Город-магазин, город-рынок, город-базар - именно таких нелестных отзывов удостоился на этой неделе Саратов от министра - председателя комитета по молодежной политике, охране культурного наследия и туризму области Степана Парфенова. А виной тому, по мнению Степана Владимировича, незаконная наружная реклама на фасадах исторических зданий. «Двигая торговлю», рекламные конструкции при этом отодвигают памятники архитектуры на задний план
Город-магазин, город-рынок, город-базар - именно таких нелестных отзывов удостоился на этой неделе Саратов от министра - председателя комитета по молодежной политике, охране культурного наследия и туризму области Степана Парфенова. А виной тому, по мнению Степана Владимировича, незаконная наружная реклама на фасадах исторических зданий. «Двигая торговлю», рекламные конструкции при этом отодвигают памятники архитектуры на задний план.
«В городе нет системного подхода к размещению наружной рекламы», - констатировал министр на специально созванном по этому случаю брифинге. По закону размещать рекламу на памятниках архитектуры без согласования с возглавляемым им комитетом нельзя. Однако в большинстве случаев именно так и происходит. При этом нелегальная реклама не только искажает восприятие исторических зданий, загораживая их фасады, окна, колонны, пилястры и прочие красоты, но и нередко ведет к серьезным разрушениям. «Незаконно повешенные баннеры делают медвежью услугу зданиям», - отметил Степан Парфенов. Главное же требование комитета - «чтобы реклама не бросалась в глаза». «Все зависит от того, что висит», - заключил министр.
Чтобы показать, как чиновники борются с ушлыми торговцами, рекламирующими себя кто во что горазд, нам продемонстрировали слайды. Их почему-то оказалось всего три. Первая же фотография - двухэтажного дома на проспекте Кирова - вызвала некоторое недоумение. «Это до или после?» - поинтересовались журналисты, поскольку фасад первого этажа здания закрывают торговые пристройки с огромными вывесками, а на втором по бокам виднеются обрывки ткани цвета «вырви глаз». Выяснилось, что фото сделано после того, как комитету удалось через суд добиться снятия рекламной растяжки диких цветов, полностью закрывавшей верхний этаж. Наверное, ее клочки, которые висят на доме до сих пор, владельцы оставили себе на память.
Второе фото - дома на углу улиц Чапаева и Рабочей, буквально оказавшегося в тисках агрессивной вывески музыкального магазина, - тоже не очень порадовало. О многолетней борьбе чиновников с владельцем этого заведения в интервью нашему изданию рассказывал еще бывший председатель комитета по охране культурного наследия Борис Куликов. А «результата на лицо», судя по всему, нет до сих пор... Единственным позитивным примером оказалась вывеска салона связи на проспекте Кирова - она более-менее удачно вписалась в облик строгой «сталинки», которая недавно получила статус выявленного объекта культурного наследия. Однако, как пояснила сотрудница комитета, даже этот пример не является идеальным. На ее взгляд, габариты конструкции могли бы быть и поменьше. Интересно, куда же смотрели чиновники, согласовывая этот объект?
Представители СМИ буквально закидали председателя комитета вопросами. Один из них касался безвкусицы и бескультурья, царящих на саратовском рекламном рынке. Степан Владимирович уклончиво ответил, что при согласовании рекламных конструкций на заседаниях экспертного совета комитета присутствуют и дизайнеры рекламных агентств, и нередко в процессе обсуждения макет полностью видоизменяется. А почему бы не выйти с инициативой увеличения штрафов за незаконно размещенную рекламу? - допытывались журналисты. Ведь суммы их смехотворны: от 1000 до 3000 рублей, а наказание рублем - практически единственный на сегодня способ борьбы с любителями завесить объекты культурного наследия жуткими плакатами. Может быть, стоит обратиться к депутатам Госдумы от Саратовской области, чтобы они лоббировали этот вопрос? Степан Владимирович, похоже, всерьез задумался и заметил: «Хорошее предложение».
Удовлетворять журналистское любопытство министру помогал сотрудник городского комитета по архитектуре и градостроительству Даниил Лосин, отвечающий за охрану памятников местного значения. Чиновник напомнил, что реклама тоже имеет свою историю: вывески торговых лавок и магазинов размещались на многих исторических зданиях и сто лет назад, и более. Поэтому взять и запретить любую рекламу на шедеврах архитектуры было бы не совсем разумно. А вот контролировать ее можно. По словам Лосина, сейчас в администрации Саратова разрабатываются «правила по ограничению рекламы в исторической части города и по внешнему виду, и по габаритам, и по месту ее установки». «Мы должны их принять и согласовать к лету», - пояснил Даниил Олегович. Видимо, тогда нам и стоит ожидать очищения города от рекламного «мусора».
Что касается общего числа незаконных рекламных объектов в Саратове, то его установить, по словам Парфенова, практически невозможно. Нелегальной рекламы слишком много, а сотрудников комитета, которые занимаются ее мониторингом, слишком мало. Поэтому, завершая брифинг, министр призвал всех сообщать комитету о всех подозрительных плакатах и растяжках, замеченных на архитектурных памятниках. Но мне кажется, что чиновникам достаточно немного прогуляться по центру города. Там все уже давным-давно висит.