Темные коты в черных комнатах

Темные коты в черных комнатах

Есть книги, которым суждена долгая жизнь на библиотечных полках, а есть книги, которые устаревают стремительно, еще на пути с прилавков в библиотеки. Даже если судить только по названию - «Путин против Медведева. Схватка бульдогов под ковром», - книга видных саратовских конспирологов, основателей интернет-сайта Conspirology.org Игоря Осовина и Сергея Почечуева, только что вышедшая солидным пятитысячным тиражом в столичном издательстве «Яуза-пресс», возможно, еще успеет принести авторам неплохой гонорар, однако едва ли пополнит ряды нетленок: недавние события на московском съезде «ЕдРа» напрочь обессмыслили титанические усилия саратовских аналитиков, стремившихся - путем сбора слухов в политических курилках - обнаружить хоть какой-нибудь реальный конфликт между полушариями единого партийного мозга

без названияЕсть книги, которым суждена долгая жизнь на библиотечных полках, а есть книги, которые устаревают стремительно, еще на пути с прилавков в библиотеки. Даже если судить только по названию - «Путин против Медведева. Схватка бульдогов под ковром», - книга видных саратовских конспирологов, основателей интернет-сайта Conspirology.org Игоря Осовина и Сергея Почечуева, только что вышедшая солидным пятитысячным тиражом в столичном издательстве «Яуза-пресс», возможно, еще успеет принести авторам неплохой гонорар, однако едва ли пополнит ряды нетленок: недавние события на московском съезде «ЕдРа» напрочь обессмыслили титанические усилия саратовских аналитиков, стремившихся - путем сбора слухов в политических курилках - обнаружить хоть какой-нибудь реальный конфликт между полушариями единого партийного мозга.

Впрочем, даже сломанные часы дважды в сутки показывают правильное время, а потому в четырехсотстраничном томе Осовина и Почечуева найдется полтора десятка страниц, представляющих и поныне живой интерес - ну, по крайней мере, для саратовцев.

Речь идет об отдельной главе под исчерпывающим названием «Черный пиар» по-володински» (стр. 321 - 337), которая построена не на слухах и «утечках», но на конкретном опыте авторов данной книги. Глава возвращает читателя к памятному скандалу февраля 2010 года, когда те же самые Осовин с Почечуевым - бывшие информационные киллеры на службе у партии власти, а затем журналисты-фрилансеры - устроили пресс-конференцию, на которой торжественно покаялись в своих былых прегрешениях и подробнейшим образом рассказали, кто, за какие деньги и с каким выражением на начальственном лице раскручивал в Саратове газетное «мочилово».

Если кратко суммировать материалы той пресс-конференции, то, как пишут авторы книги, получится следующее: «Была сформирована «зондер-команда» Николая Панкова, которая уничтожала доброе имя и репутацию тех людей, кого объявляли личными врагами вождя саратовских «единороссов» - Вячеслава Володина. Ничего общего с интересами партии как таковой, не говоря уже об интересах Саратовской области, такое информационное киллерство не имело».

Среди поставленных руководством задач главными были вот какие: готовить о «врагах» разнообразные негативные публикации в СМИ («факты» были, разумеется, высосаны из пальца), чтобы затем - как бы на основании этих проплаченных публикаций - партийные депутаты и фиктивные «группы озабоченных граждан» могли бы пачками рассылать по инстанциям (от Генеральной прокуратуры до Следственного комитета РФ, от МВД до ФСБ) гневные депутатские запросы и возмущенные «коллективки». Компетентные органы должны были, по мысли заявителей, «разобраться» с неугодными. «Вместо того, чтобы решать неотложные проблемы в «горячих точках» страны, - замечают авторы книги, - «силовики» начинали искать черных кошек в темных комнатах «володинского сознания»...»

Примечательно, что «медиакиллерам» заказывали не только подготовку и тиражирование газетных статей с «компроматом», подметных листовок и брошюр, но и проведение как бы дискуссионных «круглых столов»: на одном из них, кстати, «политтехнологами «Единой России» была впервые отработана методология разделения евреев на «плохих» и «хороших» (по принципу личной преданности делу партии) и обвинения неугодных евреев в том, что они сами спекулируют на теме антисемитизма: методология, которая затем легла в основу пиар-технологии развязанной саратовскими «единороссами» информационной войны, имевшей все признаки масштабной антисемитской кампании».

Сами «черные пиарщики» самокритично признают, что участие в подобных мероприятиях их, мягко говоря, не красит. Более того! Формирование «ложного представления о реальном положении дел в Саратовской области (...) отрицательно сказывалось как на политическом климате внутри региона, так и на уровне оценок и принятия решения по существу руководителями федерального масштаба». Подобного рода «технологически выстроенная дезинформация может быть расценена как должностное преступление, совершенное группой лиц по предварительному сговору». В каком-нибудь голливудском фильме деятельность эдакой «группы лиц» рано или поздно была бы пресечена бдительными агентами ФБР, но в реальной жизни российские сценарии пишет отнюдь не Стивен Спилберг.

