Ваше благородие, госпожа Фортуна...

Круглые даты мая 2009 года дают нам прекрасный повод поговорить об удачах и неудачах. Разумеется, само попадание в списки юбиляров уже автоматически означает, что люди, о которых пойдет речь, кое-чего в этой жизни достигли. И все-таки, когда сравниваешь уже сбывшееся с тем, что могло бы сбыться, начинаешь досадовать на скупость гражданки Фортуны...

 

Круглые даты мая 2009 года дают нам прекрасный повод поговорить об удачах и неудачах. Разумеется, само попадание в списки юбиляров уже автоматически означает, что люди, о которых пойдет речь, кое-чего в этой жизни достигли. И все-таки, когда сравниваешь уже сбывшееся с тем, что могло бы сбыться, начинаешь досадовать на скупость гражданки Фортуны...

1 мая исполнилось 80 лет польскому актеру Станиславу Микульскому, а днем позже - 70 лет советскому, российскому (а теперь еще и израильскому) актеру Леониду Каневскому. Несмотря на разницу в возрасте, гражданстве и актерских темпераментах, в судьбах Микульского и Каневского есть одно несомненное сходство: каждый из них невольно оказался заложником одной своей роли в «долгоиграющем» телепроекте. Первый сыграл разведчика в немецком тылу, действующего под именем капитана Клосса (сериал «Ставка больше, чем жизнь»), а другой - милицейского майора Томина, который вместе с коллегами, Пал Палычем и Зиночкой, раскрывает разнообразные преступления в цикле телеспектаклей «Следствие ведут знатоки». Образы Клосса и Томина так прочно ассоциируются с названными актерами, что все их попытки изменить амплуа (Микульский пытался играть в комедиях, Каневский - в мелодрамах) до сих пор не дали особого результата. В итоге обоим приходится раз за разом отрабатывать прежний имидж (скажем, Каневский ныне ведет криминальную программу на канале НТВ).
Еще пример. 4 мая исполнилось 75 лет нашей Татьяне Самойловой и 80 лет - со дня рождения Одри Хепберн. Обеим посчастливилось в ранней молодости сыграть свои звездные роли: у 23-летней Самойловой - Вероника в получившей главную каннскую награду ленте Михаила Калатозова «Летят журавли» (1957), у 24-летней Хепберн - принцесса в «Римских каникулах» Уильяма Уайлера (1957); роль принесла актрисе премию «Оскар». И Самойлова, и Хепберн также сыграли главные женские роли в экранизации романов Льва Толстого: американка перевоплотилась в Наташу Ростову из фильма Кинга Видора «Война и мир» (1956), русская - в Анну Каренину из фильма Александра Зархи (1967). Советские киночиновники всячески препятствовали возможной карьере Самойловой на Западе, а с отечественным кинематографом отношения не очень сложились: среди полутора десятков ее киноработ больше не оказалось заметных фильмов. Американке повезло поучаствовать в несколько большем числе удачных лент (будь то «Завтрак у Тиффани» Блэйка Эдвардса или «Моя прекрасная леди» Джорджа Кьюкора), однако в 70-е годы и она уже почти не снимается. Лишь в 1989 году Стивен Спилберг уговорил Хепберн сыграть в его фильме «Всегда»: роль стала последней в кинобиографии актрисы, причем эта картина Спилберга - в отличие от большинства других работ режиссера - ни кассового, ни фестивального успеха не имела.
Еще одна майская пара - поэты Борис Слуцкий (7 мая ему бы исполнилось 90 лет) и Булат Окуджава (9 мая - 85 лет со дня его рождения). Оба фронтовики, оба вместе участвовали в альманахе «Тарусские страницы» (1961) и вместе выступали на том знаменитом вечере в Политехническом музее, который был запечатлен в фильме Марлена Хуциева «Застава Ильича». Оба поэта дружили и даже в 70-е годы арендовали напополам одну дачу в подмосковной Александровке. Судьба Слуцкого сложилась так, что более половины его поэтического наследия увидело свет лишь после смерти (вернуть стихи Слуцкого читателям сумел, кстати, наш земляк и душеприказчик поэта Юрий Леонардович Болдырев). Окуджаве, дожившему до перестройки и гласности, с прижизненными изданиями повезло куда больше. Однако в 70-е годы ему часто приходилось использовать свой дар на тексты песен к кинофильмам - порой и проходным: кто сейчас вспомнит картины «Верность», «От зари до зари», «На ясный огонь» и многие другие? Но случались и удачи - песня таможенника Верещагина из «Белого солнца пустыни» стала, как и сам фильм, культовой. Среди фильмов с песнями Окуджавы, которые разошлись на цитаты, можно вспомнить еще «Приключения Буратино» (1975). Режиссеру этого фильма Леониду Нечаеву 3 мая исполнилось 70 лет. Он снял для кино и для ТВ более десятка лент, но нынешний зритель может вспомнить, кроме «Буратино», только «Про Красную Шапочку».
И еще об одном режиссере по имени Леонид. Часто бывает, что единственный факт многолетней творческой биографии в глазах потомков «перевешивает» все остальные. Советский режиссер Леонид Луков, чье столетие любители кино отметили 2 мая, снял немало кинокартин, популярных в свое время («Разные судьбы», «Александр Пархоменко» и др.), однако в историю СССР он вошел, прежде всего, благодаря печальной памяти постановлению ЦК «О кинофильме «Большая жизнь»: там режиссеру доставалось за «примитивное изображение всякого рода личных переживаний и бытовых сцен».
Почти однофамилец нашего соотечественника, заокеанский режиссер Джордж Лукас (14 мая ему исполнится 65 лет) начинал кинокарьеру знаковой ретро-драмой «Американские граффити», однако фильм этот ныне знают только специалисты: после 1977 года зрители всего мира ассоциируют Лукаса исключительно со «Звездными войнами»; мегауспех киносериала поставил крест на его режиссерской карьере за пределами этого научно-фантастического сегмента киновселенной.
29 мая исполнится 100 лет актрисе, снимавшейся у Лукова в картине «Два бойца», и еще в двух десятках советских лент (она играла у таких мэтров, как Григорий Козинцев, Леонид Трауберг, Иосиф Хейфец, Эраст Гарин, Лев Кулешов). Но нынешние зрители помнят лишь одну кинороль Янины Жеймо - Золушка в одноименной сказке Надежды Кошеверовой и Михаила Шапиро (1947).
23 мая исполнится 50 лет еще одной актрисе, чей образ неотделим от ее единственной звездной роли в советском кино: Лариса Гузеева изобразила Ларису Огудалову в «Жестоком романсе» (1984) Эльдара Рязанова. И повторить успех ей пока не удается.
Кстати, 22 мая исполняется 150 лет со дня рождения самого сэра Артура. Сам он не считал себя баловнем Фортуны. Напротив, он часто огорчался: за свою жизнь он написал много произведений, которые считал удачными («Белый отряд», «Изгнанники», «Подвиги бригадира Жерара», «Родни Стоун», цикл романов о профессоре Челленджере), но... Публика требовала от него только Шерлока Холмса.