Объявлены в розыск

Объявлены в розыск

Почему из центра Саратова пропадают продуктовые магазины?

В центре Саратова скоро не останется ни одного продуктового магазина. Этот печальный факт не нуждается в документальном подтверждении - достаточно выйти на проспект Кирова и воочию убедиться в этом. Кто же проводит такую «продовольственную» зачистку территории? Как называется та «черная дыра», в которой исчезают булочные и овощные?

без названияПочему из центра Саратова пропадают продуктовые магазины?

В центре Саратова скоро не останется ни одного продуктового магазина. Этот печальный факт не нуждается в документальном подтверждении - достаточно выйти на проспект Кирова и воочию убедиться в этом. Кто же проводит такую «продовольственную» зачистку территории? Как называется та «черная дыра», в которой исчезают булочные и овощные?

Чужой проспект

Хорошо известно, что торговые площади, располагающиеся в центре Саратова, а тем более на проспекте Кирова, являются лакомым кусочком для любого бизнесмена. Какому предпринимателю не захочется открыть свое дело в столь «вкусном» месте? Именно поэтому большинство продовольственных магазинов были один за другим «признаны» нерентабельными и позакрывались. К ним относятся и особые торговые «памятники», магазины, на продуктах которых выросло не одно поколение саратовцев. Где любимая всеми булочная имени Стружкина? Куда «уплыла» знаменитая «Рыба», располагавшаяся на углу ул. М. Горького и проспекта Кирова? Теперь на их месте можно найти лишь бутики, кафе, салоны сотовой связи.
Вроде бы все логично - город должен развиваться согласно времени. «Мы живем в рыночной экономике», «рынок сам регулирует спрос и предложение», «рынок определяет потребность населения в тех или иных товарах». Это - аксиомы современной торговой системы. В соответствии с ними все центральные улицы, включая Чапаева, М. Горького, Радищева, Московскую и, конечно же, проспект Кирова, заполонены сплошь обувными магазинами и бутиками. Да в городе столько людей нет, сколько обуви и одежды продается у нас в самом сердце Саратова! С другой стороны, уже сложно представить себе проспект Кирова без фирменных магазинов и кафе, поскольку претендует он на звание улицы брендов, эдакой фешенебельной авеню. Но! «На проспекте не осталось ни одного продовольственного магазина!» - отмечает заслуженный работник торговли РФ Константин Ионов.
И если бы проспект был настоящим бизнес-центром, чисто офисным микрорайоном, как принято во многих городах мира, то этот факт был бы не столь значим и интересен. Однако Саратов имеет несколько иную структуру. Вместе с торговыми объектами уживаются на центральных улицах многочисленные жилые дома. Собственно говоря, их первые этажи теперь как раз и занимают магазины, но уже непродовольственные.

Клоны

А вспомните, где располагалась булочная, куда вы ходили в детстве или юности? Я уверена, что она была недалеко от вашего дома. Школа, поликлиника, аптека, продовольственные магазины - вот обязательные составляющие инфраструктуры типичного микрорайона советского времени. И если первые 5-10 лет после перестройки она сохраняла свои прежние очертания, то в последнее время от них не осталось и следа.
А надо сказать, что система торговли при СССР была продумана очень тщательно. Городская власть знала, сколько людей проживает в каждом микрорайоне, и соответственно рассчитывала, сколько и каких торговых точек там требуется. Теперь же эти вопросы решает бизнес. И, прямо скажем, не всегда успешно. Нужны ли в поселке Юбилейном 10-11 аптек? А в Солнечном несколько салонов связи, располагающихся в двух метрах друг от друга? Вряд ли.
Чтобы такой концентрации магазинов, схожих по виду товаров или услуг, не было, в советское время существовала особая номенклатура типов магазинов и методические указания по их размещению на территории городов. Все эти документы разрабатывал тогдашний Минторг. И они были обязательными.
Основные задачи разработчики правил видели в том, чтобы обеспечить оптимальный состав торговой сети и рациональное соотношение между магазинами с различным ассортиментом товаров, а также приблизить товары повседневного спроса к месту жительства покупателей.
Подбор конкретных типов магазинов осуществлялся с учетом численности населения, планировочной структуры города и плотности застройки. Магазины были разделены по группам товаров на хлебокондитерские, овощные, рыбные, винно-водочные и т.д. Причем для каждого типа была закреплена своя торговая площадь - ни больше квадратных метров, ни меньше. Ветеран торговой сферы Саратова Константин Ионов рассказал, что кроме этого, были и инструкции, где чуть ли не с сантиметровой точностью определялось месторасположение того или иного торгового объекта. К примеру, если около вашего дома был овощной магазин, то следующий должен был находиться на расстоянии, допустим, в 500 метров.

