Куликовская битва

Куликовская битва

Экспертно-методический совет по сохранению историко-культурного наследия области вышел из тени. На его заседание наконец-то были приглашены журналисты. Явлением совета миру руководил председатель комитета по охране культурного наследия правительства области Борис Куликов. Он был строг, но справедлив и в пух и прах разнес предложенные к согласованию проекты рекламных конструкций на фасадах архитектурных памятников

без названияЭкспертно-методический совет по сохранению историко-культурного наследия области вышел из тени. На его заседание наконец-то были приглашены журналисты. Явлением совета миру руководил председатель комитета по охране культурного наследия правительства области Борис Куликов. Он был строг, но справедлив и в пух и прах разнес предложенные к согласованию проекты рекламных конструкций на фасадах архитектурных памятников

Мы почему-то уже давно привыкли к аляповатым вывескам на зданиях в центре Саратова. Нас не смущают разномастные, порой уродливые рекламные конструкции, предлагающие заложить золото-брильянты, купить обувь со скидкой, а потом подключиться к Интернету по супервыгодному тарифу. Иногда за всем этим варварским великолепием и смешением совершенно не сочетающихся цветов и размеров не видно самого здания. В некоторых случаях это оправдано. Например, здание гостиницы «Россия» до сих пор не восстановлено. И все, что остается - это только завешивать разбитые окна огромными рекламными плакатами. Но чаще уникальные памятники архитектуры просто теряются за яркими светящимися вывесками.

Борису Куликову это не нравится. Он категорически против размещения любой рекламы на объектах культурного наследия. Об этом председатель комитета во всеуслышание заявил как раз на заседании совета по сохранению историко-культурного наследия области. Первым объектом для обсуждения стала вывеска магазина мужской одежды «Мистер», расположенного по адресу: Вольская, 58. Раньше на этом месте находился магазин «Интим». Смена интима на мужские костюмы участников совещания очень порадовала. «Если вместо «Интима» будет «Мистер», уже хорошо», - прокомментировал один из экспертов совета. «Нет, теперь будет мистер интим», - смеясь, добавил другой. Посмеяться не дал Борис Куликов. Он строго призвал коллег к порядку, напомнив, что в кабинете присутствуют журналисты: «Посерьезнее, вас же пишут». Ну а если серьезно, то, по мнению экспертов, вывеска больше напоминает рекламу похоронного бюро. С участниками совещания трудно не согласиться. Строгие белые буквы на черном фоне явно наводят на определенные ассоциации. К тому же рядом с будущим магазином мужской одежды располагается ресторан и еще один магазин. Вывески этих заведений явно отличаются от «Мистера мужские костюмы». Фасад объекта культурного наследия превращается в не очень красивый коллаж, выполненный третьеклассником. «В соответствии с законом о защите прав потребителей юридическое лицо обязано указать на вывеске наименование учреждения, режим его работы и контактные телефоны, - напомнил Борис Куликов. - А эта вывеска - чистая реклама. Поэтому есть предложение отклонить проект, так как он искажает внешний облик и не вписывается в архитектурное решение данного объекта». На предложение участников совета дать рекомендации владельцу магазина, чтобы он мог сделать свою вывеску в одном стиле с уже имеющимися, председатель комитета ответил категорично: «Мы не станем привязывать эту вывеску к тем, которые мы не согласовывали и на демонтаже которых будем настаивать!»

без названияВот так одним махом Борис Васильевич открыл новую эру существования архитектурных памятников в Саратове. Еще немного, и исторический центр Саратова превратится из главной сельской улицы, пестрящей разнообразной рекламой, в красивый район города, притягивающий к себе туристов, любителей архитектуры. Вот-вот отремонтируют и приведут в порядок объекты культурного наследия. Отреставрируют фасады и… Впрочем, что-то мы размечтались. До описанных выше событий еще очень и очень далеко.

