Книга Крутова

Книга Крутова

Несколько дней назад мне подарили книгу, и я впервые частично согласился с древней фразой о том, что книга - лучший подарок. Суть в том, что я лет пять не читаю книг. У меня на них просто нет времени. Выдуманные истории и поступки асоциальных персонажей больше меня не интересуют. Выдуманные миры в кино и игре «Crysis» меня вполне устраивают. Поэтому я не могу поддержать разговор в той компании, где обсуждают очередную новинку, которую написал какой-нибудь модный депрессивный отшельник с острова Хоккайдо или Гибралтара с тройной фамилией

Книга КрутоваНесколько дней назад мне подарили книгу, и я впервые частично согласился с древней фразой о том, что книга - лучший подарок. Суть в том, что я лет пять не читаю книг. У меня на них просто нет времени. Выдуманные истории и поступки асоциальных персонажей больше меня не интересуют. Выдуманные миры в кино и игре «Crysis» меня вполне устраивают. Поэтому я не могу поддержать разговор в той компании, где обсуждают очередную новинку, которую написал какой-нибудь модный депрессивный отшельник с острова Хоккайдо или Гибралтара с тройной фамилией.

Десять страниц - это максимум, на что я способен. Поэтому я читаю публицистику, всякие политические статьи и Евангелие от Матфея до 4-й главы. Иногда я беру с полки книгу, которую читал в то время, когда я читал книги, открываю в любом месте и читаю десять страниц. Ну, может пять. А может, и пятнадцать.

Но совсем иная история с книгой под названием «Дело» было в Саратове. Уголовные дела саратовской элиты». Я читал эту книгу сидя, полулежа, лежа, потом задрав ноги и обрушив часы, потому что затекла спина.

Ее написал журналист Александр Крутов, по большому счету - это сборник его развернутых статей в жанре журналистских расследований. Хотя я думаю, формулировка «журналистское исследование» была бы более уместной, но не менее значимой.

Александра Крутова представлять саратовцам, в общем-то, излишне. Это как представлять Глебучев овраг или консерваторию. Я хочу лишь сказать, что Александр Крутов проделал титанический труд. Без преувеличения.

Возможно, он самый крутой журналист не только Саратова, но, пожалуй, и России. Дело в том, что Крутов не занимается журналистикой только тогда, когда спит. Своеобразная личность, при упоминании имени которого у каждого человека схожей с ним профессии мелкая зависть просачивается сквозь зубы в виде гипертрофированных баек о нем в разной степени правдоподобности. Что ж, быть героем провинциального фольклора тоже честь.

Да, Крутов не ходит в 3D-кинозалы и суши-бары, не играет в «Call of Duty», не лепит с детьми снежные замки, не болеет с похмелья, не бронирует номера в Кемере, не сидит «В Контакте», не подбирает ботинки под цвет сорочки (или чего там?).

Для связи он предпочитает городской телефон, как в XIX веке, для хранения информации использует 3-дюймовые флоппи-диски, как в XVIII веке. При этом он не делает ничего экстраординарного и фантастически сложного.

Он просто занимается журналистикой. Ходит. Слушает. Записывает. Просит документы. Иногда ищет их. Торчит в обморочных судах, когда другие, тоже журналисты, решили, что после первого и последнего раза - это когда приговор - им там делать больше нечего, они и так все знают. Заканчивается это все соответственно: Крутов издает книгу, другие ковыряют имбирь.

Книга Крутова очень важна потому, что дает много ответов на вопрос, отчего Саратов и не Хельсинки, и не Гваделупа. Понимаете, мы привыкли к тому, что визитные карточки города - это уже упомянутые консерватория, мост или какая-нибудь Соколовая гора. Это неправда. Истинные визитные карточки города - персонажи книги Крутова. Их там до черта. Живые и не очень, знакомые и не очень, приличные и не очень личики. Ландо, Макеенко, Григорьев, Большеданов, Слиска, Лобанов, Курихин, Фейтлихер, Мирошин, Аксененко, Несмысленов, Тимохина, Пригаров, Максимов и многие другие. То есть, бизнесмены, которые решили, что они политики; политики, которые решили, что они прокуроры; и прокуроры, которые решили, что они и бизнесмены, и политики одновременно. Последнее для фальшивых нулевых наиболее характерно.

Такие простодушные и суровые дядечки, избравшие для себя определенные публичные образы: правдорубы, хохмачи, интеллектуалы, моралисты или, что чаще, тихие кататоники.

А на самом деле - такие чемоданчики с двойным, тройным дном. Все это обнаруживается в подробностях на скучных судебных заседаниях, и когда читаешь, периодически возникает мысль: как тот или иной придурок может до сих пор чего-то там говорить о главенстве закона, справедливости и заботе о простом, твою мать, труженике?! И именно эти люди формировали облик, структуру, социальный портрет, инвест-климат и вообще, прости Господи, направление развития Саратова в фальшивые нулевые.

Нравится это кому-то или нет, но именно эти люди - символы Саратова, а не какая-нибудь гармошка или калач, который не боится ничьих задниц, и после того, как на него сели, он опять принимает исходную форму.

Поэтому если вы интересуетесь историей родного края, просто сгораете от нетерпения погрузиться во что-то неведомое, но жутко интересное, не ограничивайте себя Увеком и погребенными под слоем навоза золотоордынскими горшками, найдите время на крутовскую книгу, и вы узнаете, как убивали, воровали, клеветали и пьянствовали. Правда, придется поискать еще саму книгу, потому что тираж у нее всего-навсего 1000 экземпляров.

И еще мне кажется, что подобная книга в любой другой стране, где парламент - это не амфитеатр, пристроенный к курилке, произвела бы занимательный и ожидаемый эффект. Часть героев этой книги распрощалась бы с политической карьерой, часть изменила бы пол, а часть проводила бы много времени с адвокатами и следователями, выторговывая условный срок. Когда-нибудь такое случится и в России.

А еще вот что я тебе скажу, Саша, вернее, Александр Николаич: я и раньше это знал, но теперь, в случае, когда мне придется оказаться в незнакомой компании, то прежде чем представиться «журналистом», я, пожалуй, оглянусь вокруг пару раз, и если увижу тебя, то поспешно отрекомендуюсь разнорабочим Крытого рынка.

Объявление

3 февраля 2012 года  в областном Доме работников искусств (ул. Комсомольская, 41) состоится презентация книги «Дело» было в Саратове. Уголовные дела саратовской элиты».

В программе:

- выступление автора книги, известного саратовского журналиста, дважды лауреата премии Артема Боровика Александра Николаевича Крутова;

- ответы на вопросы участников презентации;

- дискуссия с участием героев книги, известных саратовских адвокатов, преподавателей вузов (политологов, криминологов и юристов) и просто читателей;

- автограф-пати.

Перед началом все желающие смогут приобрести книгу.

Ведущий презентации - известный саратовский писатель и литературный критик, номинант литературной премии «НОС» Роман Арбитман (Лев Гурский).

Приглашаются все желающие.

Вход свободный. Начало в 15.00.