Записки беспартийного

Записки беспартийного

Путешествие на машине имеет свои безусловные преимущества - маршрут выбираешь самостоятельно, остановиться можешь в любом понравившемся месте, смотришь в окно на проносящиеся мимо пейзажи,  и т. д. А самое главное - обращаешь внимание на детали, которые мог бы не заметить из окна поезда и уж тем более самолета

Записки беспартийногоПутешествие на машине имеет свои безусловные преимущества - маршрут выбираешь самостоятельно, остановиться можешь в любом понравившемся месте, смотришь в окно на проносящиеся мимо пейзажи,  и т. д. А самое главное - обращаешь внимание на детали, которые мог бы не заметить из окна поезда и уж тем более самолета

Мы с мужем давно полюбили именно такой вид путешествий, и минувшие праздники отмечали, как и год назад, на берегу Черного моря, в Джубге. Те, кто там бывал, скажут: нашли куда заехать! Действительно, летом, кроме валяния на плохоньком пляже, делать в Джубге просто нечего, а вот зимой - другое дело: есть возможность побывать на многих экскурсиях, да и просто помотаться по побережью, ведь достопримечательностей на юге хватает, и вообще, человек, стремящийся не просто тупо нажраться коньяка и упасть под первым же деревом, всегда найдет чем заняться в новогодние каникулы. По моему глубокому убеждению, на наше черноморское побережье ездить нужно именно зимой: во-первых, цены на жилье, равно как и на питание, несравнимы с летними, туристов мало, следовательно, обстановка спокойнее, музыка не грохочет ночи напролет, а главное - погода... Зимой температура там колеблется в пределах +8...12 градусов, и это мягкое тепло гораздо благотворнее действует на наши северные организмы, чем египетские +30, помноженные на литры всевозможного алкоголя.

На Кубани я бывала бесчетное количество раз, ведь Краснодарский край для меня такая же родина, как и Саратов - все мои родственники по отцовской линии чистокровные кубанские казаки, летние школьные каникулы я проводила в уютном милом тихом Ейске, но вновь побывала в этом городке лишь прошлой зимой, спустя 26 лет после того, как в 1985 году один за другим умерли мои бабушка и дедушка.

Первое, на что обращает внимание саратовский турист, очутившийся там, - это прекрасные краснодарские дороги, ставшие уже притчей во языцех. Почему именно саратовский турист, а не какой-то другой? Да потому, что для нас с вами дорожная проблема не разрешится, похоже, никогда. В этот свой приезд даже я, знающая великолепное качество их дорог, была просто ошарашена: местные дорожники взялись за реконструкцию своего участка федеральной трассы, но КАК они это делают! Представьте себе рабочих в новой яркой униформе, катерпилларовскую технику (предназначение многих агрегатов так и осталось для меня загадкой, поскольку ничего подобного я еще не видела), и - внимание!- технологию укладки: специальную жесткую белую ткань, ширина рулона которой равна ширине дорожного полотна, укладывают на тщательно утрамбованную подложку из глины, сверху на ткань кладется арматурная сетка, засыпается щебенка, а затем все это покрывается асфальтом. Может быть, даже тем самым габродиабазом, о котором нам, как о манне небесной, поведал Олег Васильевич Грищенко. Добавьте к этому специально нанесенную разметку, дорожные знаки с подсветкой, показывающие направление движения в темное время суток, дисциплинированных водителей, аккуратно едущих в одном потоке со скоростью 50 км/ч, и сотрудников ДПС, следящих за порядком. И все работы ведутся круглосуточно, чему я сама была свидетелем.

Вы скажете, что это только со стороны картинка кажется идиллической, а вот местные жители, вполне возможно, придерживаются другого мнения. Может быть и так, но нам, привыкшим к заплаткам из красного кирпича, такие дороги могут только сниться.

Еще одно любопытное наблюдение я сделала в Геленджике. Те, кто бывал там недавно, наверняка посещали новую набережную. Тем, кто не бывал, рассказываю: чистая, ухоженная, выложенная красивой красно-белой плиткой, она тянется практически через весь город вдоль моря. Ни одно кафе не отхватило там ни клочочка земли, ни одна скамья не сломана, ни одного человека с пивной бутылкой в руках я не встретила, да и вообще ни одну выброшенную бутылку не видела, и цветы, цветы на всех газонах - зимой. По набережной постоянно курсируют машины ППС. Как выяснилось, по геленджикской набережной могут ездить машины, но только там, где уложены специальные деревянные настилы. А еще я обратила внимание на металлические столбики синего цвета, размещенные по всей набережной. Оказалось, на них расположены кнопки экстренного вызова полиции, чтобы в случае чего не в пикет бежать, а просто нажать на кнопку. Наверняка такого рода новшество стоило каких-то больших денег. Я далека от мысли идеализировать все увиденное по принципу «там хорошо, где нас нет», но согласитесь, на подобные «мелочи» обращаешь внимание.

