Цена глупости

Цена глупости

Если по Булгакову москвичей испортил квартирный вопрос, то саратовцев испортил вопрос земельный. У нас в очередной раз создан прецедент на всю Россию. Когда-то, во времена Аяцкова, мы впереди планеты всей приняли «Закон о земле», показавший, что Саратовская область ставит по главу угла именно земельные отношения. Теперь, что называется, «хорошими делами прославиться нельзя». Накал страстей и конфликт интересов вокруг кадастровой стоимости саратовской земли достигли максимума.

без названияЕсли по Булгакову москвичей испортил квартирный вопрос, то саратовцев испортил вопрос земельный. У нас в очередной раз создан прецедент на всю Россию. Когда-то, во времена Аяцкова, мы впереди планеты всей приняли «Закон о земле», показавший, что Саратовская область ставит по главу угла именно земельные отношения. Теперь, что называется, «хорошими делами прославиться нельзя». Накал страстей и конфликт интересов вокруг кадастровой стоимости саратовской земли достигли максимума.

 

Верховный суд нам не указ

Почти в десять раз увеличилась ставка земельного налога в сравнении с прошлым годом. Для предприятий и организаций, собственников и арендаторов земельных участков выхода два - или платить, как велит новая кадастровая стоимость, либо через суд отстаивать свое право не подчиняться спущенным сверху бредовым правилам.
Верховный суд России 28 января 2009 года вынес вердикт, который открывает такую возможность. Балаковское предприятие «Гидроэлектромонтаж» обратилось сначала в Саратовский областной суд, а затем в Верховный суд РФ с заявлением о признании недействующим пресловутого постановления №423-П от 30 ноября 2007 года «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Саратовской области» и оспорило стоимость земли под предприятием.
В решении суда записано, что «отсутствует обоснованность утвержденной кадастровой стоимости», «кадастровая оценка земельного участка не имеет под собой экономической основы, является произвольной и завышенной, а Постановление №423-П нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и экономической деятельности и способствует необоснованному завышению размера арендной платы за пользование земельным участком». То есть, цифры брались с потолка, по максимальной планке, в попытке их оправдать подставлялись неверные сведения из источников, например, журнала «Жилье мое».
Еще цитата из решения суда: «Каких-либо доказательств, свидетельствующих, что окончательная кадастровая оценка земель была проведена с учетом рыночных цен на участки (такое допускает ст.66 Земельного кодекса РФ - прим. авт.), не имеется». То есть в расчет не бралась даже рыночная стоимость! А что же тогда, спросит нормальный человек, бралось в расчет?

Простое уравнение

В этой истории, в которую Саратовская область так бездарно вляпалась, удивительно все. От того, кто определял кадастровую стоимость, на основании чего она была определена и как получились эти волшебные результаты, до нынешней реакции чиновников на отмену части постановления №423-П. Что создало вообще ситуацию коллапса, когда старое постановление уже не действует, а новое отменено.
Те, кто принимал решение по установлению нереально завышенной стоимости саратовской земли, разводят руками - все по закону! Вот перечень документов, вот список организаций, отвечающих за процесс определения стоимости, вот и положительное заключение госэкспертизы.
Один мой знакомый математик в качестве развлечения любит доказывать с помощью вычислений через интегралы, что дважды два - пять. Тем же самым в минувшую пятницу занимался почти два часа руководитель федерального Управления Роснедвижимости по Саратовской области, видный «земледелец» Николай Владимиров на заседании пресс-клуба «Цена земли: четвертое измерение» в торгово-промышленной палате области. Надо отдать должное ТПП, которая не побоялась вынести на публичную площадку для обсуждения эту болезненно-скандальную тему. Хотя уже при первом приближении сразу вылезли уши тех, кто всю эту кашу заварил. Ответов на два любимых российских вопроса - кто виноват и что делать - искали специалисты земельных отношений, оценщики, предприниматели, юристы, налоговики, прокуратура, областные и муниципальные депутаты, - все, кого касается эта проблема и от кого зависит ее решение (а найдите мне хоть одного саратовца, кого она не касается напрямую или косвенно). В обсуждении приняли участие все приглашенные, кроме... тех, кому мы и обязаны радостью платить за землю в Турках в разы дороже, чем в Саратовском районе, а в Саратове - как на Рублевке.
Ни один представитель комитета по управлению имуществом области - заказчика пресловутой завышенной оценки - не счел нужным принять участие в обсуждении! Проигнорировав самую злободневную для всех жителей области тему, Александр Бовтунов и его подчиненные показали, кто они и кто мы, саратовцы, за счет которых они получают зарплату. Это сравнимо с тем, что сделал на минувшей неделе представитель руководства другого города - Санкт-Петербурга. В прямом эфире в передаче с безработными петербуржцами он назвал последних «быдлом», потому что те, в отличие от него, имеют наглость считать, что кризис в их городе все-таки есть.
На пресс-клубе вопрос о земле обсуждался жарко, и ситуация оценена как тупиковая. Предприниматели считают, что мы вошли в период жесткого конфликта интересов бюджета и власти с руководителями предприятий, владельцами садоводческих и земельных участков.

