Владимир Синюков: «Клумба - это что?»

Владимир Синюков: «Клумба - это что?»

«Ууу-еее, ты не слышишь меня, я не слышу тебя», - слова из попсовой песни навязчиво крутились в голове, хотя случаю, конечно, приличествовало нечто более академичное. Ну, например, «они сошлись: вода и камень, стихи и проза, лед и пламень...» Все-таки вторая межрегиональная научно-практическая конференция «Искусство и власть в пространстве города», уважаемые люди, актуальные проблемы, интересные доклады. А пошлая песенка все равно так и звучала рефреном

Владимир Синюков: «Клумба - это что?»«Ууу-еее, ты не слышишь меня, я не слышу тебя», - слова из попсовой песни навязчиво крутились в голове, хотя случаю, конечно, приличествовало нечто более академичное. Ну, например, «они сошлись: вода и камень, стихи и проза, лед и пламень...» Все-таки вторая межрегиональная научно-практическая конференция «Искусство и власть в пространстве города», уважаемые люди, актуальные проблемы, интересные доклады. А пошлая песенка все равно так и звучала рефреном.

Сюрреализм полнейший

В отличие от первой конференции, прошедшей год назад в Саратовском художественном училище имени А.П. Боголюбова, данное мероприятие более соответствовало своему названию. Ведь почтили его своим присутствием представители не только искусства и науки, но и власти. Как нередко бывает, высокие гости заставили себя ждать, - они, в отличие от творческой интеллигенции, в трамваях не ездят. «Эгида, под которой мы находимся, запаздывает», - шутила обаятельная ведущая конференции, профессор кафедры социальных коммуникаций Поволжского института имени П.А. Столыпина РАНХ и ГС Тамара Петровна Фокина. (Позже, кстати, Тамара Петровна рассказала, как коротко советует называть недавно переименованный ПАГС его новый ректор Дмитрий Аяцков. Скромно и со вкусом: «президентская академия».) Впрочем, какую именно «эгиду» ждали собравшиеся, было непонятно, поскольку заместитель министра культуры области Наталья Ипатова уже давно была в зале. Она-то и заняла почетное место в президиуме, откуда с интересом слушала выступления докладчиков, ничего не комментируя и не задавая вопросов.

«Городское бессознательное», «Город как место рождения научного знания», «Будущее городов в представлении современных урбанистов», «Проблемы видеоэкологии Саратова», «Власть и пространство в постперестроечной России» - за этими сложными терминами стоят  простые и близкие каждому здравомыслящему человеку идеи. Ну кто из нас не иронизировал над извечным стремлением саратовских градоначальников сделать Саратов столицей если не Поволжья, так хоть чего-нибудь? Эта голубая чиновничья мечта, по словам доктора философских наук, профессора СГУ Веры Афанасьевой, «разбивается о провинциальные масштабы происходящего, неустроенность, о покосившиеся, соседствующие с псевдонебоскребами домишки, о заметную любому глазу грязь и прославленные губернские дороги». «Саратов такой, какой он есть. Сила нашего города состоит в том, что он совершенно, решительно ничего не стесняется, - заметила Тамара Фокина. - Столица - так почему нет? А расшириться - с удовольствием! А сузиться - да пожалуйста! Растечься как тесто, пересесть на другой берег - это у нас всегда было».

Наделавший много шума «круглый стол» с участием ректора «президентский академии» Аяцкова, предложившего взять да и увеличить областной центр в пять раз, не без содрогания вспомнила доцент кафедры архитектуры СГТУ Лариса Тарасова. «Это просто уму непостижимо, - заявила Лариса Германовна. - При нашей демографической ситуации основной упор надо делать на вторичное использование пространства городов, то есть их перестройку, их структуризацию, а не на освоение все новых территорий. Но эта градостроительная концепция государством не принята, поэтому рождаются все новые и новые бредовые идеи». Более того, внятной позиции по этому вопросу нет не только среди чиновников, но и среди профессиональных градостроителей, что также не способствует появлению адекватных предложений по развитию российских городов.

Не раз заходила речь на конференции и о ремонте дворов в рамках проекта партии «Единая Россия». Закатанные в свежий асфальт опавшие листья, чересчур высокие бордюры, неудобные съезды и другие прелести ремонта получили от ученых умов характеристику «сюрреализм полнейший». «У нас на подъезде повесили красивую табличку «Сделано благодаря «Единой России». Ее пока еще не оторвали, но такое ощущение, что многие жильцы ее щипцами оттуда пытаются вырвать. Бессмысленность того, что сделано, не поддается никакому понимаю», - поделилась впечатлениями Тамара Фокина.

