказа герой превращался в генерала... да и действие рассказа Тынянова как-никак происходило в эпоху императора Павла - что придает этой скульптуре дополнительные смысл и объем...

Думаем, описанный выше новейший пантеон привлечет внимание как саратовцев, так и гостей нашего города, и тем самым повысит туристический рейтинг региона. Законотворцы от «ЕР» тоже внакладе не останутся: у идеи увековечивания депутатских фигур есть весьма ощутимый плюс для этих самых фигур. В наше переменчивое время монументы могут стать страховкой от всяких неожиданностей, которыми богата жизнь (даже партийная). Ведь недаром персонаж Савелия Крамарова в фильме «Джентльмены удачи» мудро замечал: «Кто ж его посадит? Он же па-мят-ник!»