Кабан в посевах

Кабан  в посевах

До чего же я люблю ПДС у зампреда Сергея Горбунова! Здесь никогда не говорят о том, что у нас всё хорошо. Впрочем, и в другую крайность не ударяются. Но что самое удивительное, попадая сюда, даже самые строгие критики регионального правительства перестают быть такими уж непримиримыми

без названияДо чего же я люблю ПДС у зампреда Сергея Горбунова! Здесь никогда не говорят о том, что у нас всё хорошо. Впрочем, и в другую крайность не ударяются. Но что самое удивительное, попадая сюда, даже самые строгие критики регионального правительства перестают быть такими уж непримиримыми.

Взять, к примеру, облдепа и ректора СГАУ Николая Кузнецова. Он, конечно, не самый главный обличитель губернаторской команды - до Ландо ему еще расти и расти. И все же Николай Иванович никогда не упускает возможности упрекнуть чиновников в недостаточном внимании к аграрному сектору и мизерном финансировании отрасли.

Однако на сей раз все было иначе. Пользуясь случаем - отсутствием суровых думских коллег и однопартийцев - Кузнецов, не стесняясь, показывал свое человеческое лицо. Он даже расщедрился на пару добрых слов в адрес Сергея Горбунова и министра сельского хозяйства области Александра Игонькина.

Но прежде чем это случилось, Игонькин сделал пространный и содержательный доклад на тему: «О принятых мерах по реализации проекта «Народный бюджет» в части развития АПК Саратовской области». Похоже, одним из главных результатов «народного» обсуждения стало изменение параметров отраслевого бюджета. Изначально на АПК губернии планировалось потратить 1,250 миллиарда рублей, но впоследствии прогнозная сумма увеличилась до 1,251 миллиарда. Разумеется, вносились и другие предложения. Всего их было около 70, а касались они, в том числе, привлечения федеральных средств, создания страхового семенного фонда, строительства овощехранилищ, поддержки инвестпроектов по садоводству, инновационного развития перерабатывающей промышленности и обеспечения жителей губернии (особенно Заволжья) питьевой водой.

Александр Викторович с упоением рассказывал о деревне недалекого будущего - агрогородках, развитии социально-бытовой инфраструктуры. О том, как к 2015 году хранилища области смогут принять 42 тысячи тонн овощей, сейчас же их вместимость - около 34 тысяч тонн. Немало средств утечет в районы вместе с «Чистой водой»: в 2011 году - 40 миллионов рублей из федерального бюджета и 60 из областного, в 2012-м - 60 и 80 миллионов рублей соответственно.

Горбунов выступление одобрил: «В общем-то вопросы, которые были обозначены, они все освещены. ...Хотел бы порекомендовать нам: то, что мы сейчас вот эти направления, которые обозначены в проекте «Народный бюджет», вообще нам надо будет поэтапно отслеживать и рассматривать». Николай Кузнецов полностью согласился с такой постановкой вопроса, поблагодарил за взаимность в решении кадровых проблем на селе и особо подчеркнул, что обещанное должно быть исполнено. «Учтем, Николай Иванович», - взял под козырек министр.

Но запас «спасибо» у облдепа еще не иссяк. Он принялся благодарить Горбунова и Игонькина за то, что они «действительно неформально провели слушания по бюджету». В этот день и Кузнецову был чужд формализм. Для порядка он, конечно, выявил ряд недостатков, например, отсутствие системности в региональной программе «Чистая вода». Но основную претензию он адресовал на самый верх: «Почему федеральный центр не может обеспечить поддержку с учетом климатических зон?» Оказывается, этот вопрос Николай Иванович уже задавал функционерам из Минсельхоза РФ. А в ответ получил упрек: дескать, что же вы там, на местах, ждете милостей от федерального центра, начните с себя - покажите разработки, создайте схему. По мнению Кузнецова, на региональном уровне надо продумать коэффициент поддержки по климатическим зонам, чтобы было с чем в Минсельхоз обращаться.

«Что касается вопросов зон, конечно, это давняя мечта людей и, в общем-то, несбыточная, оказывается, мечта», - с грустью отметил Горбунов. Правда, печалился зампред недолго. Вскоре он пришел к мысли, что «субсидирование можем регулировать зонами и ставкой», приняв соответствующий региональный закон. А уж затем не стыдно будет и Минсельхозу свой передовой опыт продемонстрировать.

А вот с мониторингом состояния плодородия почв дела у нас не очень. Он, разумеется, проводится - как можно игнорировать «жесткую команду» федерального центра? Вот только назвать это обследование сплошным язык не поворачивается. А между тем специалисты ФГУ ГСАС «Саратовская» потрудились на славу: перевели на электронные носители почвенные карты, с помощью специальной программы привязали все земли сельхозназначения к системе координат, используя при этом «космические снимки», агрохимиков снабдили навигаторами, пробоотборниками и отправили в поля. И все для того, чтобы в Москве чуть ли не в онлайн-режиме могли отслеживать, где и когда брались почвенные образцы.

Оказывается, раздобыть снимки со спутника гораздо проще, чем заполучить разрешение на обследование. Если Ровенский район, по словам директора ФГУ ГСАС «Саратовская» Федора Кузьмичева, «целиком отобрали пробоотборниками», то «после Ровного больше никто не изъявил желания... в поля, где растут культуры, нас с пробоотборником не пускают». Мало того, «приезжаешь в хозяйство, 120 гектаров имеет, соглашаются на 20... и всё... получается все кусками». Методы убеждения на землепользователей не действуют, посему «результатов больших пока нет». Но коли не срабатывает пряник, то можно и кнут применить. Иными словами, тем, кто чинит препоны в проведении агрохимического обследования, субсидии по направлению «растениеводство» не выплачивать.

Николай Кузнецов одобрил жесткие меры. «Ежегодно тонна гумуса пропадает с пашни, - переживал за плодородие земли саратовской облдеп. - Мы не имеем права быть однодневками. ...За пять лет три раза подсолнечник, а там трава не расти». Горбунову столь суровый подход тоже пришелся по душе, он дал поручение подготовить письма с предупреждением о том, что несознательных будут лишать субсидий. «И пусть крупные хозяйства чешут репу», - предупредил зампред. И в самом деле, когда «кабан у них там потоптал пять гектаров подсолнечника», так «вплоть до Президента дошли». А вот в деле государственной важности никто почему-то не хочет принимать участие.

Информационная открытость органов исполнительной власти - это, конечно, не кабан в посевах, но тоже вопрос важный. Вот только структуры, курируемые Горбуновым, решают его по-разному. Как говорилось на совещании, лучше всех с этой задачей справляется областной минсельхоз. Уже то хорошо, что по 7-8 новостей в неделю на свой официальный сайт вывешивает. Другие столько же, но за месяц. Помимо констатации были и рекомендации. Например, почаще обновлять статистическую информацию, синхронизировать свои интеренет-странички с сайтом облправительства. Неплохо было бы активнее освещать работу с обращениями граждан. И, конечно, обратить особое внимание на интерактивные методы работы с населением. Почему бы, например, не проводить приемы жителей отдаленных районов по скайпу? Давно пора! Ведь в нашей передовой губернии скайп есть в каждой избе.

Большое значение открытости власти придает и Горбунов. Нет оперативных и полных сведений, значит, в пустующую нишу «зайдет другая информация, а мы тут начинаем бросаться опровергать то пятое, то десятое». «Информированность должна быть», - повелел Сергей Иванович, исчерпав основную повестку дня.