Ровно год назад екатеринбургский школьник поставил эксперимент - он пытался целый месяц «прожить» на прожиточный минимум. В результате парень похудел на три кило и чуть было не попал в больницу. А ведь для многих российских пенсионеров сумма в 4 тысячи рублей в месяц - это норма. Они уже привыкли к такому положению дел и только жалуются на свою судьбу друг другу, сидя на лавочке, да иногда в сердцах восклицают, обращаясь к очередному депутату на экране телевизора: «Да чтоб вам так жить!»
Ровно год назад екатеринбургский школьник поставил эксперимент - он пытался целый месяц «прожить» на прожиточный минимум. В результате парень похудел на три кило и чуть было не попал в больницу. А ведь для многих российских пенсионеров сумма в 4 тысячи рублей в месяц - это норма. Они уже привыкли к такому положению дел и только жалуются на свою судьбу друг другу, сидя на лавочке, да иногда в сердцах восклицают, обращаясь к очередному депутату на экране телевизора: «Да чтоб вам так жить!»
Недавно к нам в редакцию обратилась пенсионерка из Октябрьского района Саратова Людмила Иосифовна Казакова и рассказала, как власти могут довести пенсионера до ручки (как в прямом, так и в переносном смысле).
Шаг первый - с помощью пенсии
В прошлом году Людмила Казакова получала пенсию на 300 с лишним рублей ниже прожиточного минимума для пенсионеров - 4473 рубля. С января этот и без того низкий показатель был урезан до 4241 рубля. С учетом расходов на жилье и лекарства получается, что власти предлагают нашим пенсионерам выживать на 1-2 тысячи в месяц.
Как объяснила пресс-секретарь Управления ПФР по Саратовской области Елена Поздеева, такая маленькая пенсия у Людмилы Иосифовны сложилась из-за того, что ведомству не удалось подтвердить ее трудовой стаж. Несмотря на то, что она несколько лет трудилась на Севере, архивы тех организаций, где она работала, утеряны. Поэтому ее пенсия рассчитывалась по зарплате лифтера, кем она и работала перед уходом на пенсию. «Она не одна такая. В 90-е годы в нашей стране был полнейший бардак. Многие предприятия канули в Лету, в результате очень много людей просто потеряли свой стаж, в том числе и я», - комментирует Елена Поздеева.
По словам пенсионерки, сейчас на оплату коммунальных услуг требуется более половины ее пенсии каждый месяц. И это не считая электричества и газа. Поэтому перед ней встает выбор - либо голодать, но платить за квартиру, либо не платить. «Если у меня остаются деньги, я плачу», - говорит Казакова. Судя по размеру ее задолженности за квартплату, деньги остаются не часто - пенсионерка должна управляющей компании «Жилремстрой» уже более 90 тысяч рублей, и сейчас та пытается через суд и коллекторские агентства выбить эти деньги. По данным ПФР, в этом году пенсия Казаковой за счет индексации наконец-то поднимется выше прожиточного минимума - до 5983 рублей. Но ситуацию это вряд ли исправит - чтобы выплатить всю сумму долга с такой пенсией, Людмиле Казаковой пришлось бы сидеть на хлебе и воде полтора года.
Шаг второй - политика ЖКХ
Такой огромный долг сложился не сразу. Как выяснилось, квартплату пенсионерка исправно платила до 2004 года, до тех пор, пока не произошло ЧП - треснула внешняя стена дома. В результате в квартире заметно улучшилась вентиляция, но ухудшилось теплоснабжение. Муниципальные власти не стали кривить душой и честно предложили пенсионерке сделать ремонт за свой (в смысле - за ее) счет, а стоимость работ потом вычесть из квартплаты.
Людмила Иосифовна поверила. Поэтому заняла у знакомых 9000 рублей, залатала строительный дефект и стала ждать, когда же власти выполнят свое обещание. Но возмещать убытки никто не торопился. «Так они превратили свой долг передо мной в мой долг перед ними», - сокрушается Казакова. Но на этом ее злоключения не закончились. После того, как за два года никто не компенсировал стоимость ремонта, Казакова решила прекратить платить за квартиру до тех пор, пока ей не вернут деньги.
