Министерство отходов

Министерство  отходов

«Выбери меня, выбери меня! АИСТ счастья завтрашнего дня!» - такую песенку, наверно, должны в два голоса распевать саратовские градоначальники Олег Грищенко и Алексей Прокопенко, если они хоть что-то слышали о замечательной установке «АИСТ-200». Этот восхитительный прибор, если верить экспертам, может обогревать здания, вырабатывать электроэнергию и делать высококачественный бензин себестоимостью в 40 копеек! Но это не главное! Самое замечательное, что работает такое чудо... на мусоре!

без названия«Выбери меня, выбери меня! АИСТ счастья завтрашнего дня!» - такую песенку, наверно, должны в два голоса распевать саратовские градоначальники Олег Грищенко и Алексей Прокопенко, если они хоть что-то слышали о замечательной установке «АИСТ-200». Этот восхитительный прибор, если верить экспертам, может обогревать здания, вырабатывать электроэнергию и делать высококачественный бензин себестоимостью в 40 копеек! Но это не главное! Самое замечательное, что работает такое чудо... на мусоре!

Мечты, мечты

После того, как федеральные новостные ленты запестрели заголовками типа: «Томские ученые научились делать из мусора сверхдешевый бензин», после того, как даже официальная донельзя «Российская газета» сообщила о великолепном изобретении томских мастеров, воображение стало рисовать живописные картины далекого будущего. А после того, как стало известно о планах запустить установку «АИСТ-200» (альтернативные источники топлива) на конвейер уже в 2012-м - на горизонте словно замаячило уже не далекое счастливое будущее.

Представилось, что Саратовская область может превратиться в крупнейшего всероссийского поставщика мусора (которого у нас с избытком) и обойти по всем возможным показателям даже Тюменскую область, где сосредоточена основная часть запасов нефти и газа в стране. Только подумайте: в региональном правительстве экстренно создается передовое министерство мусора и бытовых отходов. Руководителем этого престижного ведомства ставят наиболее заслуженного представителя кадрового резерва «ЕР»...

 Хотя для столь важной должности скорее должна использоваться схема назначения губернаторов: единороссы представляют три кандидатуры (навскидку: госдепа Панкова, облдепа Радаева и гордепа Артина) на рассмотрение Президенту РФ, а тот уже решает, что достойным высокого поста будет именно бывший чиновник облправительства Иван Брянцев. Почему он? А Президенту виднее.

А дальше начинается стремительный рост бюджета Саратовской области, все многомиллионные долги в миг погашаются, денег становится так много, что хватает не только на реализацию всех «партийных проектов», но и на улучшение жизни населения региона! А в это время Саратов действительно становится чистым, зеленым и еще каким-то, кашпо висят на городских столбах уже в четыре яруса, а центральные районы вместо торговых павильонов обрастают шикарными мусоросборными пунктами с бесплатными туалетами. Работать дворником или водителем мусоровоза становится престижнее, чем протирать штаны в удобных креслах «Газпрома», доживающего последние деньки...

Вместо намеченного миллионы лет назад аэропорта в пригороде Саратова отстраивается космодром, с которого во все уголки страны разлетаются самолеты, до краев набитые мусором...

Реальная реальность

Прибор под названием «АИСТ-200» был изобретен фирмой «Аист» и разработан при участии ООО «Научно-экспериментальное конструкторское бюро «Базальт» в Томском бизнес-инкубаторе совместно с областным политехническим университетом.

 «Спектр применения разработки широк, начиная от ЖКХ, где используются обыкновенные бытовые отходы, плюс применение очистки сточных вод, что резко сокращает себестоимость эксплуатации здания, затраты жителей на содержание дома, утилизацию бытовых отходов и оплату за сброс сточных вод, - приводит слова главного конструктора НЭКБ «Базальт» Сергея Зотова официальный сайт правительства Томской области. - Вдобавок очищенная от химических примесей вода может использоваться многократно. Такая небольшая установка способна обеспечить теплом и газом до 500 кв. м жилья».

Кроме того, главный конструктор утверждает, что установка способна перерабатывать практически все отходы жизнедеятельности человека!

