Область глухих

Область глухих

Национальные лидеры фактически провозгласили в своих программных выступлениях переход от мнимого конституционализма в центре и патримониальной бюрократии на местах к качественно иному уровню организации российской государственной и партийной бюрократии, отвечающему вызовам «глобального экономического кризиса». На Х съезде «Единой России» было сказано о «стратегических изменениях» в уставе этой партии, но на самом деле предстоящие изменения значительно глубже и шире и коснутся всего российского чиновничества. Принимая во внимание интеллектуальный и образовательный уровень «элиты Поволжья», проиллюстрируем предстоящие изменения на доступных примерах из жизни нашей области.

без названияНациональные лидеры фактически провозгласили в своих программных выступлениях переход от мнимого конституционализма в центре и патримониальной бюрократии на местах к качественно иному уровню организации российской государственной и партийной бюрократии, отвечающему вызовам «глобального экономического кризиса». На Х съезде «Единой России» было сказано о «стратегических изменениях» в уставе этой партии, но на самом деле предстоящие изменения значительно глубже и шире и коснутся всего российского чиновничества. Принимая во внимание интеллектуальный и образовательный уровень «элиты Поволжья», проиллюстрируем предстоящие изменения на доступных примерах из жизни нашей области.

Государственная бюрократия 
местного розлива

 

Президент в своем послании обрушился с резкой критикой на «государственную бюрократию», но любая бюрократия состоит из конкретных бюрократов. Кто же персонально в нашей области те чиновники, которые из-за «недоверия к свободному человеку» «кошмарят» бизнес, берут под контроль СМИ, вмешиваются в избирательный процесс и давят на суды? Может быть, это ГФИ или губернатор? Не похоже. С другой стороны, тех, кто реально этим занимается, у нас принято называть не чиновниками, а политиками. Хотя, по своей сути, наша новая местная партийная номенклатура, выросшая из недр исполнительной власти, должна быть отнесена скорее к бюрократии, узурпировавшей политические функции. Не случайно они сами отождествляют себя с «системой», притом настолько, что любую критику в свой адрес воспринимают как преступление перед этой «системой» в целом. К сожалению, вся сегодняшняя местная «политика» сводится к некоему взаимодействию партийной и государственной бюрократии в целях раздела сфер влияния и взаимном переложении ответственности за возникающие проблемы. Такое положение дел на местах больше не устраивает ни Президента, ни премьер-министра. Не случайно первый обозначил необходимость либерализации политической жизни и более широкого представительства всего спектра политических взглядов, имеющихся в обществе, а второй однозначно возложил ответственность за последствия экономического кризиса на правящую партию.

Истинные ценности

 

«Есть вещи, которыми нельзя поступиться, есть вещи, ради которых нужно бороться и побеждать», - говорит Президент. Какими же вещами никогда не поступаются и за что борются местные представители партии власти? Во-первых, это неприкосновенность частной жизни и репутация их самих. Жизнь и репутация других не такая важная ценность, по крайней мере, ею очень легко поступаются, если это продиктовано текущей политической целесообразностью. В Саратове ничего не стоит организовать наружное наблюдение за председателем суда и опубликовать итоги своей экстремистской деятельности в околопартийной печати, публично покопаться в платяном шкафу у губернатора или провести мемориальный рейд по подсобкам, с обнаружением там нынешних вице-спикеров думы. Но самое любимое занятие - это паспортный контроль и публичные рассуждения на тему, у кого и где проживает семья. Наличие репутации у граждан, не имеющих партбилета, не предполагается. Понятно, что все это вкупе с прогрессирующей ксенофобией объясняется низким культурным уровнем, связанным с трудным детством в далеком от очагов цивилизации месте, и очень трудно поддается исправлению в зрелом возрасте. Но возможно есть смысл прислушаться к словам Президента, который говорит о совершенно других ценностях.
Во-вторых, это сотрудничество и взаимное доверие, к чему призывает наш Президент, а не использование кризиса для сведения личных счетов. Понятно, что не все предприниматели, не все инвесторы имеют «правильную» национальность, гражданство и политические взгляды. Но они хотят работать сами и создавать рабочие места для других. Они хотят строить жилье и объекты инфраструктуры, хотят предоставить возможность жителям нашей страны полноценно отдыхать, не выезжая за ее пределы, а горожанам - возможность, оторвавшись от повседневных дел, комфортно проводить время с семьями и детьми в любимых местах. Да мало ли во что еще они могут захотеть вложить здесь свои деньги. Или вы считаете, что для преодоления кризиса достаточно тех средств, которые еще не успели вывезти за пределы нашей Родины? Или некоторое ограничение всевластия бюрократии, которое несет любая предпринимательская активность, - это слишком высокая для вас цена?

