Некоторые журналисты (и я в том числе) частенько критикуют правительство Саратовской области и губернатора Павла Ипатова за чиновничьи «покупательские особенности». Имеется в виду приобретение товаров и услуг для нужд администрации региона через систему госзаказа. Случается, что те или иные покупки губернских властей вызывают много вопросов, а порой и вовсе негодование. Однако, посмотрев на то, что происходит с закупками по всей стране, приходится констатировать: Саратовская область чуть ли не оазис здравомыслия в пустыне бюджетных растрат
Некоторые журналисты (и я в том числе) частенько критикуют правительство Саратовской области и губернатора Павла Ипатова за чиновничьи «покупательские особенности». Имеется в виду приобретение товаров и услуг для нужд администрации региона через систему госзаказа. Случается, что те или иные покупки губернских властей вызывают много вопросов, а порой и вовсе негодование. Однако, посмотрев на то, что происходит с закупками по всей стране, приходится констатировать: Саратовская область чуть ли не оазис здравомыслия в пустыне бюджетных растрат.
Саке им в руки
Вот, например, весной прошлого года правительство Саратовской области (через ГУ «Управление административно-хозяйственного и транспортного обслуживания») заявило о необходимости приобретения алкоголя - коньяка, вина, водки. Правда, в небольших объемах и исключительно для организации праздничного обеда, посвященного Дню Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Больше представители региональной власти в закупке «горячительных» замечены не были. Во всяком случае, в новейшей истории российского госзаказа.
Между тем, месяц тому назад в системе госзакупок появилось довольно занятное сообщение о нужде чиновников в алкогольной продукции. Управление, занимающееся обеспечением деятельности правительства Московской области, заявило о покупке спиртного на 5 миллионов 259 тысяч 499 рублей. Куда уж там нашему региону со своими жалкими тысячами рублей до этих «игроков по-крупному»!
Москвичи ожидают поставку алкоголя прямиком в здание областного правительства. Список необходимых товаров внушительный: вермут «MARTINI» - 40 бутылок, вино красное и белое «BARTON & GUESTIER» - 3000 бутылок, виски «JAMESON» - 120 бутылок, виски «JOHNNIE WALKER» и «CHIVAS REGAL» - 197 бутылок (от 1 до 4,8 тысячи рублей за штуку), водка «Белуга» - 100 бутылок (1 тысяча рублей за штуку), саке - 11 бутылок (5,5 тысячи рублей за штуку)... Перечень довольно «увесистый», поскольку некоторые напитки там разделены на категории. Например, коньяк «Хеннесси» в зависимости от категории приобретается правительством Московской области по цене от 2 до 8 тысяч рублей за бутылку...
Или возьмем другое направление, на которое иногда тратят бюджетные средства чиновники, - эротика. Да, и такое бывает. Конечно, до оплаты «девушек легкого поведения» из средств, собранных с налогоплательщиков, еще не дошло, но определенные подвижки к этому имеются. И опять максимум, что заказывают за счет бюджета в Саратовской области, - это газета «СПИД-инфо». Да и то, нужда в таком печатном издании обычно возникает у районных властей, которые хоть и являются фактически подчиненными региональных руководителей, однако теоретически (слава федеральному закону о местном самоуправлении) - люди вольные. Например, администрация Новобурасского муниципального района недавно позаботилась о том, чтобы местная библиотека в первом полугодии 2012 года была обеспечена (среди прочего) «СПИД-инфо» в количестве 17 экземпляров.
А между тем, в замечательной Челябинской области чиновники идут намного дальше. Так, в ноябре 2011 года Управление делами губернатора Михаила Юревича объявило о проведении открытого аукциона в электронной форме на «оказание услуг системы спутникового телевидения». Из соответствующих документов следовало, что чиновники готовы заключить контракт с подрядчиком на 529 тысяч бюджетных рублей на покупку «пакетов каналов». В качестве места оказания услуг указывались четыре челябинских базы отдыха, находящихся в ведении региональных властей. И по каждому из адресов предлагалось транслировать «базовые каналы» плюс «дополнительные» (вроде каналов «Спорт», «ДОМ КИНО» и т.д.) на различное количество комнат.
Все бы ничего, да только в одном-единственном случае, помимо прочих допканалов, подрядчик был обязан наладить трансляцию следующих: «Ночной канал» («Hustler TV»), «Русская ночь» и «Playboy TV». Как ни удивительно, этот один-единственный адрес - загородная резиденция губернатора Юревича (Чебаркульский район, оз. Кисегач, пансионат «Гранит»). Там у него что-то типа аналога саратовского особняка в Октябрьском ущелье, в котором каждый божий день не живет глава региона Павел Ипатов.
Так вот, чтобы понять, чем именно обеспечивают за счет бюджета Челябинской области резиденцию тамошнего губернатора, можно прочесть описание хотя бы одного из приведенных выше каналов (с сайта tv.nesso.ru): «Ночной канал (Hustler TV) - это классика эротического кино и смелые современные эксперименты. Канал предлагает программы на многие вкусы, удовлетворяя разнообразные сексуальные фантазии своих зрителей. Здесь можно увидеть премьерные показы эротических шоу студенток, интимные подробности любовных утех пар и групп, лесбийские забавы и игры фетишистов».