«Пилотный проект позволяет создать замкнутый цикл переработки мусора и сточных вод в тепловую и электрическую энергию в пределах одного жилого дома. Весь мусор, который выбрасывают жильцы многоквартирника, а также канализационные стоки дома, можно на месте переработать в тепловую или электрическую энергию. При этом их не придется сжигать обычным путем, загрязняя воздух. При помощи сложной химической технологии твердые отходы можно переработать в большое количество углеродсодержащего топлива, которое используют на отопление дома. И такая утилизация мусора будет экологически безопасной», - отмечает Зотов.

Также томское правительство хвалится, что данная технология пока не имеет аналогов в мире, а себестоимость литра произведенного при помощи «АИСТ-200» бензина составляет всего 4 копейки. «Бензиновый суррогат технологически невозможен, несмотря на то, что в переработку идут бытовые отходы и мусор, который даже не нужно сортировать. При потреблении 3 куб. м бытового мусора в час установка способна выпускать до 200 литров синтетического топлива стандарта «Евро-4», - отмечают местные чиновники.

Конечно, первое впечатление от этой информации - читаешь какую-то фантастическую книгу, чью-то первоапрельскую шутку и тому подобное. Второе, что приходит на ум: неужели ребята-изобретатели все еще живы, учитывая то, какие деньги крутятся в этой отрасли?

 - Во-первых, стоимость бензина, производимого установкой, может быть снижена не до 4, а до 40 копеек, а во-вторых, мы живы. Я ведь тоже один из разработчиков, - рассказал корреспонденту «Газеты Наша Версия» директор НЭКБ «Базальт» Сергей Жерняк. - Но назначение установки - не выпуск бензина. Это ваши коллеги-корреспонденты так хотели услышать и услышали. Установка предназначена для переработки углесодержащих отходов. Бензин - это побочный эффект. Прежде всего - электроэнергия и тепло. Бензин - это уже в тех случаях, когда некуда девать ни тепло, ни электроэнергию.

- А в 2012 году уже планируется запуск этого проекта в производство?

- Мы уже запустили производство промышленного образца. Как только он будет сделан, мы поставим его в серию.

- Первоначально его будут использовать в Томской области?

- Это будет зависеть от инвестора, который сейчас зашел. Он просит, чтобы мы это все сделали на его территории - не в Томской области. На данный момент инвестором выступает частное лицо.

- А если какой-то регион захочет по той же госпрограмме закупить подобное оборудование? Просто в Саратовской области, допустим, большая проблема с мусором... Есть ли возможность приобретения таких установок?

- Да, конечно. Это все рассматривается. Примерно через год мы уже запустим в серийное производство и будем уже рассматривать заказы предприятий, областей и регионов.

- А пока еще не поступали такие заказы?

- У нас уже больше тысячи заказов. Только один федеральный центр у нас заказал тысячу установок.

- А по областям трудно сейчас уточнить?

- Есть ли в этом списке Саратов - даже я сейчас не могу сказать. У нас много обращений в маркетинговый отдел, который пока занимается предпродажной работой. Была защита проекта на уровне Совета Федерации. Так что сейчас мы конкретно занимаемся разработкой промышленного образца. Что будет дальше - посмотрим. Время покажет.

Суровое сейчас

Конечно, обидно, что литр высококачественного бензина себестоимостью в 40 копеек - это лишь побочный эффект «АИСТа». Однако энергетика - тоже очень актуальная тема на сегодня. Так, по сообщению «Российской газеты», до конца 2011 года цена хлеба может повыситься максимум на 3-4 процента, однако после нового года массовые сорта грозят прибавлением в цене на 6-7 процентов. При этом прогнозы на урожай самые благоприятные, но энергетические затраты играют гораздо более значительную роль, ведь доля стоимости зерна в цене одной буханки не превышает и 15%.

 Хотя, как оказалось, в Саратовской области пока ни региональная, ни городская власти всерьез не рассматривали возможность приобретения томских чудо-приборов. Так, министр промышленности и энергетики региона Сергей Лисовский пока больше осведомлен об успехах на этой ниве японских мастеров:

- Вот именно о разработке томских ученых я не слышал, но знаю, что много в этом направлении работают в Японии. Там все канализационные стоки выделяют метан, и он отопление пускает.

- Кстати, «АИСТ» и обработкой сточных вод тоже занимается...

- Вот-вот. То есть, я слышал применительно к Японии, а не к Томску. Но, в общем-то, технология понятна, и идея - тоже.