Отказав в согласовании проекта владельцам магазина мужской одежды, эксперты приступили к обсуждению следующей рекламной конструкции. Располагаться она должна на доме, который и без того уже превратился, по меткому замечанию одного из участников совещания, в пазл, состоящий из разнообразных, совершенно не сочетающихся друг с другом кусочков. Речь идет о доме №59 на улице Московской, который является, между прочим, объектом культурного наследия регионального значения. Владелец стоматологического кабинета, расположенного в этом доме, планирует рекламировать свой бизнес, установив на здании кронштейн метровой длины. Такие габариты вызвали много вопросов у членов совета. Претензии были и к цветовому решению вывески. По мнению экспертов, выполнять рекламу надо в тех же цветах, в которых выполнены уже имеющиеся здесь вывески. «Почему поле белое?» - поинтересовались члены совета у арендатора. «Ну как, это же стоматология», - ответил он. «Мы не на зубы ориентируемся, а на облик здания. Думаете, вы первый такой? Сначала рисуют, а потом приходят к нам согласовывать», - пояснил Куликов. Вообще, с этим зданием, по словам Куликова, уже есть проблемы. У памятника архитектуры аж 40 собственников, и ремонтировать его никто не собирается. Течет крыша, разрушается фасад. «Собственники считают, что комитет должен всех собрать и отремонтировать им крышу, - возмутился Борис Куликов. - Такой иждивенческий подход надо менять. Все-таки у нас по закону собственник несет бремя содержания». После бурного обсуждения и этот проект вывески отправили на доработку.

Много вопросов было и к владельцам ломбардов, расположенных на проспекте Кирова и улице Московской. Дом №5 на проспекте Кирова, кстати, тоже объект регионального значения. Но разглядеть этот памятник за многочисленными вывесками практически невозможно. Именно это и возмутило членов совета. «Мы постоянно сталкиваемся с тем, что реклама на фасаде рассыпана как кусочки пазла, - отметил один из архитекторов, присутствовавших на совете. - У нас существует паспорт отделки фасада, есть определенные нормативы. Надо по рекламе делать нечто подобное. Вот вы сейчас говорите, что вывеска будет небольшая. А кто знает, что получится в итоге? На проекте надо четко прописывать все габариты». В общем-то саратовских бизнесменов можно понять. Каждый из них стремится максимально использовать арендуемое пространство. А это означает, что на нескольких квадратных метрах фасада будет и огромная светящаяся вывеска, и рекламный плакат, сообщающий о преимуществах именно этого заведения, и внушительных размеров табличка с указанием режима работы. На проспекте Кирова на первом этаже каждого дома расположены магазины, кафе, салоны и прочие учреждения, предлагающие саратовцам всевозможные услуги, а значит, архитектуры за рекламой не разглядеть. Полюбоваться затейливыми барельефами, интересно выполненными оконными проемами и прочими архитектурными красотами можно лишь запрокинув голову.

То же самое и с некоторыми зданиями на улице Московской. По поводу ломбарда в доме №102 на этой улице один из экспертов совета высказался однозначно: «Лично мне страшно». «Фасад этого здания закрывать вообще нельзя, простенки необходимо сохранить, - твердо сказал Борис Куликов. - Здесь фасад сам по себе красив. Всю рекламу надо убрать внутрь. Оставить только режим работы на двери». Попытки владельцев бизнеса оправдаться тем, что фасад у дома очень уж обшарпанный, успехом не увенчались. «У меня всего один вопрос, - обратился к бизнесменам один из экспертов. - Почему все люди, которые занимаются ломбардами, стараются закрыть окна какими-то плакатами? За рубежом все наоборот - идешь, а витрины с драгоценностями светятся. Это привлекает людей, все понимают, что это ювелирная лавка, и без всяких щитов. А у нас все ювелиры забивают окна. Это из соображений безопасности? Так в окна у нас уже давно не лазают». Этот вопрос так и остался без ответа, а проекты были отправлены на доработку.

Разобравшись еще с целой кипой проектов, архитекторы стали закругляться. Борис Куликов явно был доволен премьерой совета по сохранению историко-культурного наследия области, прошедшей перед журналистами. Он пообещал, что и впредь двери комитета будут открыты для средств массовой информации, и поделился мечтой: председатель комитета ждет не дождется, когда же наконец будет принят закон, запрещающий размещать рекламу на объектах культурного наследия. Правда, об этих поправках к закону «Об объектах культурного наследия» не слышно аж с 2009 года. Ну что ж, подождем.