Голубая осень

Вот-вот в России начнется активная избирательная кампания. Это значит, что люди, именующие себя кандидатами в депутаты, вдруг станут необычайно внимательны к окружающим, а почтовые ящики заполнятся разноцветной макулатурой. Обывателям останется только недоумевать, зачем столько денег тратится на обычную бумагу. В самом деле, сколько стоит провести избирательную кампанию и из чьего кармана оплачиваются все эти статьи, листовки и билборды?

Вот-вот в России начнется активная избирательная кампания. Это значит, что люди, именующие себя кандидатами в депутаты, вдруг станут необычайно внимательны к окружающим, а почтовые ящики заполнятся разноцветной макулатурой. Обывателям останется только недоумевать, зачем столько денег тратится на обычную бумагу. В самом деле, сколько стоит провести избирательную кампанию и из чьего кармана оплачиваются все эти статьи, листовки и билборды? 

На прошлой неделе в ежедневной деловой газете «РБК-daily» появилась занимательная публикация, в которой рассказывалось о неизвестных подробностях нынешней избирательной кампании. Как выяснилось, «федеральный избирательный фонд «Единой России» на грядущих выборах преимущественно не будет финансировать кампании партии в регионах, - сообщает издание. - В каждом региональном списке есть один-два бизнесмена, которые в обязательном порядке скидываются на предвыборные траты в своем регионе». Как выяснила «РБК-daily», средняя сумма, которую вносят бизнесмены, попавшие в список, - 5 миллионов евро.

Пять миллионов евро! Вы только вдумайтесь в эту цифру! Разве столько нолей мы видим в налоговых декларациях, прилежно заполняемых чиновниками и депутатами, которых большинство в партийных списках? И даже если среди них затесался владелец крупной компании или группы компаний, легко ли бизнесмену так просто вырвать из оборота подобную сумму? Пожалуй, еще Роман Абрамович или, скажем, Михаил Прохоров могли бы потратить такую сумму на избирательную кампанию, но не зря же вице-премьер Вячеслав Володин подчеркивал, что в саратовском списке нет олигархов.

Кстати, информацию по поводу пресловутых 5 миллионов евро в ЦИК партии журналистам «РБК-daily» не подтвердили. Заверили, что деньги из федерального фонда пойдут и на регионы, и на проведение общей агитации. Однако, как рассказали журналистам издания несколько собеседников в партии и фракции, летом региональные исполкомы представляли свои проекты бюджетов на кампании первому зампреду центрального исполкома Валерию Гальченко. Уже тогда общая сумма превысила положенные законом 700 млн рублей. В партии отказались сообщить, изменились ли цифры этих бюджетов после ухода Гальченко со своего поста (он был вынужден покинуть руководящий пост прямо перед выборами из-за недовольства им вице-премьера правительства Вячеслава Володина). Сам Гальченко отказался комментировать «РБК-daily» эту тему.

Если углубиться в теорию, то можно узнать, что избирательные фонды, согласно законодательству, могут формироваться из четырех источников: собственные средства кандидата; средства, выделенные кандидату выдвинувшим его избирательным объединением; добровольные пожертвования граждан; добровольные пожертвования юридических лиц. Кстати, размер собственных средств кандидата в начале 90-х годов XX века не ограничивался, что давало преимущества отдельным кандидатам. Действующее федеральное законодательство справедливо пошло по пути установления для всех выборов ограничений на суммы вносимых кандидатами собственных средств в избирательный фонд.

Впрочем, кое-какую самостоятельность в этом вопросе регионам все же оставили. Так, для выборов депутатов Московской городской думы по Избирательному кодексу города от 6 июня 2005 года собственный вклад кандидата не мог превышать 20 тысяч рублей, а в Санкт-Петербурге - 150 тысяч рублей. Но, даже сделав поправку на уровень выборов, сложно представить, как эта цифра может вырасти до 5 миллионов евро.

Наше издание попыталось узнать у кандидатов в депутаты Госдумы от Саратовской области, готовы ли они в случае нужды скинуться на проведение избирательной кампании в регионе. Как ни странно, энтузиасты нашлись. Например, депутат Энгельсского районного собрания, а по совместительству директор кирпичного завода Сергей Канчер честно признался, что если понадобится, он готов проспонсировать региональную кампанию. Правда, на вопрос о том, какую сумму он готов выделить, Канчер уклончиво ответил: «Это некорректный вопрос».

Депутат Саратовской гордумы Василий Максимов оказался сговорчивей и не поленился объяснить, как в целом происходит процедура распределения средств фонда. «Будет создан партийный избирательный фонд, в который будут «закачаны» определенные средства, которые диктуются законом. Вот оттуда и будут финансироваться все мероприятия. А иного просто не дано. Вся издательская деятельность, все сюжеты - все это будет финансироваться за счет партийной кассы. Вы спрашиваете, как будет формироваться партийный фонд? Ну, видимо, будут вносить бизнесмены, и в какой-то части я буду в этом участвовать», - заключил гордеп.

Глава администрации Дергачевского района Иван Бабошкин, который идет в партийном списке «Единой России» под одиннадцатым номером, комментировать возможность взносов в евро в пользу партии отказался. «Я пока не могу комментировать, у меня никакой информации нету», - коротко ответил он.

Учителя истории Людмилу Бокову, прошедшую в партийный список по итогам общероссийских праймериз, пришлось долго вылавливать через школьные телефоны. Однако на следующий день Людмила Николаевна перезвонила в редакцию сама. На вопрос, слышала ли она о том, что избирательные кампании на местах будут финансироваться за счет бизнес-структур, Бокова ответила просто: «Не знаю. Но Сергей Иванович Неверов стопроцентно сказал, что финансирование всех политических партий будет осуществляться из бюджета в равном количестве каждой партии. Больше никаких средств, по-моему, не привлекается». На предложение скинуться Людмила Николаевна улыбнулась (это было понятно даже по телефону): «Я учитель. И зарплата у меня... конечно, неплохая, средняя по региону, но это все, что у меня есть...»

До других потенциальных спонсоров избирательной кампании в Саратовской области, таких как Ольга Баталина, Михаил Исаев и Николай Панков, дозвониться, к сожалению, не удалось. Видимо, усиленно копят деньги.

Меж тем, вне зависимости от источников, во время избирательной кампании на агитационные цели будут потрачены многие и многие миллионы. Возьмем хотя бы пресловутые пять миллионов евро. По курсу на сегодняшний день это около 216 миллионов рублей. На эти деньги можно погасить большую часть долга «Саратовводоканала». Можно купить шестнадцать новых трамвайных вагонов. Можно расселить из аварийных домов 20 семей. Но партии нужны листовки, газеты и билборды, чтобы выиграть эти выборы и иметь возможность и дальше говорить о «реальных делах» и украшать все времена года голубым цветом.