- Так вот, у нас в России появилась такая организация, которая планирует в 2012 году уже запускать прибор в промышленное производство. По словам одного из разработчиков, уже есть около тысячи заказчиков на эти приборы и тысячу установок уже заказал федеральный центр. Среди заказчиков у них есть и субъекты Российской Федерации. Хотелось бы узнать: Саратовская область видела информацию об этом приборе и собирается ли участвовать в закупке?

- Я пока не могу сказать. В программе энергосбережения и энергоэффективности таких установок точно нет. А в других программах тоже маловероятно их появление.

- Просто одно из замечательных условий работы этого прибора - то, что он поглощает мусор и практически полностью его уничтожает. Там чуть ли не до трех процентов.

- Да-да. Я думаю, у нас сейчас все-таки запустится завод по переработке в Балаково. Следом в Вольске... И надо думать уже не только о сортировке и переработке мусора, но и о выработке газа.

- Ну, как говорят томские изобретатели, их прибор может производить бензин по 40 копеек за литр, хотя это побочное действие работы установки. «Евро-4» получается стандарт топлива. То есть, по вашему мнению, возможно ли будет приобретение подобных приборов?

- То, что Япония этим занимается как минимум уже десять лет - я слышал об этом. Раз в мире возможно, значит, и у нас возможно.

- А эти приборы не стали бы конкурентом Балаковской АЭС?

- Ну, Балаковской АЭС составить конкуренцию сложно, потому что слишком разные мощности. Все равно, поймите правильно: в связи с японскими событиями, когда Германия принимала решение о закрытии атомных станций, они ориентировались не на ветровое замещение, не на другие альтернативные способы получения электроэнергии, а ориентировались на газ. Поэтому сравнивать масштабы Балаковской АЭС и получение теплоэнергии из сточных вод - это разный масштаб. Но, конечно, в определенных местах, в локальных сетях это надо по максимуму использовать.

Туда нельзя, сюда нельзя

Если облправительство хорошо осведомлено о том, что происходит в Стране восходящего солнца, то в мэрии Саратова предпочтение отдают ближнему зарубежью. В комитете по ЖКХ администрации города рассказали, что заявку на «АИСТ-200» областной центр не подавал.

 - Мы рассматривали вариант системы отсоса газов с полигонов твердых бытовых отходов, - отметил сотрудник комитета Евгений Бочкарев. - Там выделяется метан. Из Киева нам предлагали такую систему, мы ее рассматривали. Но получается так, что у нас полигоны довольно-таки отдаленные от города, и произведенную энергию довольно сложно транспортировать. Нужны длинные трубы, их необходимо обслуживать и прочее. А источник энергии - слабенький. Это же не ТЭЦ-5. И получается это все очень не актуально. То, что предлагают в Томске, я знакомился с этим. Так-то все интересно, все здорово, но куда девать эту энергию при переработке? В электрические сети нас не пустят с такой малой мощностью, а полученный газ или другие вещи - это целая история с транспортировкой. Опять же, в единую сеть не пустят такой газ. Он низкого качества.

- Низкого? Но они говорят, что даже бензин получается стандарта «Евро-4», на основе переработки мусора...

- Мне кажется, что они сильно преувеличивают, потому что для этого нужно очень сложное оборудование. Опять же, масштабы какие? Этот бензин будет настолько дорого стоить - рублей по 50. Кому он нужен?

- Они говорят, что себестоимость бензина в итоге - 40 копеек.

- Возможно, приукрашивают как-то. Здесь сталкиваемся с таким: бензиновый завод - это целое дело. Бензин - это пожароопасная штука. В принципе, переработка мусора - сложное дело. Мы рассматриваем все эти варианты, но они к нам не присылали предложение.

- Ну, я так понял, что у них сейчас наоборот - туда идет вал запросов.

- Я думаю, что они сильно приукрашивают. Вот эти продукты пиролиза - это все хорошо, но отходы от этого пиролиза очень ядовитые. Их тоже надо утилизировать потом. Их уже нельзя будет на полигоне закопать. Надо все рассматривать. Так понимаю, что у этого прибора очень высокая цена. Это надо заранее деньги держать, заказывать там. Мы серьезно рассматриваем все проекты, но пока нет такого, который дал бы положительный экономический эффект от переработки мусора.