«Культура погибает», «культуре не хватает денег», «на культуру не хотят обращать внимания» - постоянно слышно с разных сторон. «Газета Наша Версия» тоже нередко пишет нечто подобное. Действительно, «погибает», «не хватает», «не хотят». Однако проблема, на мой взгляд, кроется не в количестве выделяемых на культуру денег, а в их перераспределении. «Тришкин кафтан» постоянно тянут на те места, которые и так уже неплохо прикрыты
«Культура погибает», «культуре не хватает денег», «на культуру не хотят обращать внимания» - постоянно слышно с разных сторон. «Газета Наша Версия» тоже нередко пишет нечто подобное. Действительно, «погибает», «не хватает», «не хотят». Однако проблема, на мой взгляд, кроется не в количестве выделяемых на культуру денег, а в их перераспределении. «Тришкин кафтан» постоянно тянут на те места, которые и так уже неплохо прикрыты.
Ландо: «...это здорово!»
Директор ТЮЗа Валерий Райков говорит, что нашел занавес для нового театра за 12 миллионов рублей. Честь и хвала Валерию Райкову, сэкономившему деньги из областного бюджета более чем в два раза. Ведь мог бы найти и за 20, и за 24, и за 28 миллионов рублей. А нашел за 12. Всего ничего. Молодец. Юные зрители скажут дяде Валере спасибо.
Глава городского управления по культуре Алексей Комаров говорит, что через четыре года сможет «увеличить число горожан, принимающих участие в крупных культурно-досуговых мероприятиях, до 170 тыс. чел.» и заодно сохранить и развить культурный потенциал Саратова. Цена вопроса - 418 миллионов рублей. Какая при этом экономия для бюджета, неясно. Но точно не меньше, чем в ТЮЗе. И целых 170 тысяч человек. Похвально. Амбициозно. Свежо.
Если хотите подробностей - вот они. Каким будет новый тюзовский занавес, знает только господин Райков, а вот Алексей Комаров поделился сокровенным и рассказал о планировании «следующих программных мероприятий: ежегодного проведения в Саратове дополнительных 18 культурно-массовых мероприятий различной направленности; развития сети муниципальных библиотек города путем открытия на базе действующих двух Интеллект-центров, Центра развития детского творчества, 4 филиалов Центра муниципальной и краеведческой информации; пополнения библиотечных фондов муниципальной библиотечной системы на 580 тыс. экземпляров; формирования электронных информационных ресурсов библиотек в целях обеспечения их доступа для жителей города», и т.д. и т.п. Менее чем за полмиллиарда рублей все учреждения культуры будут отремонтированы, а каждый четвертый горожанин станет регулярно посещать библиотеки.
Все это г-н Комаров рассказал на прошлой неделе на совещании, в котором приняли участие глава администрации Саратова, депутаты городской и областной дум, общественники и многие другие уважаемые кем-то люди. И всем им понравилось. «...это здорово!» - заявил Александр Ландо. И никто не спросил: что, разве саратовцам будут платить деньги, чтобы они ходили в библиотеки? А почему именно 18, а не 20 или 5 с половиной мероприятий необходимо нам до полного окультуривания? Нет, ничего такого не сообщает сайт мэрии. Только суровый Алексей Прокопенко напомнил, что бюджет города дефицитный, и тут не до развития.
Сколько еще существует таких оригинальных высокозатратных идей, упакованных в яркую демагогическую обертку «давайте спасать культуру», - пожалуй, одному министру Владимиру Синюкову известно.
Культурное неравенство
В области существует огромное количество творческих коллективов, организаций и личностей, и всем им нужны деньги. Но всем по-разному, как в известной поговорке «у кого-то щи пустые, а у кого-то жемчуг мелкий». Конечно, первой на ум приходит самая очевидная антитеза: филармония - новый ТЮЗ. В то время когда театр юного зрителя присматривается к занавесу за 12 миллионов, филармония в отсутствие собственного помещения ежегодно платит за аренду концертных и репетиционных залов порядка двух миллионов рублей... Однако приведу другой пример.
