На минувшей неделе министр местной культуры генерал Владимир Николаевич Синюков провел брифинг, на котором рассказал об уже проделанной работе и обозначил светлые горизонты будущего. Сам министерский доклад, в котором сухой цифири (оптимистической и не очень), кажется, гораздо больше, чем слов, вывешен на сайте областного минкульта. На том же сайте всякий желающий может найти и ежемесячные министерские отчеты и перспективные планы
На минувшей неделе министр местной культуры генерал Владимир Николаевич Синюков провел брифинг, на котором рассказал об уже проделанной работе и обозначил светлые горизонты будущего. Сам министерский доклад, в котором сухой цифири (оптимистической и не очень), кажется, гораздо больше, чем слов, вывешен на сайте областного минкульта. На том же сайте всякий желающий может найти и ежемесячные министерские отчеты и перспективные планы.
О некоторых мероприятиях мы писали - еще в пору, когда они не миновали стадию подготовки: скажем, о намеченном и состоявшемся в срок литконкурсе, посвященном 185-летию со дня рождения М. Е. Салтыкова-Щедрина. Как и было обещано, живое творчество губернских авторов-любителей (короткие рассказы) судили здешние совписовские профи во главе с заслуженным работником культуры РФ В. В. Масяном. Обладательница первого места получила заветный приз - 4 тысячи рублей (меньше половины среднемесячной зарплаты губернских работников культуры по итогам 1-го полугодия), прочим же дипломантам раздали и вовсе мелочевку. Зато уж минкульт смог поставить еще одну «галочку» в победных реляциях и торжественно отрапортовать о своей поддержке художественного творчества и о «привлечении широкого интереса к литературе и искусству». Каким образом сочетались министерские копеечки с «широким интересом», сказать затруднительно. Ну разве что победители дружно потратили выигрыш на собрания сочинений Майн Рида и Фенимора Купера, а на остатки средств приобрели цветы и от широты душевной возложили к памятнику писателю К. Федину на Набережной Космонавтов...
Нет, право же, интересно: кто придумывает все эти мероприятия, сочиняет им прочувственные названия, суровой ниткой привязывает к круглым (а бывает, что и некруглым) датам и отпускает этих квелых бюрократических уродцев в свободное плаванье? Ну, если вдуматься, например, какое вообще отношение к местной культуре имеет открывшаяся в Государственном музее боевой славы выставка «Россия начинается с границы!», приуроченная к 15-летию образования Юго-Восточного Регионального управления Федеральной пограничной службы Российской Федерации? Да, Саратовская область граничит с Республикой Казахстан, но, насколько нам известно, эта историческая данность пока никак не отражена в произведениях саратовского искусства: кантаты не написаны, сериалы не сняты, и если с лупой прочитать роман-эпопею «Мамлюк» заслуженного работника В. В. Масяна, мы даже там не сыщем детальных описаний суровой - но такой необходимой - службы пограничников.
Или вот, допустим, строки из другого минкультовского рапорта: «Ко Дню работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности 17 и 18 октября на киноустановках области прошел цикл мероприятий с демонстрацией художественных фильмов «Вот моя деревня», «Надежда и опора», «Здесь на моей земле»...» Милую картинку нам нарисовали! Должно быть, в стародавние времена, когда трактор еще не пришел повсеместно на смену крестьянской лошадке, когда далеко не всякую деревенскую хату скудно освещала двадцатисвечовая «лампочка Ильича», а единственным средством массовой коммуникации был удар в рельсу, труженики отдаленных сел наверняка, забыв о покосах и надоях, собирались вокруг приехавшей из райцентра киноустановки и с замиранием сердца наблюдали за приключениями героев немых фильмов с участием Мэри Пикфорд, Гарольда Ллойда, Дугласа Фербенкса и самого Джонни Вайсмюллера (более известного как Тарзан). Но теперь-то, когда телевидение просочилось в самую убогую дыру, неясно, какая сила может заставить сельчанина или работника перерабатывающей промышленности бросить трансляцию футбольного матча или фильма «Гордость и предубеждение» (ну ладно, пусть хотя бы сериала «Глухарь»!) - и неверной походкой зомби побрести к дряхлому кинопроектору, чтобы насладиться картиной 1982 года выпуска с таким вот необычайно трогательным сюжетом: «Москвич Николай Курков, научный работник одного из НИИ, работал над диссертацией по агробиологии, но, приехав в одно из сел Нечерноземья, встретил друга детства и остался, возглавив отстающий колхоз...»