Хочет, но не может

Сейчас же в подобные детали у нас не вникают. Это показывает и обеспеченность торговыми площадями на 1000 человек населения. На них, по данным комитета экономики администрации Саратова, должно приходиться 280 квадратных метров площадей. Причем не важно, чем там будут торговать. И на данный момент во всех районах Саратова уровень обеспеченности торговыми площадями превышает норму (см. таблицу). Да нам и не жалко. Пускай плодятся. Тем более что процедура открытия магазина сейчас проста, как деревянные счеты. Как пояснили «Газете Наша Версия» в одной из районных администраций Саратова, для этого согласовывать его тип и ассортимент товаров с администрацией района или города совсем не нужно. Максимум с кем должен встретиться предприниматель перед тем, как создать новый торговый объект, - это санитарная служба Роспотребнадзора и пожарные. Никаких других ограничений бизнесмен не встретит на своем пути. Разве что возьмется торговать товаром, требующим особой лицензии. Да и ее получение в наше время - не проблема.
Мы обратились за комментариями по этому поводу в органы местного самоуправления. Как сообщила «Газете Наша Версия» заместитель главы администрации Саратова по экономике Татьяна Хомутова, полномочий по согласованию открытия и месторасположения стационарных магазинов на территории города у городской власти нет. Она может выдавать лишь разрешения на право организации розничных рынков и ярмарок. Не более.
Однако стоит отметить, что в соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ» администрация города должна создавать необходимые условия для обеспечения населения услугами торговли. С другой стороны, контролировать развитие «стационарного» потребительского рынка она не может. Не прослеживается ли здесь некое противоречие, которое нужно устранить?

В булочную на такси

Но несмотря на столь очевидное нормативное упущение, наши депутаты считают нынешнюю систему торговли наиболее приемлемой. Депутат Саратовской городской думы Виктор Марков, например, полагает, что вмешиваться в нее не стоит, чтобы не навредить: «Ну, допустим, заставим мы кого-то открыть магазин. А если он потом разорится? Продовольственные магазины бегут из центра города! Вспомните «Робин Бобин», - высказал он свое мнение. С ним согласен и депутат Игорь Ефремов, отметивший, что бизнес сам определяет спрос на тот или иной товар. Но и кроме «Робина Бобина» воспоминаний достойны десятки магазинов, которых уже «нет в живых». И причина их ликвидации была, как правило, скрыта не в их нерентабельности, а именно в месте расположения. О чем мы уже говорили в самом начале. К слову, во Фрунзенском районе непродовольственных магазинов в 4 раза больше, чем продуктовых. Лет через пять их, видимо, не останется совсем. «Газета Наша Версия» предлагает занести эти магазины в Красную книгу.
Такой поворот событий саратовские депутаты предвидели уже давно. Вопрос о систематизации магазинной сети, как сообщил нам депутат Виктор Сафьянов, поднимался еще при первом созыве гордумы, в далекие 90-годы. После чего был благополучно забыт и ушел в историю. Сейчас, считает Виктор Владимирович, указывать бизнесу, где и как работать, нельзя. «Если бы даже такое решение было принято думой, то на следующий день его опротестовала бы прокуратура, а предприниматели подали заявления в суд», - заметил он, намекая на закон о защите конкуренции.
Никто и не предлагает предпринимателям открывать вокруг только магазины «Хлеб» и «Молоко». Однако хотя бы на городском уровне должен существовать некий норматив, определяющий число магазинов с продуктами и товарами первой необходимости и закрепляющий под них для каждого микрорайона конкретную торговую площадь (в зависимости от количества жителей, развитости зоны и т.д.). После того как такой норматив будет выполнен, на оставшихся торговых площадях можно будет размещать все, что душе бизнесменовой угодно. Разумеется, кто-то скажет - есть такие места, где торговать даже хлебом невыгодно. Но... власти, заботящиеся о населении, могли бы помочь льготами предпринимателям, которые выполняют нормативные требования.
Но пока, увы, таких норм и правил нет. И никто не может гарантировать, что завтра у булочной рядом с вашим домом не появится новый владелец, который захочет открыть вместо нее кафе или ювелирный магазин. А вы будете покупать хлеб за тридевять земель. Конечно, можно предположить, что некий внимательный бизнесмен заметит такой пробел и устранит его, но, во-первых, это также не гарантировано, а во-вторых, время «устранения» может затянуться. Получается, что на сегодняшний день власть остается без рычагов управления.
А ведь если захотеть, рычаги воздействия на бизнес можно найти всегда, даже сегодня. И речь идет вовсе не о так полюбившихся нашему губернатору соглашениях о сотрудничестве между правительством и предпринимателями. Раньше, как напомнил депутат Сафьянов, развитие торговой сети можно было регулировать с помощью налогов! На окраине они были меньше, в центре города, соответственно, в разы больше, что позволяло стимулировать интерес бизнесменов и к спальным районам. Но от этой системы давно уже отказались. И решить проблему хаотичного распределения стационарных магазинов, по мнению Константина Ионова, сейчас сможет только федеральный закон о торговле. На данный момент он находится в стадии доработки, которая длится, к сожалению, не первый год: уж очень многие не заинтересованы в этом законе.
А пока бизнес продолжает осваивать все новые и новые территории. При этом формат магазинов становится все более крупным. Несложно заметить, что активно развивается сеть торговых мегацентров типа «Метро», «Реала», «Ленты». В них сосредоточены все основные виды товаров. Единственный и самый большой минус - их местоположение. Сегодня не все районы Саратова могут похвастаться наличием таких торговых гигантов. И зачастую добраться туда можно только на машине. Что далеко не каждый рядовой покупатель может себе позволить. Посему для простых, «безмашинных», саратовцев они также остаются малодоступными.

 

Z