Впрочем, в столь тонком деле все же соблюдалась если не осторожность (чего бояться?), то, по крайней мере, чиновничья субординация: главнейший заказчик «политкиллерских» услуг лично не снисходил со своих олимпийских высот до общения с платными ландскнехтами, да и собственно работодатель авторов будущей книги, госдеп Николай Панков, роскоши человеческого общения напрямую предпочитал - если верить книге - использование проверенных посредников. В качестве медиаторов обычно выступали двое-из-ларца, друзья и единомышленники Эдуард Абросимов и Роман Чуйченко (оба впоследствии по очереди побывали на посту главного редактора еженедельной газеты «Наша версия в Саратове»).

К примеру, через Абросимова была заказана и изготовлена - и подвергнута собственноручной правке Вячеслава Викторовича! - пропагандистская брошюра «Политическое поле Саратовской области: кто есть кто?» Чтобы привести текст брошюры в соответствие с требованиями заказчика, авторам пришлось «дописывать в биографические статьи политиков (как правило, неугодных - Л. Г.) сведения из их личной жизни, которые носили бульварный характер и, скорее всего, были полной чепухой». Таким образом, заключают авторы, упомянутые дописки «окончательно дискредитировали издание в глазах заинтересованных читателей и вдумчивых избирателей». Ну и что с того? Похоже, циничных медиаторов больше интересовал реальный «кэш», чем абстрактный результат: в случае с брошюрой дело дошло до того, что вместо заявленного тиража в 300 тысяч экземпляров пиар-изделие отпечатали тиражом в 10 тысяч экземпляров, а куда подевалась разница между задекларированными и реально потраченными средствами («высвободившая» сумма, между прочим, превысила 3,5 миллиона рублей), понять нетрудно. Тоже мне, бином Ньютона!

Как видим, денег - по преимуществу, наличных (их приносили в картонной коробке из-под обуви), хотя и не только, - для медийных киллеров не жалели. Авторы книги уверены, что основные выплаты производились из «черной партийной кассы». Кроме того, «на деньги партии была создана и функционировала целая грибница сомнительного рода юридических лиц, через которые «единороссы» контролировали и финансировали издания, принимавшие самое активное участие в информационных войнах на стороне Володина и Панкова. Не исключено, что все они получали безналичные средства из Фонда поддержки «Единой России». При этом предпринимались попытки создания хитрой финансовой схемы, которая заключалась в «задваивании» денежного потока, идущего на оплату материально-технической базы «черного пиара»...» О масштабах выплат можно судить по такому факту, приведенному в книге: только за половину 2007 года «через руки саратовских «черных пиарщиков» прошло порядка 2 млн рублей». Трудно поверить, будто все эти солидные суммы были взяты из личных средств партзаказчиков...

Книга Осовина и Почечуева увидела свет через полтора года после их пресс-конференции. С тех пор на губернской политической поляне произошли кое-какие изменения - не по сути, а по форме. Практически закрылся «ПолитДозор» Елены Столяровой, но открылся аналогичный «Глобус-64» Столяровой Елены. Главной мишенью пропартийных СМИ стали не политические оппоненты, но формально однопартийцы: губернатор Павел Ипатов и его правительство. Рому Чуйченко переместили на Урал, подыскали ему хлебную должность и теперь двигают в Госдуму (заслужил!). Госдеп Панков объявил, что никакого Эдика Абросимова среди его помощников нет и не было, а сам Эдик, набив мошну, из российского патриота превратился в патриота украинского: живет в Киеве, обзывает через твиттер «жлобский Засратов» и хвастается, как он ловко и вовремя «свалил из Засратова». Редакторское место Эдика в «Нашей версии в Саратове» заняла недавняя энгельсская школьница Оля Бурцева. Судя по убогости текстов, опубликованных на страницах «НВС», и по количеству ошибок (грамматических и пунктуационных) в статейках самой Оли, нанять авторов-профи или хотя бы нормального корректора газете не позволяют средства.

Вероятно, поток партийных денег, бурный несколько лет назад, иссяк бесповоротно. Но, скорее всего, затишье временное: грядущий период выборов - время шального нала, и вскоре большая игра начнется заново. Вбросы, предъявы, реклама, компромат и все такое прочее - по заранее оговоренным расценкам. «Черных пиарщиков» Осовина с Почечуевым на прежнее место едва ли позовут (как-никак предатели!), но Эдик, пожалуй, может и вернуться на запах свежего бабла. Ну не девочке же Оле отдавать жирный куш?