Роман без продолжения

После обеда на конференцию прибыл министр культуры Владимир Синюков. Владимир Николаевич не стал читать скучный чиновничий доклад с процентами «освоенного» и «охваченного», а произнес патетическую речь с элементами самобичевания. «Мы хотим понять новую позицию художника, человека в искусстве и власти в новое время... - заявил министр. - Мы уже двадцать лет прожили - так промелькнуло! - в XXI веке, а на самом деле мы этой границы еще не перешли. Мы порождаем, клонируем прежние институты, прежние отношения, прежние нормы. И когда это произойдет, а, кстати, это и происходит, но где-то так, что мы не видим, или видим, но не понимаем, и поэтому не выстраиваем адекватной региональной социальной, культурной политики».

Самовысечение унтерофицерской вдовы продолжалось. Под горячую руку попали парки культуры и отдыха, которые раньше были подведомственны министерству культуры, а теперь находятся на балансе «каких-то МУПов». Культуры в парках нет, одни деревья. «Что там сейчас происходит? Даже если что-то делается в Городском парке, а где другие?» - риторически спросил Владимир Синюков. Досталось и другой «культурной институции» - клумбе у памятника Столыпину. «Клумба - это что? - задал сам себе вопрос Синюков. - Я никогда не думал, что цветами можно испортить. Выхолостить смысл - и художественный, и социальный. Вывести произведение искусства из социального процесса». Министр удивлен тем, что ни один представитель творческой интеллигенции не выразил свой протест.

Тут Владимир Николаевич явно погорячился. Вспомнить хотя бы интервью упоминавшейся выше Ларисы Тарасовой «Газете Наша Версия» (см. материал «С чего начинается Родина», №18 (123) от 13 мая 2011 года). Тут и ответ на вопрос министра, что такое клумба, и явно негативная оценка мэрского новшества: «Клумба - это хорошо. Но перед Столыпиным последние годы митинги да акции организовывались - такой маленький местный Гайд-парк зародился. Место удобное, под окнами сразу двух ветвей власти. А теперь клумба, топтать запрещено… То есть, этот вид городской активности с площади будет, по-видимому, вытеснен и останется единственный - парковка машин». Так что протест, пусть не в виде митингов и демонстраций, был. Только его никто не услышал. Или не захотел услышать.

Сделал чиновник и еще одно смелое, на первый взгляд, признание. Оказывается, «дело даже не в деньгах». «Деньги есть, - заявил Синюков. - Нет стиля, нет целостности. В конечном счете, и нет культуры». Думаю, первую часть этой пламенной речи («деньги есть») деятелям культуры надо обязательно взять на заметку. А что касается речи министра культуры в целом, то ее напечатают в сборнике статей по итогам конференции в качестве некоего манифеста. Что ж, сюрреализм - он не только во дворах, отремонтированных «Единой Россией».

Александр Кискин, не так давно назначенный на должность главного архитектора Саратова, был более конкретен. Он поделился радостной новостью: по поручению городского «тандема» разработаны регламенты застройки исторической части города. Новые нормативы должны наконец остановить хаотичную, а зачастую и циничную, застройку центра Саратова. Также городской комитет по архитектуре собирается разработать стратегию развития города и концепцию его благоустройства. А уже в следующем году в мэрии, по словам Кискина, появится специалист по художественному оформлению и дизайну городской среды. И это тоже не может не радовать. Главное, чтобы новые регламенты и новые специалисты на самом деле работали, а не были номинальными.

В целом же конференция произвела двойственное впечатление. С одной стороны, чиновники наконец-то услышали ученых и художников, и, что было бы логично, теперь их творческие замыслы могут найти материальное воплощение на улицах нашего города в виде красивых зданий, рекламных плакатов, сделанных со вкусом и умом, удобных тротуаров, просторных, уютных проспектов и торжественных площадей, и прочее, прочее, прочее. С другой стороны, «искусство» настроено слишком иронично по отношению к «власти», а «власть» слишком фальшиво патетична в присутствии «искусства», и потому надежда на их счастливый роман с продолжением призрачна, хотя пока и не умерла. И, судя по всему, обе стороны прекрасно это понимают.