Лариса Твердохлеб: «Свиные были в прошлом веке»

Похоже, каждый россиянин в глубине души мнит себя Станиславским. Но если Константин Сергеевич периодически «не верил» актерам Московского Художественного театра, то среднестатистический гражданин РФ свое «не верю!», как правило, адресует власть имущим

Похоже, каждый россиянин в глубине души мнит себя Станиславским. Но если Константин Сергеевич периодически «не верил» актерам Московского Художественного театра, то среднестатистический гражданин РФ свое «не верю!», как правило, адресует власть имущим

Нельзя сказать, что очередная пресс-конференция министра здравоохранения области Ларисы Твердохлеб проходила в атмосфере полного недоверия. Но некоторые сомнения журналистов все-таки посещали. Уж больно благостную картину льготного лекарственного обеспечения нарисовала Лариса Васильевна. А между тем еще не все успели позабыть об инсулинодефицитном скандале, разразившемся в начале этого года. Причем особо памятливые политические и общественные деятели местного розлива до сих пор попинывают губернское правительство в целом и минздрав в частности за те, прежние грехи.

Лариса Васильевна тоже позволила себе слегка поворошить прошлое. Она не стала отрицать, что в январе-феврале 2011-го действительно имели место перебои с лекарствами, но «в течение двух недель ситуацию вырулили». Министр считает, что тогда к данной проблеме было намеренно привлечено внимание. Зато теперь инсулина в аптеках - завались. Не во всех, конечно, а в тех 83-х, которые осуществляют отпуск льготных препаратов.

За будущее тоже можно не беспокоиться. По словам Твердохлеб, будет дополнительно выделено 20 миллионов рублей, чтобы обеспечить инсулином больных сахарным диабетом в январе-феврале 2012 года.

Журналисты, однако, не собирались так быстро соскакивать с инсулиновой темы. Их интересовало качество выдаваемого льготникам препарата. Лариса Васильевна заверила медийщиков, что сейчас диабетики получают исключительно человеческий генно-инженерный инсулин. «Свиные были в прошлом веке», - отметила министр. Она также считает, что не стоит «брезговать» препаратами российского производства. Во-первых, есть федеральная установка переводить пациентов на отечественные лекарства. На сегодняшний день, по словам Твердохлеб, примерно 70% диабетиков получают инсулин российского производства. Во-вторых, наши медикаменты ничуть не хуже импортных: технологии от западных ничем не отличаются, но за счет короткого плеча доставки конечный продукт выходит «немножко дешевле». А в некоторых случаях - еще и эффективнее заграничных аналогов.

Сама же Лариса Васильевна не признает постоянного приема лекарств, чего не скажешь о рядовых потребителях. В Саратовской области, как, впрочем, и в России в целом, наблюдается рост употребления тех или иных препаратов. В цифрах это выглядит следующим образом: в 2005 году на льготное лекарственное обеспечение в губернии было выделено 729 миллионов рублей, в 2011-м - 1,605 миллиарда рублей. «Потребности почти в полном объеме выполняются», - констатировала министр. Однако сложившаяся ситуация ее, как врача, совсем не радует: «Скоро будем говорить о лекарственном загрязнении среды». Чтобы хоть как-то образумить население, Твердохлеб заявила, что состояние здоровья на 50% зависит от образа жизни, на 25% - от генотипа и еще на четверть - от окружающей среды.

А вот состояние областного бюджета в немалой степени зависит от федеральных льготников. По словам Ларисы Твердохлеб, их у нас в губернии около 200 тысяч человек. Проблема в том, что свыше 84% из них отказались от соцпакета в пользу денег. Монетизировав федеральную поддержку, эти граждане не перестали быть льготниками, вот только теперь обеспечивать их бесплатными медикаментами вынужден регион. Похожая картина наблюдается во многих субъектах РФ. Таков уж менталитет россиян - брать от государства по максимуму. Но Лариса Васильевна не стала строго судить несознательных граждан, отметила лишь, что «ласковое дитя двух маток сосет».

Журналисты, в свою очередь, заявили, что примерно по такому принципу работают и некоторые врачи. Эскулапы «вступают в связь» с представителями фарминдустрии и в рамках такого «сотрудничества» настоятельно рекомендуют пациентам вполне конкретные препараты. Разумеется, не безвозмездно.

«Такая практика есть», - вынуждена была признать Лариса Твердохлеб. Но, по ее словам, новая нормативная база ужесточит наказание за подобное «взаимодействие» врача с поставщиками. Министр пообещала, что «о нормативной базе узнаем в сентябре».

Большие надежды Лариса Васильевна возлагает на информатизацию здравоохранения. Она позволит отслеживать вертикальные и горизонтальные перемещения препаратов по программе льготного лекарственного обеспечения. Ну и, конечно, освободит врачей от бумажной работы. Вот тогда-то у них появится, наконец, время для того, чтобы разъяснять пациентам преимущества отечественных медикаментов и уговаривать федеральных льготников не отказываться от соцпакета.

А представители СМИ продолжали искать подвох. Например, в кадровой политике. Дескать, за что уволили первого замминистра здравоохранения Михаила Кудина и начальника отдела лекарственного обеспечения Римму Яхину. Римму Равильевну, как оказалось, журналисты поторопились уволить. Мало того, она присутствовала в зале. Твердохлеб призналась, что Яхина действительно поговаривает об уходе, но «я не хочу ее отпускать». Что же касается Михаила Викентьевича, то он ушел по собственному желанию и сейчас пишет докторскую диссертацию. «Его просьбу губернатор удовлетворил», - заявила Лариса Васильевна.

Ответив еще на несколько вопросов, касающихся деятельности поставщиков медпрепаратов, Твердохлеб заметила: «Дезинформации на рынке много». А затем предложила медийщикам выбрать «любую аптеку, чтобы поехать посмотреть». Журналисты такую возможность, естественно, не упустили. В самом деле, не верить же министру на слово?!

Однако проверка на местах показала, что лекарства для льготников действительно есть. Во всяком случае - пока.

без названия