Да здравствует «Единая Россия»!

Да здравствует «Единая Россия»!

Прав тот, кто считает, что жить можно только в крупных городах. А лучше всего в столице. У столицы другой статус. Там крутятся совсем другие деньги. Там полно туристов и особо важных персон, а потому на улицах много охранников правопорядка. В столице живут люди, для которых из крана течет хорошая вода. В столице есть детские сады и школы, поликлиники и больницы. В глубокой провинции все иначе

без названияПрав тот, кто считает, что жить можно только в крупных городах. А лучше всего в столице. У столицы другой статус. Там крутятся совсем другие деньги. Там полно туристов и особо важных персон, а потому на улицах много охранников правопорядка. В столице живут люди, для которых из крана течет хорошая вода. В столице есть детские сады и школы, поликлиники и больницы. В глубокой провинции все иначе.

Все познается в сравнении. Старая истина. Саратовцы ругают плохую «бесплатную» медицину, школы, в которых с родителей постоянно требуют деньги, дырявые дороги. Но тем, кто живет в Саратове, очень даже повезло. Для того чтобы понять это, нужно просто отъехать от Саратова на 300 километров и посмотреть, как живут люди в селах и поселках. Можно, конечно, и не так далеко. Практически во всех небольших поселениях Саратовской области все одинаково - там жизни нет. Нет, сама я не жила там так долго, чтобы делать столь громкие заявления. Просто недавно мне довелось побывать в Перелюбском районе и пообщаться с его жителями.

Засуха

«В прошлом году, когда была засуха, воды было очень мало», - рассказывает моя собеседница, жительница Перелюбского района. Воду жители Перелюба получают из Марьевского водохранилища. Летом 2010 года там были проблемы - уровень воды понизился. Губернатору Ипатову даже пришлось лично проинспектировать водохранилище. Тогда он рассказывал СМИ, что обращался к министру сельского хозяйства России Елене Скрынник и просил увеличить объемы финансирования программы обеспечения водой для Саратовской области на 2011 год. В 2010-м, кстати, на водоснабжение левобережных районов области выделялось 700 млн рублей, из них около половины - средства регионального бюджета. На эти деньги в Перелюбском районе, например, велись работы по строительству очистных водопроводных сооружений, а также строительство водоводов и водопроводных сетей.

Этим летом лучше не стало, хотя такой засухи, как в прошлом году, не было. Вода, которую пьют жители Перелюбского района, больше напоминает воду из какого-нибудь болотца. Она мутная и пахнет тухлятиной. «Не знаю, что там строят, хотя вроде говорят, что в следующем году откроют новую станцию, - говорит моя собеседница. - Но и в этом, и в прошлом году в жару воду невозможно было пить. Она воняла так, что тошно становилось».

Еще в постановлении правительства Саратовской области от 29.07.1999 №63-П (ред. от 03.05.2000) «Об областной комплексной программе «Обеспечение населения Саратовской области питьевой водой в 1999-2010 гг.» говорилось: «Такие водохранилища, как Марьевское в Перелюбском районе и Ахмат-Лавровское в Краснокутском районе, несмотря на относительно небольшой срок эксплуатации, сильно заилены и требуют расчистки ложа. Особенно неблагополучным в этом отношении является Марьевское водохранилище, полезный объем которого заметно уменьшился за счет донных отложений. Заиление водохранилищ происходит за счет смыва поверхностного слоя почвы с водосборной площади, разрушения в период весеннего паводка временных земляных перемычек, а также ряда других причин». С момента выхода постановления мало что изменилось. Так, в августе этого года в перелюбской газете «Целинник» появилось распоряжение главы администрации Перелюбского муниципального образования Гончарова. Документ «в связи с ухудшением качества воды в Марьевском водохранилище» вводит запрет на «стоянку, мойку автотранспорта, а также купание непосредственно на плотине Марьевского водохранилища» и на «установку рыболовных сетей по всему зеркалу Марьевского водохранилища».

Проблемы с водой вынудили жителей Перелюба обратиться к вице-премьеру правительства РФ Вячеславу Володину. Вместе с перелюбцами к Володину обратились жители еще пяти районов области - Краснокутского, Новоузенского, Александрово-Гайского, Питерского и Ершовского. «Обращаемся к Вам с просьбой - помогите нам с водой. Нас может понять только человек, который не понаслышке знает, как тяжело жить без воды», - говорится в письме жителей Питерского района. Вячеслав Викторович отреагировал на обращение быстро. Может быть, причиной тому грядущие выборы, а может быть, и что-то другое. Отвечая жителям обезвоженных районов, вице-премьер не преминул бросить тень на областную власть, посулить большие деньги и напомнить про то, что уже сделано лично им на федеральном уровне.

