Услужили

Услужили

В России проживает 142 миллиона человек. Из них более 1 миллиона уже зарегистрировались на портале Госуслуги.ру. По различным статистическим данным с момента открытия портала было зафиксировано более 70 млн посещений. А в 2010 году с помощью Госуслуги.ру было подано примерно 1,5 млн заявлений в электронном виде. В масштабах всей страны цифры пока не велики. Однако руководство страны уверено - мы на пути к информационному обществу

без названияВ России проживает 142 миллиона человек. Из них более 1 миллиона уже зарегистрировались на портале Госуслуги.ру. По различным статистическим данным с момента открытия портала было зафиксировано более 70 млн посещений. А в 2010 году с помощью Госуслуги.ру было подано примерно 1,5 млн заявлений в электронном виде. В масштабах всей страны цифры пока не велики. Однако руководство страны уверено - мы на пути к информационному обществу.

«Газета Наша Версия» уже несколько раз писала о портале Госуслуги.ру, об этом чуде современной техники и чиновничьего мастерства. Дорогостоящий интернет-продукт активно рекламировали, рассказывая о его достоинствах и о том, как через некоторое время любой гражданин Российской Федерации сможет, не выходя из дома, получить паспорт, оформить в собственность земельный участок, зарегистрировать ИП и даже записаться на прием к врачу. Правда, последнее уже из области фантастики. О работе наших поликлиник всем известно не понаслышке: для начала отстоишь очередь за талончиком, а потом будешь выбирать между записью на декабрь 2011-го и январь 2012-го. Так что я скорей поверю в регистрацию собственного бизнеса на портале госуслуг за пять минут.

В начале было слово

В январе 2010 года портал Госуслуги.ру представлял собой не что иное, как большую справочную систему. Информация была разделена по категориям: здравоохранение, семья, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт и дорожное хозяйство, сельское хозяйство и ветеринария, юридические услуги и многое другое. В каждой из категорий можно было найти список документов, необходимых для оформления той или иной услуги. Иногда прилагался даже шаблон заявления. Помимо этого, пользователям предлагался ряд «жизненных» ситуаций: болезнь, выход на пенсию, декларирование доходов, организация приусадебного хозяйства или собственного бизнеса, покупка квартиры, строительство дома и увольнение с работы. Немного запутанные советы по каждой из жизненных ситуаций позволяли пользователю портала прямо из дома узнать, что нужно делать. Вещь полезная, что тут говорить. Куда удобней разузнать все, сидя в теплом кресле и попивая кофе, чем толкаться в коридорах чиновничьего царства, переписывая с доски информации пошаговую инструкцию.

Регистрация пользователей появилась на Госуслуги.ру только спустя три месяца после открытия. Впрочем, завести личный кабинет на столь нужном сайте очень непросто. После заполнения анкеты на адрес электронной почты приходит письмо с кодом активации, который нужно ввести на определенной странице. Затем необходимо подтвердить номер мобильного телефона: вам придет SMS с очередным кодом, который придется ввести на еще одной странице портала. В конце концов пользователю сообщат, что в почтовое отделение по адресу, который он указал в анкете, было направлено заказное письмо с кодом активации сервиса «личный кабинет». Письмо будет доставлено в течение двух недель. В нем можно найти еще один код и дальнейшие инструкции. Правда, если задуматься о прелестях информационного общества, даже такая сложная и многоступенчатая регистрация кажется лишь небольшим затруднением на пути в мир электронных услуг. Мир, где чиновник не ставит препоны гражданину, а очень даже наоборот - помогает ему решать все возникшие проблемы. Однако у многих пользователей есть претензии к Госуслугам.ру. В популярных соцсетях и  Живом Журнале можно найти целую массу негативных откликов о работе портала. Достаточно прочитать лишь несколько, и станет ясно, что приличная часть пользователей портала уверены - благое начинание превратилось в чиновничье болото.

Бег с препятствиями

Когда на портале Госуслуги.ру только появилась возможность получить внутренний и заграничный паспорта, заполнив анкету, грех было этим не воспользоваться. Самой популярной тут же стала услуга выдачи загранпаспорта. И, надо сказать, отзывы были самые хорошие. Создание заявления занимало не более 30 минут. Выбираешь отдел УФМС, куда удобней будет принести документы, заполняешь анкету, прикрепляешь к заявлению фотографию - и все. Документ отправляется на обработку в отдел УФМС. Через несколько дней сотрудники миграционной службы приглашают заявителя к себе с необходимыми документами, а еще через неделю-другую можно забирать готовый паспорт. И никаких очередей. Можно ли такое представить в нашей бюрократизированной по самое не хочу стране?

