СОЖРАЛИ!

СОЖРАЛИ!

Беспартийный министр образования Саратовской области Гарри Татарков ушел в отставку. Формально - «по собственному желанию». Фактически - по желанию той многоголовой гидры и многозадой кодлы, которая вот уже десятилетие висит у России на шее и теперь, кажется, даже перестала изображать возмущение, если в народе ее открыто называют Партией Жуликов и Воров

без названияБеспартийный министр образования Саратовской области Гарри Татарков ушел в отставку. Формально - «по собственному желанию». Фактически - по желанию той многоголовой гидры и многозадой кодлы, которая вот уже десятилетие висит у России на шее и теперь, кажется, даже перестала изображать возмущение, если в народе ее открыто называют Партией Жуликов и Воров.

Все полтора года своего нелегкого министерства Гарри Николаевич был похож на большого печального слона, который упрямо брел вперед по известному ему пути, обходя ямы и капканы, стараясь не обращать внимания на завывания и улюлюканье, на лай кусачих шавок, на ежедневные попытки партмерзавцев выбить министра из колеи, попортить ему нервы, втравить в какую-нибудь очередную свинскую разборку и отравить каждый день его пребывания в должности.

Даже странно, что Татарков сумел задержаться в министерстве на целых полтора года: уж где-где, но в нашей губернии шансов стать чиновником-долгожителем у него не было в принципе. Блестящий педагог, высокий профи, многогранный человек, интеллигент, умница, он едва ли не с самого начала министерской карьеры был непонятен и ненавистен сплоченной партийной своре - серой, как солдатская портянка, безликой, как взвод манекенов, цепкой, как намертво застрявшая в подкорке мелодия трехрублевого шлягера, и запредельно наглой, как отвязавшаяся уличная шпана.

Всему разумному, доброму и вечному партийная гидра-кодла могла противопоставить лишь одно-единственное: вечный эрзац. Газетная полова заменила им знания, рефлексы - ум, булыжник - аргументы, истерика - воодушевление, нахрап - талант, а спайка с круговой порукой заняли место дружбы и любви. «Неграмотные вынуждены диктовать», - заметил однажды грустно-саркастичный Станислав Ежи Лец. В нашей губернии этот властный феномен стал как-то особенно, откровенно и цинично нагляден. Есть партбилет? Ты перспективен, даже если ты круглый идиот или попугай. Нет партбилета? Ты подозрителен, будь ты хоть семи пядей во лбу.

Когда в 2010 году на должность областного министра образования был выдвинут директор лучшего в городе лицея, это назначение встретили в штыки, сочли подрывом номенклатурных устоев. Зато когда вчерашний студент-недоучка, путающий Вольтера с Вальтером Скоттом, вдруг оказался проректором крупнейшего вуза, или когда невнятный банщик был назначен главой целого района - это никого не удивило: нормально, привычно, «по понятиям».

Мы знаем писателя Фадеева, автора романа «Разгром», и мы помним о заслугах летчика Нестерова, основоположника высшего пилотажа. Но о великих заслугах облдепа Фадеева и банщика Нестерова нам неизвестно ни-че-го. Где, в какой сфере они воспаряли к высотам духа? Может, они втайне изобретали «холодный термояд», писали Шестую симфонию, снимались в фильмах Бернардо Бертолуччи или расшифровывали код ДНК? Вроде нет. Может, они хотя бы придумали новый дизайн «Лады-Калины» или новый кетчуп? Тоже нет.

Министра Татаркова давили-давили-давили и в конце концов выдавили из власти мелкие персонажи басни Крылова о слоне и моськах - не боги и титаны, а мандатоносцы без опознавательных знаков, нули без палочек, персонажи медийных скандальчиков, постоянно уличаемые то в жульничестве, то в кумовстве, то в шутовстве. Где, на какой планете, в каком голливудском фильме ужасов огромными регионами рулят даже не коты в мешках, а пустые мешки без котов - эдакие подпоручики Киже, буйным чертополохом проросшие на жирном черноземе партийных квот? Ну-ка попробуйте сказать вслух: «панковская мудрость», «радаевская глубина», «алешинская щедрость», «линдигриновая грамотность», «сурововская честность». Трудно? Мучительно? Не идет? Не получается? Сам русский язык сопротивляется этим вынужденным оксюморонам.

Министра Татаркова убирали-убирали и наконец убрали люди, которые сами никак не должны были быть у власти. Люди, за которых голосовали не я, не вы и не наши с вами близкие, а кто-то другой, неизвестный. То ли пьяные бомжи, то ли старые подслеповатые бабушки, то ли подневольные бюджетники, то ли дисциплинированные сержанты, то ли сам многоликий колдун Черномор-Чуров, владеющий темной магией превращения бюллетеней в денежные купюры и наоборот. Будь у нас подлинная свобода выбора, разве мы доверили бы власть фигурам, которых не посадили бы за свой стол, а некоторых вообще не пустили бы дальше порога - вдруг они чего-нибудь сопрут?

Не парадокс ли, граждане дорогие? Контроль за многомиллиардным бюджетом у нас осуществляют те, кому в обычной жизни мы не доверили бы кошелька с мелочью. За нравственность отвечают те, кого мы бы не рискнули оставить в одной кабине лифта с ребенком. О законности твердят те, кого мы побоимся встретить в темном переулке... Вот вы бы, например, согласились, чтобы облдеп Александр Ландо был вашим соседом сверху? Вы уверены, что в случае протечки получите с заслуженного юриста хоть копейку компенсации? То-то и оно. Замучаетесь пыль по судам глотать и еще сами останетесь должны.

Одно утешает: после событий декабря 2011 года вертикаль партийной власти - уже не очень вертикаль, а, скорее, диагональ. Репутация у гидры-кодлы, и раньше невеликая, сегодня опускается куда-то в область статистической погрешности. Воздушный шарик, кое-как надутый чуровскими алхимиками с помощью цирковых трюков и эфирных заклинаний, опадает и скукоживается прямо на глазах.

Происходит это чудо настолько быстро, что даже верховный вождь квакинской команды, бесцветноглазый домовой Добби, в верности которому по инерции еще соревнуется каждая головка гидры и каждая попка кодлы, сам уже стал потихоньку, мелкими осторожными шажками, отступать подальше от этой небезопасной для своего рейтинга медвежьей берлоги, прячась за размалеванными фанерными декорациями Народного Фронта и за трачеными молью сединами киноубийцы Десяти Негритят...

Гарри Николаевич, вы не слишком огорчайтесь. То есть жаль, конечно, что гидра-кодла сейчас начнет дербанить минобраз, пытаясь наложить лапу на финансовые потоки. Однако в факте вашей отставки есть кое-что положительное.

Во-первых, вам больше не надо отчитываться перед трибуналом мерзких кувшинных рыл, не читавших рассказ «Муму», категорически забывших, что такое биссектриса, и умеющими только врать, жрать и грести под себя.

А во-вторых, вы ушли вовремя. Когда диагональ с грохотом превратится в горизонталь, лучше быть подальше от любой из ветвей власти.