Прости нас, тренер

Прости нас, тренер

Центр Саратова. Обычная серенькая девятиэтажка. Подъезд, в котором не было ремонта лет двадцать, - облупившаяся краска и надписи на стенах. Седьмой этаж. Над входной дверью в типовую двухкомнатную квартиру висит парусник. Как символ спокойствия и надежды.
В одной из комнат, с видом на заставленную машинами дворовую спортплощадку, четвертый год лежит прикованный к постели Григорий Дундуков. Заслуженный тренер РСФСР, человек, воспитавший плеяду талантливых мушкетеров. Ныне - инвалид
I группы, перенесший четыре инсульта.

без названияЦентр Саратова. Обычная серенькая девятиэтажка. Подъезд, в котором не было ремонта лет двадцать, - облупившаяся краска и надписи на стенах. Седьмой этаж. Над входной дверью в типовую двухкомнатную квартиру висит парусник. Как символ спокойствия и надежды.
В одной из комнат, с видом на заставленную машинами дворовую спортплощадку, четвертый год лежит прикованный к постели Григорий Дундуков. Заслуженный тренер РСФСР, человек, воспитавший плеяду талантливых мушкетеров. Ныне - инвалид
I группы, перенесший четыре инсульта.

Слезы сквозь боль

Чтобы присесть, 80-летний ветеран спорта подтягивается левой рукой, крепко держась за веревку, привязанную к дверной ручке. Правая рука и нога бездействуют - парализованы. 30 апреля 2005 года у него случился первый инсульт. После было еще три кровоизлияния в мозг и вынужденный катетер в брюшной полости. Медикам оставалось лишь констатировать - без шансов на восстановление. С тех пор тренер так и живет. Вместе с женой Ниной Степановной, находящейся при нем фактически неотлучно. Такой жизни врагу не пожелаешь.
В 60-х годах Григорий Павлович тренировал своих воспитанников в ДСО «Спартак», где до сих пор юные фехтовальщики оттачивают мастерство. Одним из самых талантливых учеников был чемпион РСФСР, бронзовый призер чемпионата СССР рапирист Алексей Лопатников. В 1964 году он входил в список кандидатов-олимпийцев, но в последний момент был заменен именитым, но одно время впавшим в немилость Юрием Сисикиным. Также достойны упоминания двукратный победитель первенств СССР Николай Голубев, чемпион юношеской Спартакиады СССР Лев Быков, победитель первенства страны Анатолий Шараевский. Наставник всех их помнит, но рассказать, к сожалению, ничего о них не может. Инсульты сделали свое черное дело - лишили его дара речи. Дундуков способен только вымолвить два слова - «да» и «нет». Так и общается.
При нашей встрече он попытался было нарушить молчание, когда я спросил у него о гордости за достигнутый успех. Видно было, вопрос его задел, затронул за живое, захотелось высказаться, возможно, даже признаться в сокровенном. Наверняка в тот момент сердце ёкнуло у сидевшей неподалеку супруги - вдруг случится чудо? Я это видел - поверьте, незабываемое зрелище. Что самое удивительное, ведь были предпосылки! Какую-то долю секунды в глазах, сквозь линзы очков, мелькнул огонек, разжались потрескавшиеся губы, казалось, еще совсем чуть-чуть, самая малость - и речь вернется, обязательно вернется. К сожалению, усилия оказались тщетными. Тренер первым это осознал, закрыл глаза и беззвучно заплакал.

Треть пенсии в аптеку

Григорий Павлович тренировал около 35 лет. Потом вышел на пенсию. Стало скучно, и он вновь пошел работать. Вплоть до того самого рокового 30 апреля восемь лет трудился охранником в офисе «ВолгаТелеком». Как ветеран труда и инвалид ныне получает пенсию в 7800 рублей. Если добавить 5019 целковых, начисляемых супруге, у Дундуковых ежемесячно выходит почти 13 тысяч. Треть тут же тратится на насущные нужды: 2200 рублей съедают коммунальные расходы, еще порядка 2500 уходит на лекарства для расширения сосудов. Оставшихся средств хватает только на самое необходимое, впрочем, изредка чета позволяет себе побаловаться сладеньким. Такая вот жестокая реальность.
С 80-летием заслуженного специалиста пришли поздравить бывшие воспитанники и коллеги: Юрий Голиков, Николай Вартаньян, Евгений Исаев, Владимир Утарев, Евгений Голубев, Андрей Никонов, Игорь Петелин. Чиновников среди гостей не наблюдалось, хотя нельзя сказать, что представители власти полностью забыли о человеке, внесшем посильный вклад в развитие саратовского спорта. В числе подарков тренер получил очередную благодарность. Впервые в красной папке. На этот раз от министра по спорту области Михаила Аравина. Бумага эта тут же легла рядом с приказом Госкомспорта РСФСР 20-летней давности о награждении медалью «От спортсменов России», поверх остальных ранее выданных грамот «За добросовестный труд» от бывших руководителей облкомспорта советских и российских времен Станислава Горшкова, Анатолия Скоблилова, Андрея Россошанского. Эти бумаги, пожелтевшие от времени, хранят в себе этапы пройденного пути. Так же, как черно-белые фотографии, запечатлевшие фехтовальные поединки далекой той поры. Документальные свидетельства - лишний повод для ностальгии.

Эх, ребята, все не так

По признанию Нины Степановны, тренеры, приходившие на день рождения мужа, с горечью рассказывали, в каких условиях им теперь приходится работать. Выделяемых на занятия с детьми средств абсолютно не хватает. Прежде всего на покупку инвентаря и выезды на соревнования. Еще специалисты сетовали на крайне низкую зарплату. Дундуков слушал их рассказ, но посочувствовать бывшим коллегам не мог. Сказал лишь «да». Мол, согласен, тяжело, ребята, не то, что раньше.
Действительно, были времена, когда собирать с родителей купюры считалось дурным тоном, а не вынужденной мерой. Тогда же рапиры и шпаги чинили только в крайнем случае, имея в достатке резервное оружие. Тренировки проводились без задней мысли о наличии должного инвентаря. Как следствие, сотни мальчишек и девчонок подражали кумирам-мушкетерам, десятки из них сражались за медали национального значения, лучшие завоевывали титул сильнейших на планете.
Особо остро чувствуют отсутствие должного внимания тренеры. Наставники, безвозмездно положившие на алтарь самое ценное, что у них еще есть - здоровье, жизнь. Ярким примером тому является судьба Григория Дундукова, о котором вспомнили лишь в памятную дату. Сегодня он даже встать без посторонней помощи не может. Опереться на костыль и пройти заветных пять метров до окошка. Дотронуться до подоконника, взглянуть во двор, увидеть солнце и вспомнить молодость: тренировки, соревнования, награды...
Спасибо, тренер. За все спасибо. И прости, чтобы мы о тебе забыли.