без названияБольные головы

 

Пока идеологи, прикормленные местными партийцами, ломают голову над вопросом, откуда саратовцы будут пить «водичку», цитируем: «если за околицей бабахнет ядерный заряд и все источники вод будут заражены»? Сотни саратовских семей волнует тот же вопрос, что и премьер-министра Владимира Путина: не перечеркнет ли кризис возможность получить жилье? Не секрет, что в строительной отрасли, особенно в том секторе, который строит работу на банковских заимствованиях, возникли серьезные проблемы. Широко разрекламированный московский проект группы «Пересвет» сворачивает работы на неопределенный срок, и это далеко не единственный случай. В то же время местные строители, вложившие сотни миллионов в строительство жилья для саратовцев, вынуждены прекратить работы из-за административного прессинга, и кое у кого еще хватает наглости заявлять, что это крупная и решительная победа над коррупцией. Не знаю, кому как, а председателю партии «Единая Россия» Владимиру Путину хорошо известно, что Саратовская область печально лидирует в списке регионов с самым длинным сроком оформления разрешений на строительство. Выходит, и этого срока не достаточно, чтобы дать оценку возможности застройки того или иного участка? Или желание «кошмарить» бизнес неугодных предпринимателей превосходит даже обязанность исполнять наказы вышестоящего руководства? Разговоры о преодолении последствий грядущей атомной войны просто смехотворны. Рядовые саратовцы, «если бабахнет ядерный заряд», не смогут испить воды из «Сеномана» хотя бы потому, что отдельные чиновники из числа местных партийцев не позаботились о бомбоубежищах. При этом последствия войны, развязанной против саратовских строителей, почувствовали не только сами строители, но и тысячи работающих у них людей.
Почувствуют и сотни саратовцев, которые не смогут въехать в новые квартиры из-за того, что кое-кому не нравится сам факт существования в Саратове предпринимателей, чье гражданство, национальность или мнение отличаются от единственно правильного до недавнего времени мнения одного партийного бюрократа. Как вы думаете, что имел в виду Президент Дмитрий Медведев, когда сказал: «Я уже говорил, что межнациональный мир - это одна из главных наших ценностей. У нас исторически сложился уникальный и богатейший опыт толерантности и взаимного уважения. В то же время сохраняются проблемы, способные обострять межэтнические, межконфессиональные отношения. Среди них безработица (особенно в регионах с трудоизбыточным населением), правовая неурегулированность земельных отношений, нелегальная миграция и ряд других причин. Причём такие проблемы особенно чувствительны там, где не решаются социально-экономические вопросы. Где региональные и местные власти не помогают развитию малого бизнеса, не создают новые рабочие места»?
Уж не рассказал ли ему Александр Хинштейн неоплаченную версию истории с «Сеноманом»?


Куда нести
печаль свою,
или Мы вас
услышали


Председатель партии «Единая Россия» Владимир Путин призвал распахнуть двери общественных и депутатских приемных навстречу существующим и потенциальным проблемам сограждан. И пока в других регионах думают, как организовать эту работу, у нас уже накоплен определенный опыт. Особенно большой опыт накоплен обманутыми вкладчиками «Мясомолпрома», которые ищут готовых их выслушать депутатов и на Советской,10, в помещении, которое основатель этой замечательной организации предоставил под приемную своему давнему товарищу, занимающему теперь высокий партийный пост, и на площади Столыпина, рядом со зданием, в котором младшие товарищи того высокопоставленного несут тяжелую депутатскую ношу. И там и там с одинаковым результатом. Недовольны, вплоть до перекрытия улиц, и жильцы домов, окружающих гигантскую стройплощадку на углу Зарубина и Астраханской, где на месте взорванного исторического памятника середины позапрошлого века, волшебным образом переставшим быть таковым по решению местного минкульта (естественно, без участия высокопоставленного лица, аффилированного к предприятию - бывшему владельцу зданий маслозавода), ведется масштабное строительство чего-то очень социально значимого. Уже есть вопросы у несостоявшихся жильцов недостроенных в связи с кризисом домов, а скоро они могут появиться и у работников остановленных промышленных предприятий города и области. Теперь все эти люди знают, где им точно объяснят, граждане каких государств виноваты в их проблемах и помогут добрым напутственным словом, таким же приятным и вдохновляющим, как толстый-толстый слой майонеза на чужом пиру.