Власть ответила ей взаимностью. В 2007 году из-за долга за квартплату женщине прекратили выплачивать жилищную субсидию. В результате расходы на жилье оказались больше пенсии, и она уже не могла самостоятельно оплачивать коммунальные услуги. Ситуация осложнялась тем, что Людмила Иосифовна на тот момент одна воспитывала внука. Отец ребенка, ее сын, погиб, а мать растворилась в неизвестном направлении, оставив свое чадо на попечение бабушки. Та начала в срочном порядке хлопотать о возвращении субсидии - обратилась в администрацию города. Субсидию ей не выплатили, но зато Наталия Старшова, занимавшая в то время должность замглавы администрации по соцсфере, расщедрилась и оказала ей материальную поддержку… в 100 рублей, а также посоветовала отправить ребенка в армию - якобы за это положены какие-то выплаты. «То есть мне посоветовали продать мою последнюю надежду на спокойную старость!» - возмущается бабушка.
Как пояснила корреспонденту ИА «Версия-Саратов» нынешняя замглавы администрации Саратова по соцсфере Ирина Колесникова, главным условием для получения субсидии является отсутствие задолженности по квартплате. Получается замкнутый круг: чтобы выплатить долг, нужна субсидия, а для ее оформления не должно быть долга. Но даже в том случае, если субсидия будет оформлена, перерасчет квартплаты за три года никто делать не будет, заявила бухгалтер управляющей компании «Жилремстрой» Анна Менишева: «Мы выставляем квартплату как обычно, гражданин оплачивает ее, и только потом отделение соцзащиты возвращает 90% от этой суммы на расчетный счет. Поэтому, даже если собес решит компенсировать долг, Казаковой все равно придется заплатить его нам. Это не моя прихоть, это закон».
Шаг третий - судиться
В том же 2007 году Казакова подала иск о незаконном прекращении выплаты субсидии. Мировой судья Евгений Волосатых 25 октября 2007 года вынес решение не в ее пользу, удовлетворив встречный иск о взыскании задолженности. «Мы тогда жили еще хуже, чем люди в Африке - те хоть на два доллара в день, а мы - хорошо, если на один. Таким образом мне был подписан смертный приговор, - опустила глаза Казакова. - Даже если я займу денег и выплачу долг, он через какое-то время снова накопится. Полная невыживаемость!» Сейчас Людмила Иосифовна готовит письмо Генпрокурору РФ Юрию Чайке, в Администрацию Президента РФ Дмитрия Медведева и премьер-министру Владимиру Путину.
Тем временем начальник отдела предоставления мер соцподдержки минсоцразвития области Людмила Беднова предположила, что для решения проблемы пенсионерке нужно поменять квартиру: «У нее что там, особняк, что ли? Если она не тянет квартплату, надо с ней что-то решать. Тогда пусть либо меняет эту квартиру на меньшую, либо отписывает тому, кто сможет за нее платить. Естественно, государство не будет содержать ваше жилье, чтобы потом вы его кому-нибудь подарили. У нас и закона такого нет». В качестве выхода из положения чиновница посоветовала Казаковой заключить договор с районным отделом субсидий, по которому пенсионерка будет обязана часть субсидии каждый месяц отдавать на ликвидацию долга.
А что еще остается пожилой женщине? Власть глуха, судебная машина механически беспощадна. Может быть, взять кредит? Ни один банк на это не пойдет. Заключать договор с администрацией Казакова наотрез отказывается, мотивируя это тем, что «никаких дел с такими властями иметь не хочет». Таким образом, ситуация зашла в тупик - долг за квартиру растет на глазах, пенсионерка не может ни погасить его, ни остановить его рост, а судебные приставы уже готовятся описывать ее имущество. Позиция администрации сводится к одному слову - равнодушие. Верьте только делам, друзья!
P.S. Между тем, управляющая компания передала дело коллекторской фирме. На сегодняшний день уже есть решение суда о взыскании задолженности. Как рассказал руководитель пресс-службы областной службы судебных приставов Владимир Моисеенко, схема взыскания долга с пенсионеров такова: если среди имущества Казаковой не будет предметов роскоши, которые можно продать, то ССП выпишет постановление о взыскании суммы долга с пенсии, и каждый месяц 25% от пенсии будет удерживаться в пользу «Жилремстроя». По закону, предметы первой необходимости и единственную квартиру для погашения долга использовать нельзя.