Все схвачено, но не заплачено

По федеральному законодательству кадастровую оценку земель нужно проводить не реже одного раза в пять лет и не чаще одного раза в три года. От этой стоимости зависит размер оплаты земельного налога, который в значительной части формирует областной бюджет. Так что заинтересованность в размере ставки этого налога и сборе платежей от него у областных руководителей, что называется, налицо. От определения размера этой ставки во многом зависят параметры будущего бюджета на ближайшие как минимум три года.
Работа огромная - провести кадастровую оценку стоимости земель всех городов, районов области, поселений по разграниченным видам деятельности на основе множества методик для каждого вида назначения земельного участка. По мнению экспертов, присутствующих на заседании пресс-клуба в ТПП, такую работу не под силу провести одной организации, какой бы профессиональной она ни была. Тут нужен консорциум или ассоциация профессионалов, собранных для этого случая специально. Но у заказчика - комитета по управлению имуществом области - в 2007 году было свое особое мнение. Официально был проведен конкурс на право произвести оценку, который выиграло ФГУП «Госземкадастрсъемка» - ВИСХАГИ Поволжский филиал. В составе этой оценочной организации аж два (!) сертифицированных оценщика. Но комитет не сомневается, что она под руководством директора А.И.Лиферова сможет в кратчайшие сроки провести кадастровую оценку всех земель населенных пунктов Саратовской области. Главный принцип выбора исполнителя, как сказал на том же заседании пресс-клуба депутат Леонид Писной, - чтобы было дешево и быстро. И 27 июня 2007 года областной комитет по управлению имуществом заключает с ВИСХАГИ государственный контракт. Облдеп Леонид Писной сообщил присутствующим, что в этом госконтракте не была предусмотрена процедура проверки результатов определения кадастровой стоимости земли.
Такая степень доверия фирме, которая взяла на себя ответственность рассчитать основы, от которых зависят будущие показатели бюджета, просто потрясает. В памяти всплывает образ Ипатова на сельскохозяйственном рынке, который держит в руках куриное яйцо и сурово вопрошает, отчего оно такое дорогое? И так каждый выходной. А тут - земля, краеугольный камень экономики области, источник пополнения бюджета. Яиц куры еще нанесут, а вот новой земли больше никто не сделает.
С трудом верится, что в полном неведении относительно сомнительных результатов оценки были тот же Николай Владимиров, без участия которого невозможно было бы принять спорное постановление № 423-П, а также зампред правительства Алексей Щербаков, председатель межведомственной комиссии по содействию в проведении работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов. Так или иначе, но Постановление об утверждении результатов кадастровой оценки земель Саратовской области - совместный правовой акт, предполагающий солидарную ответственность всех участников.
Получается, те, кто утверждал, не ведали, что творят. Или сделали вид, что все нормально, так как выполняли какие-то установки сверху.

Ловкость рук

По словам экспертов, анализирующих злополучный отчет ВИСХАГИ, в основу определения стоимости земли в городе Саратове легли показатели Москвы и Подмосковья, а для районов Саратовской области - показатели центральных районов города Саратова. Причем, качество самого отчета приводило в недоумение профессиональных экспертов. Только один факт - чтобы получить положительное заключение госэкспертизы, первоначальный отчет по стоимости саратовских земель переделывался 6 раз! Изначально в некоторых таблицах указывались ссылки на отсутствующие источники, в ряде случаев давались просто завышенные, ничем не подтвержденные цифры, и вообще было непонятно, что считают - квадратные метры, рубли или что-то другое. Среди показателей, являющихся отправной точкой для оценки, были взяты потребительские цены Москвы и Санкт-Петербурга. При учете темпов экономического роста, которые влияют на стоимость земли, также учитывались показатели двух столиц. Как вам это?
Оценка кадастровой стоимости в исполнении ВИСХАГИ, по мнению участников пресс-клуба ТПП, изначально была дефектной - в ходе судебной экспертизы была обнаружена ошибка в самом подходе к подсчетам по всей Саратовской области.
Сегодня не согласные со стоимостью участков выигрывают суды, издержки по которым суд обязует погасить ответчика, то есть областное правительство, читай - областной бюджет. По одному из таких судов с правительства взыскано судебных издержек на сумму более 100 тысяч рублей. В производстве находятся еще несколько аналогичных дел. Страшно представить, если все ринутся отстаивать свои права в суде - а иного выхода просто не дано, - что останется от областного бюджета после взыскания всех издержек по всем возможным выигранным судам?!
А ведь за ущербную оценку заплачены тоже немалые деньги - 4,5 миллиона рублей!
Как заметил ведущий пресс-клуба президент ТПП Максим Фатеев, ему лично непонятна позиция заказчика этой пресловутой кадастровой оценки. Если подрядчик напортачил, и к результатам его работы возникли серьезные вопросы, да такие, что идут и грядут суды, то первым делом надо применить санкции к нерадивому подрядчику. Логичней всего областному правительству подать в суд на ВИСХАГИ, потребовав назад деньги, заплаченные за плохую работу, и провести оценку заново. Но областные чиновники безмолвствуют.
Так что земельный вопрос, грубо решенный с помощью дефектных механизмов, нарушил хрупкое равновесие общественного согласия между предпринимателями, жителями области и областной властью. Из-за него Саратовская область в очередной раз за время служения Ипатова «попала в историю».
Участники пресс-клуба с горечью признали, что мы не можем идти против федерального закона, который разрешает провести следующую кадастровую оценку только в 2011 году. Возможно, она и будет справедливой, но завтра. А жить нам всем сегодня, сейчас.
Итоги встречи в ТПП так и не удалось подвести, потому что никаких решений не было. Поговорили - и все. Предприниматели, как всегда, услышаны не были, чиновники оправдались, прикрывшись госэкспертизой, а депутат Писной пообещал, что на заседании думы будет поставлен вопрос о выборе оценочной компании в 2011 году более внимательно.
Предприниматели разошлись недовольные, зато более информированные, чем до заседания в ТПП, подстегнутые рассказами юристов о выигранных процессах.