Вообще с недавних пор Кубань радует меня не только своими дорогами и чистотой. В прошлом году на пути из Краснодара в Ейск я не встретила НИ ОДНОГО заброшенного поля, поросшего бурьяном, - везде или молодые всходы, или черная распаханная земля. Не думаю, что местные фермеры находятся в лучших условиях, чем наши. Мой дядя рассказывал, что зерно у них покупают по 4 рубля за килограмм, потом везут в порт и отправляют в Египет уже в разы дороже. Такая вот коммерция по-российски: купить за копейку, продать за сто рублей и обогатиться, не вложив никакого труда. Раньше это называлось спекуляцией, и отношение к таким людям было в лучшем случае презрительным, теперь же они гордо именуют себя «бизнесменами».

Записки беспартийногоНо, к счастью, есть и те, кто реально вкладывает в сельское хозяйство и деньги, и труд - большое количество земель на Кубани засажено новыми садами, яблоневыми и грушевыми, и виноградниками. Мне вдвойне приятно было наблюдать эту картину, потому что мой покойный дед работал директором плодоовощного совхоза под Ейском, и я помню, как еще несколько лет назад с болью смотрела на заброшенные, одичавшие сады его бывшего хозяйства, а теперь эти земли расчищены и радуют глаз молодыми саженцами. Такая же картина, надеюсь, в скором времени будет и на всем побережье от Джубги до Новороссийска, поскольку новые сады сажают там вовсю. Но здесь возникает другой вопрос: куда девать собранный урожай? Нужны консервные заводы, а об их строительстве пока ни слуху, ни духу. Выходит, опять погоним на экспорт, как сырую нефть или лес? Ну почему нельзя создать производство полного цикла, просто вложиться один раз и всю жизнь потом получать прибыль, развивать дело?! Не тратить деньги на покупку очередной футбольной звезды для любимого клуба или же просто на очередной футбольный клуб, а вложить средства (уверена, что сопоставимые) в развитие собственной страны? Ведь люди, живущие там, на благодатном черноморском побережье, очень хотят работать, знаю, общалась. Они тоскуют по тем временам, когда в той же Джубге работали молочный комбинат и овощеконсервный завод, занимавшиеся переработкой местной продукции, причем круглогодично, а не только в курортный сезон. Что есть сейчас у этих людей? Только надежда на то, что летом приедет побольше туристов, и они смогут заработать себе на весь оставшийся год.

В минувшем году мне довелось месяц провести на Северном Кавказе, и я исколесила всю Кабардино-Балкарию, Карачаево-Черкесию и Северную Осетию. Проблемы везде одинаковые, в основном, высокий уровень безработицы, а потому люди, что называется, обеспечивают себя сами. Самое сильное впечатление на меня произвела Осетия. Представляете, жители высокогорных сел на крутых склонах распахивают землю под огороды и заготавливают корма для домашней скотины. Выглядит это так: в горы идут мужчины, обязательно по двое, один обвязывается веревкой и косит траву, а тот, что наверху, страхует. Потом они меняются местами. Упасть с этих круч не составляет большого труда. А на своих огородиках они выращивают овощи и сеют в основном кукурузу, поскольку она там хорошо растет. Я поинтересовалась, куда же отвозят зерно, ведь ни одного элеватора или мельницы мне увидеть не удалось. Оказалось, что перемалывают кукурузу, вы не поверите, дома, ручными жерновами, которые использовали еще их прапрапрадеды в XVII веке. И знаете, что я подумала? А может быть, это и есть свобода, когда ты ни на кого, кроме себя, не надеешься и соответственно никому не должен и ни от кого не зависишь, ни от местных властей, которые не в состоянии обеспечить тебя достойной работой, ни от федерального правительства, которое все никак не может решить, что же делать с Кавказом - продолжать вбухивать туда колоссальные средства, не видя пока никакой отдачи, или же перевести на самофинансирование?

Местные жители не ходят на митинги, они в принципе такого слова не знают, не потому что не образованные, - им просто некогда. Они не требуют проведения свободных и честных выборов, не потому что против таковых, а из-за того, что забот уж больно много, помимо выборов. По большому счету, им все равно, какая партия победит, потому что в их жизни от этого ничего не изменится. И они не ропщут, они просто работают, каждый день, ведь если сегодня не накосил травы, не перемолол кукурузу, значит, завтра не будет лепешек и молока, есть будет нечего.

Может быть, из болота нас вытянут вот такие люди, тихие, незаметные, живущие своими простыми каждодневными заботами, которым до лампочки и свадьба Галкина с Пугачевой, и партия власти с ее реальными делами?

P.S. Кстати, ни на Кубани, ни в Осетии, ни в Кабарде, ни в Карачаево-Черкесии я не увидела ни одного плаката «Единой России». И разрушенную дорогу в Кармадонское ущелье восстанавливают без партийной трескотни и флагов. Похоже, там, где настоящие дела и заботы, это никому не нужно.