На минувшей неделе заслуженный деятель искусств, художественный руководитель филармонии имени Альфреда Шнитке Анатолий Катц отпраздновал свое семидесятипятилетие
На минувшей неделе заслуженный деятель искусств, художественный руководитель филармонии имени Альфреда Шнитке Анатолий Катц отпраздновал свое семидесятипятилетие.
Сам юбилей состоялся гораздо раньше - еще летом, но обычные люди празднование дня рождения откладывают до ближайших выходных, а творческие - до начала сезона. Однако торжественные мероприятия пришлось перенести не только во времени, но и в пространстве: ведь у филармонии, которой руководит юбиляр, до сих пор нет собственного зала. С тех пор, как он сгорел, а именно - с 21 ноября 2006 года, учреждению приходится для проведения мероприятий и даже личных праздников помещения арендовать. Впрочем, в ходе празднования юбилея старались лишний раз не поминать наболевшую проблему всуе. Однако праздничная атмосфера и была тем самым конским волосом, отделяющим всех от дамоклова меча, нависающего над сотрудниками филармонии уже почти пять лет. Но если Дамокл меча долгое время не замечал, то в данном случае взгляд на него периодически невольно падал.
Юбилей прошел аж в двух частях: 21 сентября состоялся концерт «Ученики - учителю», а на следующий день - творческий вечер юбиляра.
В первый вечер Анатолия Иосифовича поздравили, что вполне понятно из названия концерта, его ученики - симфонический оркестр областной филармонии под управлением Евгения Хилькевича исполнил Рахманинова и Прокофьева. Не обошлось и без официальных гостей. Чтобы отдать дань уважения талантливому музыканту, в ряды его учеников затесался и министр культуры Саратовской области Владимир Синюков. Произнеся несколько высокопарных слов и подарив купленный на бюджетные средства букетик, бывший милиционер присел на место, видимо, по-прежнему считая «решаемым» вопрос филармонии.
Второй вечер открыл сам юбиляр, выступив в качестве солиста при исполнении Концерта №2 для фортепиано с оркестром Бетховена. Вечер прошел в формате капустника, официальные поздравления перемежались подарками, как музыкальными, так и материальными, шуточными одами и поэмами имениннику, сочиненными многочисленными учениками и коллегами. Поздравить Анатолия Катца пришли представители почти всех значимых культурных учреждений Саратова: театра драмы, театра оперы и балета, ТЮЗа, музея имени Радищева, филармонии, консерватории, музея Федина и других. Со многими из них Катц плотно сотрудничал в свое время и продолжает заниматься этим сейчас, подтверждая многогранность своего таланта: в драме он пробовал себя в качестве артиста, в театре оперы и балета - в качестве концертмейстера, в некоторых спектаклях ТЮЗа звучит его музыка, а сотрудники музея Федина в советское время изучали запрещенную литературу по обширной библиотеке юбиляра.
Как всегда и бывает на подобных мероприятиях, выступающие говорили много, обильно посыпая юбиляра эпитетами и сравнениями, вспоминая, как с ним познакомились, как впервые услышали его игру и так далее. Среди прочего практически все подчеркнули великолепное чувство юмора музыканта, которое он не раз за вечер демонстрировал. Художественный руководитель театра драмы имени Слонова Григорий Аредаков рассказал, как всю творческую интеллигенцию Саратова как-то раз вызвали на некое собрание, в ходе которого их убеждали выступить с критикой Солженицына: «Нас тогда попросили, мягко говоря, поругать его за «Архипелаг ГУЛАГ». Анатолий Иосифович вышел на сцену и с готовностью заявил, что «да, мы, конечно, готовы поругать. Только можно ли сначала ознакомиться с оригиналом?» Конечно, был скандал».
Накативший вал цветов и подарков по завершении вечера с трудом смогли унести за сцену. Среди подарков были и книги, и вино, и техника, преподнесенная коллегами, которой не хватало филармонии для осуществления творческих планов коллектива и самого Анатолия Иосифовича.
Непонятным остается только то, что технику знаковому учреждению области, являющемуся одной из ее визитных карточек, дарят коллеги, а не министерство культуры, правительство области, администрация города и так далее. Не говоря уже о главном подарке, который мог быть сделан - реконструкции сгоревшего зала «жемчужины» Саратовской области, как ранее назвал филармонию министр Синюков, перемежавший красивые клише с нескрываемым наплевательством, пообещав, несмотря на драгоценный статус, выделить средства лишь после завершения строительства нового здания ТЮЗа.
Министр считает, что «филармоническое искусство в Саратове безусловно есть», а ее художественный руководитель, несмотря ни на что, рад в ней работать: «Каждый день я радуюсь тому, что работаю в саратовской филармонии. Радуюсь тому, что продолжаю преподавать в консерватории. И радуюсь тому, что живу в Саратове. Когда мне исполнилось семьдесят пять, я воспринял это спокойно, а вот когда мне сказали, что идет восьмой десяток - заволновался. Но потом решил, что пока я прожил только первые в моей жизни семьдесят пять лет, а теперь - только начались вторые», - говорит сам Анатолий Иосифович.
А если все рады, искусство есть и, как заметил Синюков, «кроме зала, других проблем у филармонии нет», то и хай с ним: подождем до распила одного долгостроя и примемся за реконструкцию другого? Тем более, переносить мероприятия в пространственно-временном континууме уже сообща научились...