Выгребная яма

Выгребная яма

На очередном заседании гордумской комиссии по ЖКХ депутаты занимались не совсем привычным для себя делом - спрягали глагол. «Они страдали, страдают и, возможно, будут страдать» - примерно в таком ключе местные парламентарии обсуждали проблемы своих избирателей. При этом сами гордепы не то что мук, даже дискомфорта не испытывали. Им, как всегда, было сухо, светло и тепло

без названияНа очередном заседании гордумской комиссии по ЖКХ депутаты занимались не совсем привычным для себя делом - спрягали глагол. «Они страдали, страдают и, возможно, будут страдать» - примерно в таком ключе местные парламентарии обсуждали проблемы своих избирателей. При этом сами гордепы не то что мук, даже дискомфорта не испытывали. Им, как всегда, было сухо, светло и тепло.

Первый пункт повестки дня к житейским тяготам электората не имел непосредственного отношения. Традиционное внесение изменений в стандартный нормативный акт. На сей раз редактировали положение о городском комитете по ЖКХ, приводя его в соответствие с действующим законодательством. Но даже такой, казалось бы, проходной вопрос гордепы использовали с толком: поупражнялись в риторике, а некоторые - и в остроумии.

Олег Комаров, например, пытался выяснить, сколько раз собственники помещений должны пожаловаться на свою управляющую организацию, чтобы администрация района организовала проверку? Но, как оказалось, дело отнюдь не в количестве обращений граждан. По словам зампреда городского комитета по ЖКХ Михаила Кузьмина, порядок организации подобных проверок определяет Правительство РФ, но соответствующего постановления пока нет. Возможно, до конца этого года оно появится. «Они будут мгновенно реагировать, как только будет постановление Правительства, - вторил Кузьмину гордеп Дмитрий Кудинов. - Нет пока порядка самого».

Но народные избранники не пожелали менять тему и продолжали говорить о проверках. Комаров предложил не дожидаться волеизъявления федерального центра, а взять за основу тот порядок проведения ревизий, которым в свое время руководствовалось контрольное управление администрации Саратова. Андрей Иващенко взглянул на ситуацию с точки зрения федерального закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (294-ФЗ). Он опасался, что проверки управляющих компаний по обращениям граждан может опротестовать прокуратура, если, конечно, они проводились без согласования с надзорным органом. К счастью, среди собравшихся нашлись более осведомленные лица, они-то и объяснили Андрею Евгеньевичу, что в данном случае работает не 294-ФЗ, а закон о защите прав потребителей, значит, с прокуратурой проблем не будет.

Неизвестно, в какие еще высокие сферы залетела бы депутатская мысль, если бы гордеп Елена Злобнова не напомнила бы себе подобным, зачем они здесь собрались: «Обсуждаем все, что угодно, кроме проекта». Сработало - спорщики угомонились. И тут решил выступить Василий Артин. Пока старшие товарищи дискутировали, он, словно матерый лингвист, анализировал текст и даже сделал вывод: «Слово «взаимодействие» по сути ничего не означает». Зато словосочетание «оказывает содействие», по мнению Артина, означает именно то, что нужно. Объяснение юристов, что формулировка полностью взята из Жилищного кодекса РФ, депутата не убедило. С Василием Алексеевичем не согласилась и Злобнова, считающая, что формулировка «взаимодействие» имеет более широкое значение, чем то, что Артин предложил. «Но по сути она ни к чему не обязывает», - упорствовал молодой человек.

«Чего ожидаете от принятия этого документа?» - вывел разговор из лингвистической плоскости Олег Комаров. «Что мы будем жить при коммунизме», - вслух размечтался Геннадий Турунтаев. Ожидания Михаила Кузьмина оказались куда более скромными. Он искренне надеется, что новое положение «улучшит и ускорит взаимодействие, усилит возможности и повысит статус комитета».

Михаилу Викторовичу депутаты поверили на слово и уже совсем было собрались голосовать, как Артин опять напомнил о себе, причем все теми же словами «взаимодействие», «оказать содействие». «Поступило предложение Артина, - оповестил собравшихся Кудинов. - Всем понятно или есть вопросы?» «Мне ничего непонятно, - заявил Александр Ванцов. - Я должен понимать, за что я голосую». Юристам опять пришлось объясняться с депутатами. «Редакция один в один переписана из федерального закона», - помогал им Комаров. «Это то же самое», - подтверждали правоведы. «Не то же самое», - настаивал Артин. Упрямство не помогло Василию Алексеевичу - его поправку так и не приняли.

Зампреду комитета по землепользованию и градостроительству администрации Саратова Евгению Ускову выступить не дали. Да он и не особенно рвался докладывать об осуществлении земельного контроля за 9 месяцев 2011 года. Зато был готов ответить на любые вопросы. В справке, розданной депутатам, внимание Ванцова привлекла одна фраза: «Осуществление плановых проверок проводится на основании ежегодного плана, утвержденного Генеральной прокуратурой РФ в соответствии с действующим законодательством». Александр Николаевич захотел воочию убедиться, что такой документ существует. Но Усков его разочаровал, объяснив, что в текст закралась опечатка и в виду имелась не Генпрокуратура, а горпрокуратура. «Назовите фамилию сотрудника, по вине которого произошла опечатка», - настаивал Ванцов. Однако козла отпущения найти не удалось, и все благодаря Александру Янкловичу. Он оказался самым осведомленным среди собравшихся и объяснил, что никакой опечатки не было, а сводный план, утвержденный Генпрокуратурой, действительно существует: «План нужно было приложить и никаких бы вопросов не возникло».

