Чиновники нынче вовсю отрабатывают модный тренд под названием «безбарьерная среда». Лепечут, болезные, что-то о равных возможностях инвалидов и здоровых членов общества. В нашем городе, где удобно жить разве что любителям эквилибристики, бокса и экстрима, слышать подобные речи смешно. Но смех этот - сквозь слезы
Чиновники нынче вовсю отрабатывают модный тренд под названием «безбарьерная среда». Лепечут, болезные, что-то о равных возможностях инвалидов и здоровых членов общества. В нашем городе, где удобно жить разве что любителям эквилибристики, бокса и экстрима, слышать подобные речи смешно. Но смех этот - сквозь слезы.
Побывал недавно на мероприятии, посвященном Дню города. Называлось оно довольно пафосно - «Город равных возможностей». Инвалидов-колясочников привезли в Парк Победы, дабы провести для них экскурсию. Не подумайте плохого - к организации самого мероприятия у меня претензий не возникло. Прекрасно, что кто-то собирает этих людей, вывозит их из дома, помогает собраться вместе для общения. Зацепило другое. Тот самый заявленный в названии «город равных возможностей», который можно было увидеть во всей красе во время любого, самого незначительного передвижения колясочников.
Мое внимание привлек автобус, который должен был везти инвалидов по парку. Снятый с 90-го маршрута старенький «мерседес» был оборудован специальным спуском для колясок. В сложенном виде это устройство выглядит как закрытый люк в полу и совершенно неприметно. Наверняка вы все его видели, но никогда - в рабочем состоянии. Я задал водителю два простых вопроса: сколько всего таких автобусов на маршруте и видел ли он хоть раз у себя в салоне инвалида-колясочника? Шофер ответил, что таких автобусов три штуки, а колясочников в салоне он никогда не встречал.
Ребята объяснили мне, что никогда не пользуются автобусами. По той же причине, по какой здоровый человек не карабкается по отвесной стене, чтобы попасть на соседнюю улицу. Социальное такси тоже толком не функционирует. «Оно дублирует функции «скорой помощи» - курсирует до больницы и обратно, причем заказывать его надо за несколько дней», - пояснили инвалиды. Они, по непонятным для чиновников причинам, хотят бывать хоть где-то помимо надоевших дома и лазарета. Хорошо хоть сейчас у них может появиться такая возможность благодаря спонсорам, но вовсе не государству. Владимир Калякин, владелец нескольких таксомоторов, которые и доставили инвалидов в парк, пообещал, что каждая его машина один раз в день бесплатно будет возить людей с ограниченными возможностями. Поскольку такая услуга уникальна для нашего довольно-таки бессердечного города, публикуем здесь телефон, по которому инвалид сможет сделать заказ авто: 8-937-147-9579.
К Музею боевой славы колясочники добрались благодаря помощи дюжих хлопцев. Ибо сперва их ждал внушительный бордюр, а затем ступенька у входа в музей. Само собой напрашивалось решение: дабы возможности действительно стали равными, нужно прикрепить к каждому инвалиду по паре добрых молодцев на веки вечные.
Впрочем, ступенька на входе в музей стала последней каплей для молодого человека на коляске. Он начал громко возмущаться: «И вот так во всем! Так работают наши власти всех уровней!»
Я понял, что это, если можно так выразиться, «наш клиент». И переключил свое внимание с увлекательной экскурсии по музею на него. Виталий Телегин, для которого так называемый «локальный конфликт» в Чечне стал глобальной личной трагедией, рассказал немало интересного. Способность ходить он потерял во время первой чеченской кампании в 1996 году, поэтому «инвалидский стаж» позволяет Виталию судить о жизни своих собратьев по несчастью на достаточно авторитетном уровне.
Корр.: Скажите, Виталий, удобно ли перемещаться по Саратову в инвалидной коляске?
- Что там говорить про весь город! Мне кажется, что наиболее показательным является тот факт, что даже в комитет соцзащиты населения на пересечении Рахова и Зарубина нельзя нормально попасть! Все специалисты по работе с инвалидами сидят на втором этаже! А крыльцо неудобное! Я должен звонить в кнопку, оттуда выходят служащие и с помощью сложной конструкции втягивают меня на крыльцо. Во время этой операции чувствуешь себя человеком второго сорта!
Корр.: А где еще у нас такая же «безбарьерная среда»?
- Да на каждом шагу! По сути, город абсолютно непроходим для колясочника. Ездить можно только по проезжей части - хотя бы там нет бордюров через каждые пять метров. Проспект Кирова? Каждый магазин норовит сделать крыльцо или лесенку, хотя вполне можно оборудовать ровный вход. Набережная? Тротуар в ужасном состоянии. И «лежачие полицейские», которых очень «умно» уложили от края до края, не оставив места для проезда колясок. Я еще могу переехать, а вот те, у кого спина совсем не двигается - нет. И так во всем.
Корр.: Почему так происходит, на ваш взгляд?
- Нет усилий властей всех уровней. Нет желания и инициативы. Вот, к примеру, в Анапе или Пятигорске инвалид не везде, но может проехать. Там повсюду есть съезды на тротуарах и специально выделенные полосы на дорогах. А у нас? Разве будет ВОИ (Всероссийское общество инвалидов - прим. авт.), которое кормится от властей, вякать что-либо против них? Да никогда! Сейчас вот выделяют огромные деньги на создание безбарьерной среды. Почему-то президент вдруг вспомнил о нас. Очень хочется, чтобы инвалидов призвали к обсуждению, чтобы власти посоветовались с реальными колясочниками. Чтобы мы были в рабочих группах, чтобы с нами что-либо обсуждали. Но сдается мне, что деньги втихую попилят, а чего-то полезного не сделают.
На этой аксиоме, высказанной Виталием, можно поставить точку. Но все же надежда умирает последней - хочется верить, что право этих людей на свободное перемещение не будет так нагло попираться в нашем городе.