Правда, чудеса «перехода к информационному обществу» длились не долго. И совсем недавно мне довелось услышать весьма неприятные отклики о портале Госуслуги.ру. Мол, бюрократия еще похлеще, чем обычно. Нужную информацию, вроде штрафов ГИБДД, найти сложно, все написано ужасным канцелярским языком, а порой формы выложенных справок не совпадают с теми, что принимают в ведомствах. Самые большие трудности возникают, как правило, с регистрацией. Да и заявления на получение документов заворачивают только так. То неправильно заполнил, то фотографию не того качества приложил, то запятую не там поставил.

Честно говоря, не очень-то верилось, что все так сложно, пока не представилась возможность убедиться в этом лично. Заявление на смену паспорта гражданина РФ мне возвращали несколько раз. Причина - «в связи с несоответствием, личной фотографии предусмотренным требованиям... Размер предъявляемой фотографии должен составлять 35x45мм, расстояние от нижней точки подбородка до условной горизонтальной линии, проведенной через зрачки глаз должно составлять 12 ±1 мм; межзрачковое расстояние должно составлять не менее 7 мм; изображение на личной фотографии размещается таким образом, чтобы свободное от изображения верхнее поле над головой составляло 5±  1 мм». Пришлось повозиться с фото. Дело довольно муторное. Оказалось, что даже снимок на паспорт, сделанный в ателье, не совсем соответствует требованиям. По крайней мере, в своем электронном варианте. Кстати, это фото в паспорт приклеивать не будут, оно так и останется в электронной анкете.

Правда, справедливости ради стоит отметить, что тот, кто смиренно исправляет все ошибки раз за разом, в итоге добивается своего. В этом случае ответ из ведомства придет очень быстро, и останется лишь дважды посетить отдел УФМС. Хотя заранее приготовьтесь к тому, что пригласят вас совсем не в тот отдел, который вы выбирали при заполнении заявления.

Версия 2.0 

В правительстве Саратовской области уверены, что портал госуслуг работает. «Надо понимать, что же мы имеем в виду под получением госуслуги, - объясняет председатель комитета по информатизации области Павел Малков. -  Существует определенная градация. Первый и второй этап получения услуги - это предоставление информации и образцов документов в электронном виде. Третий - это когда мы можем подать заявление через портал. На четвертом мы можем видеть весь процесс оказания услуги, то есть отслеживать путь наших документов. И пятый этап - это когда уже полностью вся услуга предоставляется в электронном виде. Но пятого этапа нигде пока нет из-за несовершенного законодательства. Хотя в любом случае, если вы заказываете через портал паспорт, за ним нужно прийти лично. То же самое с пропиской - надо прийти и расписаться в документах. Все остальные этапы у нас есть».

В Саратовской области, по словам председателя комитета, все чаще обращаются к помощи портала. Есть и жалобы, но их единицы. А потому Павел Малков призывает граждан активнее направлять свои замечания и предложения по работе Госуслуг: «Мы сами не сделаем электронное правительство. Нам нужно участие людей, которые в этом заинтересованы». Однако пользователи почему-то предпочитают выпускать пар в своих интернет-дневниках.

Многие проблемы решило бы появление электронной универсальной карты. Ее внедрение, кстати, запланировано на следующий год. С помощью такой карты было бы гораздо проще зарегистрироваться на портале и идентифицировать себя при получении услуги, а наличие на универсальной карте электронной подписи помогло бы еще в несколько раз сократить визиты пользователей в чиновничьи структуры.

По словам Павла Малкова, полностью портал Госуслуги.ру будет сформирован уже через два года. К тому времени чуть ли не все услуги можно будет получить с помощью Интернета. Ну а к концу этого года региональный портал услуг, который, кстати, тоже принимает электронные заявления, правда, преимущественно на социальные услуги, полностью вольется в портал федеральный. После такой интеграции в личном кабинете на Госуслуги.ру пользователь сможет увидеть не только федеральные услуги, но и региональные. А в дальнейшем, уверен Павел Малков, и муниципальные.

Не поспоришь, все это прекрасно. Но давайте обратимся к статистике. По данным фонда «Общественное мнение», в 2009-2010 годах максимальная (полугодовая) интернет-аудитория в России достигала 43,3 млн человек, что составляет 37% населения РФ старше 18 лет. Около 58% взрослого городского населения России вообще не пользуются Интернетом. Аудитория интернет-пользователей растет, по словам экспертов, в основном за счет крупных городов. Что касается провинции, то она портит Интернету всю статистику. Здесь, скорее всего, жители еще долго продолжат тратить свои нервы и время, стоя в очередях за какой-нибудь справкой. Ну а Саратовская область, как ни крути, самая что ни на есть провинция.