Песня ресурсов
социальных
отраслей


Местные партбюрократы-реваншисты, которым приятнее называться социальными консерваторами, весьма консервативно, хотя и не совсем социально, восприняли первые трудности с наполнением бюджета. Председатель бюджетного комитета обнаружил, что из-за происков американских империалистов, развязавших глобальный кризис, занять 6,5 млрд рублей для бюджета становится непосильной задачей. В связи с этим предложено сократить социальные расходы бюджета на 462 млн рублей, из-за чего, по разным оценкам, пострадает всего около 160 000 семей, проживающих в нашей области. Обещанных областными депутатами денег не получат беременные и кормящие женщины (на полноценное питание), молодые неработающие матери, воспитывающие детей в возрасте от полутора до трех лет; инвалиды, живущие в приватизированных квартирах; ветераны труда, сироты, многодетные и малообеспеченные семьи (на участие в программе ремонта жилья); малоимущие сельские жители (на подключение к газу); семьи погибших военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов. Хотя не исключено, что к этому вопросу вернутся после окончательного преодоления последствий кризиса. При этом 16,5 млн на завершение ремонта здания думы изыскать удалось. Сомнительно, что Владимир Путин ориентировал единопартийцев на такой подход, вероятно, это творчество партийцев рангом пониже, которые пока не смогли посетить партсобрания, где до них бы довели социальные установки их лидера, данные на прошедшем съезде.


Детская
неожиданность


Весь политический цвет нашей области присутствовал на этом съезде. Заряд энергии, полученный там, непременно должен вылиться в проработанные предложения по воплощению в жизнь на территории нашей конкретной области премьерской программы. Как минимум, жителям области хотелось бы услышать от делегатов обсуждение программных документов партии и, в связи с этим, планов развития и укрепления ее на саратовской земле. Что же на выходе? Повсеместное распространение информации об укреплении саратовского клана на федеральном уровне, с иллюстрированием по типу: кто и где сидел, какой новый срок получил и кого сколько раз показали. Невольно задаешься вопросом, приобрела область или же потеряла от назначения избранного от нее депутата на высокую партийную должность в другом федеральном округе? С точки зрения местной партийной бюрократии - конечно же, приобрела, с точки зрения обывателя - потеряла, так как все силы, вся политическая активность нашего депутата будут теперь направлены на улучшение жизни в других областях.
Не дает покоя и мысль относительно степени предварительной осведомленности «саратовских москвичей» о программных тезисах и социальных ориентирах лидеров государства, озвученных на съезде, о вовлеченности их в процесс подготовки этих документов. Закрадывается подозрение, что для «наших там» все сказанное Президентом и премьером стало неожиданностью, иначе как объяснить, что почти одновременно с Владимиром Путиным, заявившим о сохранении социальной ориентированности курса и необходимости сохранить социальную обеспеченность на докризисном уровне, саратовский единоросс, председатель бюджетного комитета областной думы Владимир Капкаев заявил о секвестировании ряда социальных программ.


Конец
пещерной
бюрократии


С чувством глубокого удовлетворения саратовцы узнали, что выходцы из нашей области не только не утратили влияния в партии, а еще и расширили его за счет включения в президиум Генсовета видных партийцев Панкова и Лобанова. Злопыхатели успели порадоваться и за жителей Южного и Центрального федеральных округов, где самыми главными партбоссами стали эти два видных партийца. Новый кредит доверия могла омрачить разве что возросшая ставка за этот кредит. Недоучки псевдополитологи посрамлены, а враги главного партийца Саратовской области совсем скоро будут повержены. Только есть одно обстоятельство, не замеченное нашими участниками высоких форумов, возможно ввиду сильной озабоченности собственными карьерными перспективами. Президент, выступающий с посланием перед элитой, с особой надеждой произнес слова о необходимости скорейшего формирования молодого кадрового резерва. Всего тысяча новых управленцев даст уверенность в сохранении и развитии потенциала России. И эти слова были сказаны в зал, битком набитый сегодняшними управленцами, а позже поддержаны председателем партии «ЕР» на её съезде.
Главный политический итог ноября состоит в том, что центральная власть в условиях кризиса осознала необходимость изменения подхода к формированию и качеству управляющей государственной и партийной элиты, что совершенно ясно следует из программных выступлений. Надежды на пещерную бюрократию, искажающую в личных целях любые начинания национальных лидеров, больше нет. Её неспособность к обновлению очевидна даже на вышеуказанных примерах. Она годится лишь на то, чтобы понести публичную ответственность за негативные последствия кризиса. Им отмерен конкретный и не очень длительный срок, пока здоровым силам во главе с Медведевым и Путиным не удастся сформировать новую рациональную бюрократию, отвечающую возросшим требованиям посткризисного мира.