Или вот еще фрагмент из министерской отчетности: «Во всех учреждениях культуры и искусства области состоялись циклы мероприятий к Международному дню пожилых людей. 1 октября были проведены киномероприятие «Старость меня дома не застанет...» с показом художественного фильма «Журавушка» в областном методическом киновидеоцентре, ретроспективный показ фильмов «Кино нашей молодости» на киноустановках области. 2 октября в областной универсальной научной библиотеке состоялась литературно-музыкальная композиция «Люди пожилые, сердцем молодые»...». Владимир Николаевич, ау! Вы всерьез считаете, что старики обожают стариковские мероприятия? Вы взаправду думаете, что на обшарпанные кинокопии картин, снятых полвека назад, можно, как на мормышку, ловить дедушек и бабушек? Вы на самом деле уверены, что бывший «литературный генерал» Михаил Алексеев - наша гордость и экранизация его давным-давно забытого романа «Хлеб - имя существительное» позарез необходима тем, кому за 70? Ох, скорее всего, ни в чем таком министр местной культуры не уверен, а просто он кормит публику заплесневелой «духовной пищей» потому, что скрежещущие передвижки и исцарапанные ленты - на родном балансе, а за более актуальное меню надо платить...
Напоследок еще две цитаты. Одна - о том, что было, вторая - о том, что будет. Итак, первая, подлиннее: «21 октября областной музей краеведения торжественно подвел итоги городского конкурса письменных работ для школьников и студентов «Гагарин - наш!». Конкурс проходил в феврале-апреле 2011 года. Поступило более 600 работ из 50 учебных заведений Саратова и области. По итогам конкурса выпущен сборник «Гагарин - наш!». В него вошли около 130 лучших творческих работ, которые были отобраны членами жюри». Теперь цитата номер два, покороче: «Весенняя сессия проекта «Большое чтение» будет посвящена 150-летию П. А. Столыпина, осенняя - творчеству А. С. Пушкина».
Тут что ни слово, то диво дивное. Бедного Юрия Алексеевича превратили в дойную медийную корову уже давно, и нынче всякая географическая точка, с которой первый космонавт был связан обстоятельствами рождения, возмужания, учебы, военной службы, приземления и трагической гибели, стрижет купончики с каждого сантиметра скафандра первого космонавта. Ну и мы тянем тоже одеяло на себя, приговаривая: «Гагарин - наш, не замайте!» При этом сам полувековой юбилей полета, украшенный воздушными красно-синими шариками, вспомнить просто стыдно - как и всякий концерт художественной самодеятельности, сляпанный на скорую руку. Однако гагаринский юбилей кое-как ушел в историю, теперь космонавта еще нескоро достанут из нафталинных шариков. Зато у покойного Петра Аркадьевича, любимчика экс-губернатора Дмитрия Федоровича, - всё еще впереди; он - наше новое всё, он - еще не слишком истрепанный бренд; он практически тот же Гагарин, только в премьерском мундире, а не в космическом. Какое, вы спрашиваете, он имеет отношение к «Большому чтению»? А, не приставайте с глупостями! Столыпин ведь умел читать? Наверняка умел. И писал, думается, без ошибок. Ну так, значит, его круглую дату вполне можно подверстать и к библиотечному проекту...
Правда, совершенно непонятно, отчего осенняя сессия «Большого чтения» посвящена Пушкину. Кто такой Пушкин? Даже не земляк.