Сама непосредственность

В мире много сложных вещей. Например, теорема Ферма, получившая прозвание Великой, над доказательством которой математики бились почти три столетия. Или, скажем, укусить себя за локоть. Не теорема Ферма, но пусть первым бросит в меня камень тот, кто скажет, что это просто. Однако я никогда не думала, что так сложно ответить на обычный журналистский запрос информации

«Кесарево - кесарю, богово - богу».

В мире много сложных вещей. Например, теорема Ферма, получившая прозвание Великой, над доказательством которой математики бились почти три столетия. Или, скажем, укусить себя за локоть. Не теорема Ферма, но пусть первым бросит в меня камень тот, кто скажет, что это просто. Однако я никогда не думала, что так сложно ответить на обычный журналистский запрос информации.

Вопрос я хотела задать самый простой, да и адресовала его не слишком секретной организации - МУПП «Саратовгорэлектротранс». Напомним, что именно СГЭТ, согласно результатам отбора перевозчиков на городской автотранспорт, прошедшем в апреле этого года, должен был обслуживать 27 городских направлений. Конечно, не чета 45 маршрутам, доставшимся ему в 2010-м, но тоже не шутки. Но как выяснилось уже после проведения конкурса, в собственности у МУППа находится всего шесть автобусов. Все они ходят на 90-м автобусном маршруте. А остальные направления по факту обслуживаются частниками, заключившими с «Саратовгорэлектротрансом» договоры. Не так давно в статье «Рожденные ползать» я уже поднимала вопрос о том, как предприятие с миллионами убытков и практически полным отсутствием подвижного состава могло выиграть данный конкурс. Видимо как-то могло, не будем мусолить эту тему. Однако на простой вопрос: кто же по факту перевозит жителей Саратова и гостей города из точки А в точку Б в МУППе отвечать отказались. Мой запрос остался без удовлетворения.

Строго говоря, запросов было три. В первом я поинтересовалась, с какими субподрядчиками у «Саратовгорэлектротранса» заключены договоры об осуществлении пассажирских перевозок на территории города. Через неделю мне пришел ответ за подписью генерального директора предприятия Роберта Винькова, в котором сообщалось, что «МУПП «Саратовгорэлектротранс» имеет договорные отношения с более ста частными перевозчиками, которые участвуют в перевозках на автобусных маршрутах, закрепленных за МУПП «Саратовгорэлектротранс». Напомним, что маршрутов, которые по идее должен обслуживать СГЭТ, всего 27. А перевозчиков на них, если верить официальному ответу, - аж более ста. Нет, возможно, они обслуживают данные маршруты в порядке очереди или сообразили каждое направление «на троих», но продолжает мучить вопрос, кто же эти таинственные перевозчики? Не те ли, которым так сурово и беспощадно по разным причинам отказывали члены комиссии во время отбора? Те самые, у которых, если верить все тем же членам комиссии, нарушений вагон и маленькая тележка? Так безопасно ли сейчас вообще садиться в маршрутку?

Второй запрос составлялся куда более тщательно. В нем было указано, что меня интересует именно автотранспорт, и я снова попросила предоставить список субподрядчиков СГЭТ, которые по факту работают на маршрутах. Однако вновь «пришел невод с травою морскою». В МУППе мне ответствовали, что маршруты за перевозчиками не закрепляются и субподрядных отношений с ними «Саратовгорэлектротранс» не имеет. Речь идет лишь о неких «договорных отношениях». «Частные перевозчики привлекаются для обслуживания маршрутов соответственно производственной необходимости», - важно сообщалось в документе без указания на то, что ввиду практически полного отсутствия подвижного состава такая производственная необходимость возникает каждый день. Списка частников, как и в первый раз, к ответу приложено не было.

Отправляя запрос в третий раз, я честно надеялась, что теперь-то мне улыбнется удача, и в сетях окажется золотая рыбка. Однако сияния золотистых плавничков я не увидела, передо мной была очередная, третья по счету отписка. Впрочем, прочитала я ее не без удовольствия. «Сообщаю, что МУПП «Саратовгорэлектротранс» непосредственно обслуживает все закрепленные по итогам конкурса автобусные маршруты...» Но позвольте, шестью автобусами? Может быть, я неверно понимаю слово «непосредственно»? Автор толкового словаря русского языка Ушаков приводит такое определение слова «непосредственный»: «без промежуточного участия кого-чего-нибудь, без посредующих звеньев».

Но читаем дальше: «Как и при обслуживании маршрутов всеми другими перевозчиками для обслуживания этих маршрутов привлекается в том числе подвижной состав частников». Бедняга Ушаков был не прав? Между тем, ссылка на других перевозчиков безусловно порадовала. Эдакое застенчивое: «А чего? Им можно, а нам нельзя, что ли?»

Что касается списка частников, в последнем ответе на запрос мне окончательно отказались его предоставлять. «Запрошенные документы в производственном процессе не используются, их подготовка требует специальных временных и трудовых затрат и не относится к функциям и полномочиям производственного предприятия». СГЭТ не может даже перечислить перевозчиков, работающих на их маршрутах. Сможет ли он защитить пассажиров в случае нештатной ситуации, например, аварии? Или ему лучше сосредоточиться на электротранспорте, который, во всяком случае, принадлежит предприятию? Как говорится, «СГЭТу - СГЭТово».

P.S. Просим считать данную публикацию официальным обращением в прокуратуру Саратова. На взгляд редакции, за данными фактами могут скрываться нарушения законодательства при отборе перевозчиков на городские автобусные маршруты. Напомним, что речь идет о безопасности пассажиров. Если нам не удалось выяснить, кто де-факто занимается пассажирскими перевозками в городе Саратове, быть может, это удастся сделать сотрудникам прокуратуры?