А вы говорите - «СПИД-инфо»...
Канут в Каннах
Еще Павла Ипатова упрекают в том, что чиновники тратят через систему госзаказа слишком много денег на ремонт представительских машин, находящихся в правительственном автопарке. По этому поводу возмущается, в основном, председатель Счетной палаты области Андрей Саухин. И это очень странно, поскольку в то же время депутат облдумы Александр Ландо, которого можно назвать чуть ли не работодателем г-на Саухина (как по партийной, так и по законодательной линии), просит губернатора увеличить расходы на содержание VIP-авто.
Похоже, дело в том, что Александр Соломонович знает больше, чем Андрей Николаевич. Наверняка, г-ну Ландо известно, что автомобили, обслуживающие депутатов облдумы (и даже самого спикера Радаева), тоже находятся на балансе правительственного управления. Может быть, заслуженный юрист даже в курсе, что те жалкие тысячи рублей, которые так дотошно изучает Саухин, - это мелкие крохи по сравнению с тем, сколько средств выделяется на содержание и ремонт представительских авто другими ведомствами в России.
Например, Генеральная прокуратура РФ в конце декабря 2011 года заявила о проведении аукциона на техническое обслуживание, текущий, гарантийный, постгарантийный ремонт и установку дополнительного оборудования на автомобили марки «Мерседес» для своих нужд. Стоимость контракта, ни много ни мало, - 10 миллионов рублей. Думаю, о таком финансировании саратовских представительских машин мечтает Александр Ландо.
В случае с Генпрокуратурой пикантность ситуации придает то, что ее представители, судя по всему, планируют заключить многомиллионный контракт на обслуживание авто с одной из фирм, которая может быть причастна к международному скандалу, разразившемуся пару лет назад. Речь идет о расследовании, проводимом Министерством юстиции США в отношении немецкого автоконцерна Daimler. Представители этой компании сознались, что на протяжении многих лет подкупали чиновников из двух десятков стран (среди которых и Россия) для того, чтобы побеждать в госконтрактах на закупку авто. Если в Америке разбирательства на этот счет уже завершились, то в нашей стране соответствующее расследование (проводимое все той же Генпрокуратурой РФ) проходит довольно вяло. Зато контакты по госзакупкам сохраняются...
Но вернемся к нашему родному региональному правительству. Пока жители области отдыхали в новогодние каникулы, чиновники из министерства сельского хозяйства губернии работали не покладая рук. Они готовили документацию для проведения конкурса с максимальной стоимостью контракта 1,5 миллиона рублей. Эти бюджетные средства планируется потратить на «организацию выставочной экспозиции Саратовской области в рамках участия в 49-ой Международной сельскохозяйственной выставке «SIA-2012», проводимой в Париже». Проходить это мероприятие будет в конце февраля текущего года.
Думаете, дороговато это - 1,5 миллиона на какую-то выставочную экспозицию минсельхоза? Тогда обязательно посмотрите на макет, прикрепленный чиновниками к конкурсной документации на сайте госзакупок: там и стерлядки, парящие над головами прохожих, словно дельфины, и караваи хлеба, и коровы, и даже портрет Павла Ипатова... Кроме того, не стоит забывать, что показывать экспозицию будут не абы где, а в Париже.
Вообще, для Франции такие вложения региональных властей в показуху можно считать ничтожными. Так, несколько дней назад правительство Москвы объявило о проведении конкурса на оказание услуг по организации участия столичных чиновников в международной выставке коммерческой недвижимости MIPIM (г. Канны, Франция) с 6 по 9 марта 2012 года. Знаете, сколько планируют потратить москвичи за эти несколько дней во Франции? 25 миллионов 500 тысяч рублей! При том, что представлять столицу в Каннах будут всего семь человек. Зато цели у них благородные: улучшение инвестиционного климата Москвы.
Кстати, самое дорогое из того, что необходимо столичным чиновникам в заграничном городе, - это «аренда выставочных конструкций»: 3 миллиона 892 тысячи рублей. Монтаж и демонтаж этих конструкций обойдется еще в 3 миллиона 58 тысяч рублей. Итого - почти 7 миллионов против саратовских полутора.
Но еще более впечатляют расходы на СМИ и рекламу. Этому отведена отдельная строка, в которой сказано, что 2 миллиона 613 тысяч рублей чиновники потратят на изготовление раздаточных материалов, таких как: конфетница, флешка, блокнот, пакет, ручки, пригласительные, информационные таблички и портфель участника. Всего этого добра вместе взятого должно быть 1,5 тысячи штук. Еще 1,6 миллиона рублей уйдет на «организацию транспортного обслуживания» семерых москвичей, которых семь дней будут катать по Каннам два автомобиля представительского класса...
Глядя на все эти многомиллионные нужды столичных чиновников, даже обидно как-то становится за наших регионалов, которые «хеннесси» за счет бюджета не пьют, эротику не смотрят и Париж едва ли покоряют. А ведь мы еще не говорили о так называемом госдолге и кредитах с ужасающими процентами...
P.S. Продолжение следует.