Весть о задержании в Красноярске Сергея Аржанова вызвала бурную реакцию в Саратове. Это не случайно: практически каждое публичное действие нашего видного земляка с незавидной судьбой вызывало в последние годы серьезный резонанс. Слишком часто он делал опрометчивые заявления, метался из стороны в сторону и спотыкался на ровном месте с риском испортить не только свою карьеру, но и репутацию совершенно посторонних людей.
Весть о задержании в Красноярске Сергея Аржанова вызвала бурную реакцию в Саратове. Это не случайно: практически каждое публичное действие нашего видного земляка с незавидной судьбой вызывало в последние годы серьезный резонанс. Слишком часто он делал опрометчивые заявления, метался из стороны в сторону и спотыкался на ровном месте с риском испортить не только свою карьеру, но и репутацию совершенно посторонних людей.
Еще в 1997 году Аржанов был вынужден покинуть Саратовскую область, разменяв пост министра топлива и энергетики на должность топ-менеджера ОАО «ПФГ Росвагонмаш» со штаб-квартирой в Москве. Вернулся он в родной город громко, если не сказать больше: с политическими амбициями и жаждой власти. То ли столица так повлияла на Сергея Петровича, то ли что-то другое, но он с ходу взялся покорять новые высоты. И с трудом, после нескольких скандалов с отменой итогов выборов избрался-таки в областную думу III созыва. Возможно, именно тогда Аржанов понял: путь наверх лежит через громкие заявления, скандалы и «подсветку» в прессе. Примерно через полгода новоявленный депутат стал зампредом думского комитета по экономической политике. Но на этом не успокоился: еще пару месяцев спустя он возглавил одно из самых лакомых в области предприятий - ГУП «Саратов-контроль».
Значимость этого поста для Саратовской губернии тех времен трудно переоценить. Дело в том, что «Саратов-контроль» тогда реализовывал акцизные марки на весь алкоголь, продававшийся на территории региона. То есть опосредованно контролировал этот немалый рынок. Кстати, оГУПление Аржанова сопровождалось громкими скандалами с привлечением СМИ, жалобами в суд и правоохранительные органы. Победа предсказуемо осталась за Аржановым.
«Остапа несло». Уже осенью 2004-го Аржанов прославился в очередной раз. Тогда он с несколькими коллегами выступил против политики «Единой России» и вышел из одноименной депутатской группы. Некоторые наблюдатели полагали, что таким образом Сергей Петрович протестовал против знаменитого письма облдепов Президенту РФ Владимиру Путину. Тогда думское большинство просило не продлевать губернаторские полномочия Дмитрия Аяцкова. Справедливости ради отметим: он поддержал своего патрона, который оказался в сложной ситуации. Более того, вскоре Аржанов возглавил проаяцковскую депутатскую группу «За Конституцию и Президента». За что и пострадал: его со скандалом сняли с поста секретаря Октябрьского политсовета «ЕР». Показательно, что место Аржанова занял тогда Петр Глыбочко, а проводили заседание верные володинцы Ландо и Наумов. После этого он неустанно клеймил позором нравы местной «Единой России»: «Интриги, политическая и экономическая дестабилизация региона - вот методы борьбы за власть местных единороссов» - это из его тогдашнего интервью. В итоге Аржанов по решению суда был обязан выплатить 100 тысяч рублей компенсации за ущерб, нанесенный им деловой репутации реготделения «Единой России».
Впрочем, неуемный депутат на этом не успокоился. В 2007 году он оказался среди лидеров регионального отделения «Справедливой России». И даже вошел в думскую группу этой партии. Но здесь, похоже, сам стал жертвой чужой интриги. По крайней мере, вновь оказался в центре скандала. В марте 2007-го его вроде бы назначили исполняющим обязанности руководителя управления Ростехнадзора по Саратовской области. Но очень ненадолго: на этом посту он успел лишь сложить с себя депутатские полномочия и приостановить членство в «Справедливой России». Совершенно неожиданно, причем, возможно, и для Аржанова, эту должность в мае того же года передают бывшему главному федеральному инспектору по Саратовской области Виктору Будылеву. А Аржанов снова попадает под судебное преследование: депутат облдумы от КПРФ Ольга Алимова обратилась к Александру Ландо с иском о защите чести и достоинства, оспаривая утверждения о том, что она якобы голосовала в думе по указаниям Аяцкова, причем не бескорыстно. Но опытный юрист «перевел стрелки» - он якобы слышал об этом от Аржанова. И Аржанова обязывают выплатить пламенной коммунистке 50 тысяч. Кстати, с тех пор у Ландо концепция изменилась: если в случае с Алимовой он считал себя невиновным-передастом, то другим он пытается инкриминировать распространение. Вот такие двойные стандарты.
Тогда казалось, что Аржанова-депутата и Аржанова-политика быстро и качественно выдавили из публичного пространства области. Причем сам он, похоже, понимал, кто и за что это сделал. Иначе почему бы несгибаемый борец за свою карьеру вдруг начал каяться? Вскоре, в мае 2007-го, он дал пронзительное интервью «Провинциальному телеграфу». Процитируем небольшой отрывок из него.
«Вопрос: Что теперь Вы можете сказать насчет Вячеслава Володина?
Ответ: Я сожалею... Я был неправ. Вячеслав Володин сделал для области гораздо больше даже, чем оба ее последних губернатора вместе взятые. В общем, короче говоря, скажем так: если ты действуешь для людей, для области и хочешь оставить после себя реально сделанное дело, то работать нужно с Володиным, потому что он всегда нацелен на конструктив».
Там же Аржанов бичует «Справедливую Россию» и вообще кается чуть ли не во всем. После чего получает новое назначение на берега Енисея, как говорят, не без помощи Володина, похоже, принявшего покаяние бывшего бунтаря. И Саратовская область благополучно забывает его фамилию. Но вот - новый поворот: обвинение во взятке «за незаконные действия в пользу взяткодателя». Умиляет размер взятки: 80 тысяч рублей. То ли Аржанов, некогда обладавший, по данным саратовских СМИ, внедорожником «Ниссан Мурано» и катером «Билайнер» за 100 тысяч евро, так обеднел, то ли...
Кстати, незадолго до задержания Сергей Аржанов дал очередное интервью. На этот раз - в Красноярске, где он, как оказалось, всплыл. Заголовок гласит: «Мы не ставим перед собой цель наказать всех и каждого»... Весьма вероятно, что теперь накажут самого Аржанова: ему грозит до 12 лет лишения свободы.