Бабушка одного товарища, поддавшись воспоминаниям молодости, рассказала фантастическую, с моей точки зрения, историю о том, что раньше в любой район Саратовской области можно было долететь на самолете. Нет, не на Ил-96, конечно, а на каком-нибудь Л-410. Причем, по ее словам, это было не так уж и дорого, почти равноценно поездке на автобусе. Возможны ли сейчас такие чудеса? Об этом я решила побеседовать с Евгением Алексеевым, руководителем саратовского аэроклуба им. Ю. А. Гагарина
«Мы летим, ковыля во мгле,
Мы ползем на последнем крыле,
Бак пробит, хвост горит, но машина летит
На честном слове и на одном крыле».
«Бомбардировщики»
Бабушка одного товарища, поддавшись воспоминаниям молодости, рассказала фантастическую, с моей точки зрения, историю о том, что раньше в любой район Саратовской области можно было долететь на самолете. Нет, не на Ил-96, конечно, а на каком-нибудь Л-410. Причем, по ее словам, это было не так уж и дорого, почти равноценно поездке на автобусе. Возможны ли сейчас такие чудеса? Об этом я решила побеседовать с Евгением Алексеевым, руководителем саратовского аэроклуба им. Ю. А. Гагарина.
Скажем, я взялась за создание частного предприятия, чтобы перемещать людей по воздуху из Саратова в Балаково. Самый подходящий для подобных перевозок - самолет Ан-2. Дело в том, что разбить эту машину очень сложно. Говорят, что во время съемок фильма «Сволочи» нужно было снять крушение такого борта. Его, естественно без пилота, с помощью более крупного воздушного судна неоднократно сбрасывали с приличной высоты. Ан-2 успешно приземлялся до тех пор, пока ему в хвост не набили полторы тонны груза.
Итак, покупка такого самолета обойдется в три миллиона рублей, плюс наем пилота и бортмеханика. Если я хочу пилотировать машину самостоятельно, то мне нужно получить опыт в летной школе. Обучение будет стоить еще около миллиона рублей. Потом мне предстоит пройти еще кучу бюрократических процедур: зарегистрировать индивидуальное предприятие, получить лицензию на пассажирские перевозки, утвердить маршрут в органах власти, и так далее, и тому подобное. Плюс ко всему выбрать место базирования, а в нашем городе аэропорт один. Это упрощает выбор, но, думается, завышает цену, так как против монополии не попрешь и скидку не потребуешь. Округлим общую сумму затрат до 4,5 миллиона рублей.
Теперь подсчитаем расход топлива. Ан-2 «ест» примерно 200 литров бензина в час и развивает скорость в среднем 170 км/ч. То есть до Балаково наше аэротакси доберется за 60 минут. Заправлять его можно АИ-95, но при перевозке пассажиров требуется использовать специальное горючее ЛЛ-100 или Б-91, которое стоит по 95 рублей за литр. Таким образом, мы получаем 19 тысяч рублей только за топливо. Перевезти 12 пассажиров, если разделить на всех всего лишь стоимость заправки транспорта, можно за полторы тысячи рублей с человека. Какие-то 25 лет назад до Балаково можно было долететь за 3 рубля 20 копеек, а добраться туда на автобусе - за 2 рубля 50 копеек. Сейчас мы посчитали только бензин, не стоит забывать еще и о техническом обслуживании борта, плате за базирование, откатах всяким чиновникам и первоначальных 4,5 миллионах вложений. Учитывая все эти факторы, понятно, что «футурама» с межпоселковыми перелетами в наше время, скорее всего, нереальна. К тому же Евгений Алексеев рассказал, что почти вся инфраструктура (взлетно-посадочные полосы и так далее) уничтожена.
Поведал он и о не очень радостной судьбе аэроклуба, того самого, куда 25 октября 1954 года пришел Юрий Гагарин и через год совершил свой первый полет. «Только представьте - федеральная земля, федеральное имущество, а за его оборудование платят простые люди», - говорит Евгений. По его словам, бюджетного финансирования клуба нет никакого. Живут только за счет платных прыжков с парашютами, организуемых для любителей острых ощущений. В декабре прошлого года последний вылет совершил их единственный рабочий самолет, изживший свой век. Клубу не на чем стало летать. Руководитель ходил ко многим региональным министрам, к заместителю председателя правительства по социальной сфере Алексею Данилову, к вице-губернатору Александру Бабичеву, но все эти похождения не принесли результатов. Встреча с губернатором области Павлом Ипатовым состоялась накануне Дня космонавтики. Когда Павел Леонидович узнал о возможном срыве показательных выступлений, он пообещал приобрести воздушное судно. И сдержал свое слово. Куплен был, правда, не Л-410 (20 миллионов рублей), благодаря техническим характеристикам которого можно быстрее и эффективнее обучать спортсменов-парашютистов, а Ан-2, но и за это было бы сказано большое спасибо, если бы не одно «но»: из бюджета поступил только один миллион рублей вместо обещанных трех. Самолет забрали с завода еще в апреле, и теперь аэроклуб ждет, что оттуда приедут злые дяди и опечатают борт за неуплату. Тогда клуб, воспитавший единственного абсолютного чемпиона мира по вертолетному спорту Владимира Панарина, который, к слову, вынужден летать в Самару на тренировки, чтобы не терять квалификацию, останется вообще без крыльев.
Кстати, в Дубках сейчас стоят три сломанных Ми-2, на ремонт каждого из них требуется 8,5 миллиона рублей. К «отцу города», столь любящему небесную высь, есть предложение отремонтировать один из вертолетов и совершенно безвозмездно совершать променад когда душе угодно.
Так в чем же разница между современной Россией и СССР? Почему полеты из Саратова в Балаково, Перелюб, Пугачев были реальностью, а сейчас это разве что на эпизод фантастического фильма тянет? Может, у Советского Союза было больше денег? А может, все дело в том, что тогда чиновники заботились не только о набивке собственных карманов, но и об интересах страны?