Как-то в беседе с автором этих строк директор одного известного учреждения культуры заявил, что очень обижен на чиновников, которые ничего не смыслят в реквизите и закупают совершенно не то, что нужно. Эти бюрократы требуют отчетов, бумажек, придираются к каждой запятой, а главное - не хотят предоставить помещение получше. Претензии вполне обоснованные, однако учреждение (и мой собеседник этого не скрывал) неплохо зарабатывает само. Так почему бы не расстаться с опостылевшими представителями власти и стать независимыми? Нет, чиновники обязаны нам помогать, иначе мы закроемся. Простите, но вы, господа творцы, разве не обязаны родному городу? Или ему уже никто ничем не обязан?
Но когда я встречаю знакомого молодого преподавателя художественной школы, живущего по давно вышедшему из моды булгаковскому принципу «никогда и ничего не просите» и на зарплату в пять тысяч рублей, и притом недавно женившегося на молодой преподавательнице художественной школы с такими же принципами и зарплатой, я понимаю, что финансирование культуры необходимо увеличить. Потому что это особый, вымирающий вид молодых людей, которых надо или заносить в специальную Красную книгу, или повышать им жалование. И не на жалкие 10%, которые сулят чиновники в этом году.
Бюджетные аномалии
Стенания о том, что в России на культуру тратится менее 1% годового бюджета, стали общим местом. Однако в западных странах эта цифра не многим больше - в США государство и местные самоуправления выделяют 1,2% своих расходов, во Франции - 1,7%. Есть европейские страны, где этой сфере отдают всего 0,2% от общего пирога, и деятели культуры при этом себя прекрасно чувствуют. Ведущую роль в поддержке западного искусства играют частные инвестиции. Так было и в России до революции. Но почему-то когда в Саратове спонсоры устраивают общегородские праздники, то получается скорее пиар самих благотворителей, чем праздник для горожан. Представляете, если бы Боголюбов, основатель Радищевского музея, приклеивал к каждой картине из своего частного собрания собственное фото и контактные данные?
Между тем, денежные вливания из бюджета в «умирающую» культуру Саратовской области в последние годы растут. Однако реанимационные мероприятия не приносят сколь-нибудь заметного результата. Дело в том, что в системе финансирования культуры есть немало бюджетных аномалий. Известно, например, что несколько областных учреждений культуры занимают помещения, находящиеся в собственности муниципалитета. Среди них - Дом работников искусств и областная научная библиотека. Из года в год область перечисляет в бюджет Саратова арендную плату в размере порядка 80 миллионов рублей. В свою очередь городская администрация расходует немалые деньги на аренду помещений для собственных культурных учреждений - к примеру, для театра «Самокат» в Доме офицеров. Ситуация парадоксальная. Вот вы бы стали пускать квартирантов в собственную квартиру, если бы в результате вам самим пришлось снимать жилье? Пожалуй, только в том случае, если вы являетесь разорившимся владельцем пентхауса и намерены переехать в коммуналку.
Такая ситуация никогда бы не произошла, например, во Франции, где центр, регионы и территории ежегодно заключают трехсторонние контракты для совместного финансирования культуры. Им было бы просто невыгодно играть в эти съемные игры. Кстати, одним из самых демократичных и эффективных методов поддержки этой сферы в Европе считается распределение субсидий через посреднические негосударственные организации: благотворительные фонды, общественные институты культуры, ассоциации творческих работников, которые самостоятельно решают вопросы распределения выделенных денег. О западной свободе представителям нашей творческой интеллигенции остается только мечтать. Все, что дозволено членам саратовского общественного совета по культуре - сказать чиновникам пару неласковых слов об их культурных концепциях и разойтись по домам. И только особо приближенные из них могут остаться после заседания и поделиться своим виденьем финансирования культуры.