«Инвестор» и «инвестиционная привлекательность» - это почти самые любимые слова руководителей нашей области (естественно, после «доходов», «экономики» и «роста»). Их часто можно встретить в официальных докладах, сообщающих о замечательных достижениях, зафиксированных в Саратовской губернии. Они занимали никак не меньше 20% всего отчета губернатора Павла Ипатова об итогах прошлого года. И это наряду с многострадальным перинатальным центром, уже старым тюзом и экономическим кризисом. Иногда даже кажется, что в какой-нибудь энциклопедии в качестве художественной иллюстрации к определению словосочетания «инвестиционная привлекательность» наверняка приложена карта Саратовской области. Она же в компании с фотографиями Ипатова, Жандарова и Блохиной присутствует в энциклопедических статьях под заголовками «инвестиционный климат», «инвестиционная деятельность» и «инвестиционная политика»
«Инвестор» и «инвестиционная привлекательность» - это почти самые любимые слова руководителей нашей области (естественно, после «доходов», «экономики» и «роста»). Их часто можно встретить в официальных докладах, сообщающих о замечательных достижениях, зафиксированных в Саратовской губернии. Они занимали никак не меньше 20% всего отчета губернатора Павла Ипатова об итогах прошлого года. И это наряду с многострадальным перинатальным центром, уже старым тюзом и экономическим кризисом. Иногда даже кажется, что в какой-нибудь энциклопедии в качестве художественной иллюстрации к определению словосочетания «инвестиционная привлекательность» наверняка приложена карта Саратовской области. Она же в компании с фотографиями Ипатова, Жандарова и Блохиной присутствует в энциклопедических статьях под заголовками «инвестиционный климат», «инвестиционная деятельность» и «инвестиционная политика».
В начале этой недели в Саратове произошло два события, в названии которых также присутствовало слово «инвестиции». Во-первых, это брифинг министра инвестиционной политики Саратовской области Ирины Блохиной. А во-вторых, заседание коллегии мининвеста, на котором присутствовали, помимо Блохиной, ее куратор Александр Жандаров и инвесторы.
Брифинг молодого и симпатичного министра прошел спокойно. Острых вопросов не было, а свой доклад Ирина Ивановна отчитала бодро. Как выяснилось, мы опять идем с опережением. «В 2011 году перед министерством инвестиционной политики ставилась задача достичь целевого показателя инвестиций в основной капитал на уровне 9,4 миллиарда рублей, - сообщила министр. - При этом в 2011 году на развитие экономики и социальной сферы области было использовано 100,7 миллиарда инвестиций в основной капитал, или 116,8% к уровню 2010 года. Индикативные показатели перевыполнены на 7,3 миллиарда. Считаю это достойным показателем». Были названы также следующие цифры. Иностранные инвестиции в нефинансовый сектор за 2011 год выросли на 14,3% по сравнению с 2010 годом и составили 172 миллиона долларов США. Объем прямых иностранных инвестиций вырос почти в 5 раз. Говорилось и о росте внешнеторгового оборота, который также измеряется в миллионах долларов США. В общем, Блохина берет пример с губернатора и с удовольствием сыплет цифрами направо и налево.
О самих инвесторах и их проектах министр рассказала чуть побольше и даже вышла за рамки распечатанных для прессы материалов. Так, в 2011 году на территории области реализовано несколько крупных проектов. Был возведен мусоросортировочный комплекс в Балаково. Построены свиноводческие помещения на 7550 скотомест. Введена третья очередь молочного комплекса на 600 голов. Создано производство полиэтиленовых труб и композитных материалов. И это, как отметила Блохина, только крупные проекты, объем их налоговых платежей в бюджеты разных уровней составил в 2011 году 112,2 миллиона рублей. Ну и помимо всего прочего было создано 93 рабочих места. А еще есть завод по производству строительных блоков и плит из ячеистого автоклавного газобетона, макаронный завод, репродуктор овец мясных пород, ну и почему-то не упомянутый Блохиной Мак-авто.