Это было не единственное упущение, обнаруженное в отчете. По мнению Турунтаева, документ изобиловал декларативными заявлениями, а конкретики в нем почти не содержалось. Олега Комарова, в отличие от предыдущих ораторов, волновала не теория, а практика, сложившаяся на 3-й Дачной: «Вдоль трамвайных путей фирма «Элвис-гарант» занимает всю аллею... не платит деньги уже десятилетиями. Об этом известно. Об этом много говорится...» «У нас вопрос или выступление? - оборвал монолог Комарова Ванцов. - Если вопрос задали, так послушайте ответ. ...Нужно разделять вопрос от выступления. Я лично считаю, что это выступление». «Нам интересно, - возразили члены комиссии. - Послушаем». И Комаров продолжил: «Почему те субъекты, которые находятся на этой земле, не платят налоги? Ни аренду, ни земельный налог». Усков пообещал, что по данной проблеме материалы подготовят и направят в судебные органы. Обстоятельно порассуждав о том, что мешает наладить в Саратове сплошной земельный контроль и как добиться того, чтобы штрафы оставались в городском бюджете, члены комиссии приняли информацию к сведению.

Со следующего вопроса повестки дня гордепы с головой окунулись в проблемы электората и начали активно ему сострадать. Душевного покоя народных избранников лишил начальник управления по инженерной защите Саратова Павел Овчинников. Первым делом он попросил выделить 530 тысяч рублей «на корректировку проекта системы ливневой канализации по ул. Огородной». По заказу горадминистрации проект появился на свет еще в 2004 году. Тогда строительство объекта оценили в 9,230 миллиона рублей. Но с тех пор изменилась не только стоимость. Там, где должна была появиться ливневка, проложили коммуникации. Кроме того, за это время была смещена дорога и активизировалось жилищное строительство, как следствие, площадь стока увеличилась. В общем, нужно снова проводить проектно-изыскательские работы, чтобы определить новую трассировку. По прогнозам специалистов, в ценах 2011 года стоимость объекта составит примерно 20 миллионов рублей. Следует также учесть, что из первоначально заявленных в проекте 605 метров ливневки около 50% уже сделано. Как выразился Янклович, «за счет сторонних средств», в том числе пришедших из Минобороны России.

Ратуя за выделение средств, Елена Злобнова чуть не плакала: «Две трети моего округа страдает, их дома подтапливаются». Она сумела растрогать практически всех членов комиссии. И только Александр Ванцов не пошел на поводу у эмоций. С одной стороны, Александр Николаевич радовался тому, что в любимый им Заводской район собираются вливать средства, и сострадал подтапливаемым избирателям. С другой, он понимал, что в 2012 году муниципальный бюджет не увеличится, а «фактически уменьшится». И в такой ситуации «на 300 метров ливневки 20 миллионов - это круто». Но Злобнова продолжала убеждать коллег в необходимости корректировки проекта. О 20 миллионах она не вспоминала, а вот 530 тысяч рублей, по ее мнению, не такие уж большие деньги и их вполне можно изыскать в бюджете-2011. «Никому не пожелаешь жить в частном секторе со сложным рельефом», - взывала она к совести народных избранников.

А Павел Овчинников снова завел речь о мучениях саратовцев. На сей раз - обитающих в районе улиц им. Академика Миротворцева и 2-й Садовой. О деньгах Павел Анатольевич до поры до времени молчал. Он рассказывал о причинах подтопления территории. Сначала грешили на изношенные сети МУПП «Саратовводоканал». Чтобы установить истину, даже воду на сутки в этом микрорайоне отключали. «Следственный эксперимент» очистил МУПП от всяких подозрений. Остались две возможных причины подтопления: отсутствие канализации и «водоносный горизонт в четвертичных делювиальных суглинках и насыпных грунтах». «Может быть, лучше канализацию строить?» - кинул идею Кудинов. Избавиться от выгребных ям, конечно, можно, но, по мнению специалистов, проблемы это не решит. Управление по инженерной защите настаивает на строительстве шахтно-лучевого дренажа, тем более что такой проект уже существует. Плюсы, минусы и последствия обоих вариантов расписал Янклович, отметив, что «и то, и другое - дорогостоящие проекты». Дренаж, по словам Овчинникова, обойдется примерно в 40 миллионов рублей, а канализация, как считает Янклович, будет стоить столько же, если не больше.

Елене Злобновой пришелся по душе шахтно-лучевой дренаж, поскольку именно он «даст эффект». А то ведь люди «в грязи живут все время», да и «коммуникации страдают». «При советской власти там люди страдали?» - спросил Ванцов. «Да, то же самое было», - ответили ему. Но, судя по всему, народному терпению пришел конец, и «подтопленцы» стали активно жаловаться. А может быть, как предположили гордепы, раньше люди просто боялись.

Муниципальные парламентарии бесстрашно кинулись на защиту граждан, решив сначала определить сроки «осушения» микрорайона. Но затея провалилась, так как не удалось найти источник финансирования. Предложение Злобновой создать ведомственную целевую программу тоже оказалось не актуальным. По словам Овчинникова, такая программа уже существует и рассчитана она на 2011-2016 годы. А поскольку денег нет, документ положили под сукно. «Давайте поднимать программу!» - раздался призыв Злобновой. Первым на него ответил замглавы администрации Саратова Александр Буренин. Он, разумеется, не против такого подъема, но дополнительных расходных обязательств городской бюджет не потянет: «Вы же сами ее не примете. ...Если ноль в финансировании, я вынужден ее снять».

«Из пустого в порожнее переливаем последние пять лет, - сыпал упреками Ванцов. - Не вам говорить надо, что народ страдает. Мы больше вашего об этом знаем. ...Где вы собираетесь брать деньги?» Отвечать ему никто и не собирался.