Страшно

«После недавних событий в Перелюбе стало страшно, - продолжает моя собеседница. - Из Саратова привезли ОМОН, потому что полиции или милиции у нас, мягко говоря, мало. Охранять нас некому. ОМОН уедет, и мы останемся одни». Жительница Перелюба вспоминает произошедший в начале августа конфликт в Целинном между курдами и местными парнями - казахом и русским. На информационных лентах мало писали об этой драке, закончившейся для нескольких ребят больницей. Причем одного из жителей Целинного пришлось везти в балаковскую больницу.

В информационных заметках, которые появились в СМИ после разборок в Перелюбском районе, слово дали местным жителям. Так, директор магазина в Новой Покровке рассказал, что некоторые приезжие ведут себя дерзко, пьют, пристают к местным девушкам и воруют скот. Говорили перелюбцы и о бездействии правоохранительных органов, которым местные жители совсем не верят. Перелюбцы даже не обращаются в полицию, потому что боятся еще больших проблем.

Разрешать подобного рода конфликты и разнимать драки (неважно, между кем они происходят) в Перелюбе, по мнению местных жителей, некому. «В новостях говорят, что переаттестацию в полицейские не прошло примерно 800 человек по всей области, - вспоминает моя собеседница. - Такое ощущение, что все наши, перелюбские, и не прошли. Говорят, что многих сократили. Да так во многих районах. Чуть ли не один участковый на пять тысяч человек». Моя собеседница уверена: вот закончатся уборочные работы и станет еще хуже. Людям просто нечем будет себя занять, а значит, половина района уйдет в запой. «Раньше у нас был и кирпичный завод, и асфальтовый, и молокозавод, - вспоминает она. - Все развалили. Да чего там говорить, даже единственную баню разрушили. А лет десять назад заложили фундамент под новую. До сих пор этот фундамент стоит голый».

Не вылечат и не научат

Перелюбский район - это всего лишь один пример того, что за пределами более-менее крупных городов жизни нет. Где-то остро стоит проблема с водоснабжением, где-то - с охраной правопорядка. И почти везде люди жалуются на образование и здравоохранение. Жительница Пугачевского района рассказывает мне о случае, произошедшем примерно полгода назад: «Соседского мальчишку укусил щенок. Через некоторое время место укуса стало нарывать. Фельдшер велел ему промывать рану и отпустил домой. Когда парнишке через некоторое время стало хуже, родители повезли его в Пугачев. Оказалось, что это бешенство». Для маленьких поселков отсутствие квалифицированных врачей - это норма. «В нашей больнице лечиться бесполезно, - говорит мне собеседница из Перелюба. - Воспаление легких принимают за обыкновенное ОРЗ и лечат так до последнего. И только когда человеку уже совсем плохо, его отправляют на рентген». Узких специалистов в Перелюбе нет. Чтобы сделать УЗИ, нужно ехать в Саратов. Жители к этому давно привыкли, для них такое в порядке вещей.

Впрочем, кое в чем перелюбцам повезло. В селе есть аж три детских садика и вполне приличная школа. Многие села области этим похвастаться не могут. По данным минобразования региона, две трети сельских школ являются малокомплектными. Им грозит либо перевод в статус филиала, либо понижение статуса школы. Малокомплектные школы закрывают, детей из разных поселков собирают в одну большую группу и отправляют учиться за несколько километров. В перелюбскую школу тоже привозят старшеклассников из небольших поселков района, где есть только начальная школа. К этой проблеме можно относиться по-разному. Можно говорить, что государству невыгодно содержать школу, где не набирается и полсотни учеников. Можно кричать, что образование приходит в упадок и скоро дети не будут знать элементарных вещей. Но факт остается фактом.

«Вот так и живем, - улыбается моя собеседница. - Ничего нет, ни воды, ни медицины, ни работы. Хотя нет, вру, кое-что все-таки есть. Служба такси, секонд-хэнд и пиццерия. Так что можете смело писать, что цивилизация не обошла нас стороной».