Большие цифры, много рабочих мест, и т.д., и т.п. Помимо этого, уже началась реализация целого ряда важных инвестпроектов. Таких, как строительство аграрного комплекса по выращиванию коров, завода по производству заготовок для вагоностроения, обустройство месторождений и поисково-оценочные работы на двух лицензионных участках, строительство завода по производству технических газов, завода по производству кровельных, гидроизоляционных материалов и мастик и целый ряд животноводческих комплексов. Ну а если говорить о тех проектах, реализация которых еще не началась, но планируется, то одной газетной статьи точно не хватит. Тут и модернизация «Жирового комбината», и строительство маслоэкстракционного завода, и ввод в эксплуатацию системы автоматизированного контроля дорожного движения, и строительство аэропортового комплекса «Центральный». Последний проект радует особенно. В этом году наконец доработана необходимая документация и получено положительное заключение государственной экспертизы.
Упомянула Блохина и еще об одном важном проекте в рамках государственно-частного партнерства, а именно о реконструкции саратовского водоканала. Этим заинтересовался Европейский банк реконструкции и развития. Идея проста: инвестор обновляет изношенный водоканал, а затем в течение 15 лет получает прибыль, заранее включенную в тариф. Стоит сказать, что подобный проект обсуждается уже не один год. Однако, по словам Блохиной, дальше разговоров дело не пошло из-за саратовской администрации. Органы местного самоуправления не идут на контакт и ограничиваются отписками в адрес мининвеста.
Отвечая на вопросы журналистов, министр поделилась собственным накопленным опытом. «Чтобы построить в Саратовской области завод, нужно получить около 900 разрешительных документов», - рассказала она и добавила, что на сбор таких бумажек уйдет не меньше полутора лет. Со своей стороны, как призналась Блохина, мининвест старается помогать сокращать административные барьеры.
На следующий день Ирину Блохину ждало еще одно испытание - заседание коллегии мининвеста. И здесь министру предстояло отчитываться не перед милыми и добрыми журналистами, а перед суровым зампредом Александром Жандаровым и серьезными инвесторами. Жандаров же был не в настроении. Он отчитывал свою протеже, отмечал, что она не знакома с определенными цифрами и ситуацией не владеет. Но прежде Ирина Ивановна выступила с докладом. Он мало отличался от того, что слышали днем ранее журналисты. После выступления Блохиной Александр Владимирович принялся задавать вопросы. Ситуация странно напоминала экзамен. В роли придирчивого препода выступал Жандаров. Казалось, будто ответ в целом тянет на четверочку, но вредный экзаменатор за что-то невзлюбил симпатичную студентку и очень уж хочет завалить ее и поставить трояк, а то и вовсе отправить на пересдачу. Ну, может, она занятия прогуливала или целовалась с кем-то на последней парте во время его лекций? «А инвестиционный показатель на душу населения области?» - не унимался Жандаров, и это был уже третий вопрос. Блохина быстро сориентировалась, нашла ответ в своих шпаргалках и зачитала его. Александр Владимирович все еще не выглядел удовлетворенным. «А по сравнению с 2005-м тут почему-то 15,5, когда 13 тысяч было, - давил он, выискивая в докладе все новые и новые цифры. - Откуда такие данные у вас?» «Это данные официальной статистики», - мужественно отвечала Ирина Ивановна. «Какой статистики? А до этого что, не статистика была?» - вопрошал Александр Владимирович. Препирательства продолжались еще некоторое время, но когда все подумали, что споры наконец закончены, Жандаров задал очередной вопрос: «А сколько у нас динамика накопленного иностранного капитала? Сколько мы накопили иностранного капитала за 5 лет?» Из зала послышались подсказки, но ждать ответа от Блохиной Жандаров не стал и сам зачитал из доклада требующиеся цифры: «793,6, почти 800 миллиардов долларов накопила область за 6 лет. Это сумасшедшие цифры!» Впрочем, Ирина Ивановна пояснила, что речь идет о миллионах, и написанное решили принять за техническую ошибку.
После малопонятных препирательств Блохиной и Жандарова слово дали инвесторам.
Они рассказали, с какими проблемами сталкиваются, начиная работу в Саратовской области. Делясь наболевшим, инвесторы были очень осторожны в заявлениях. «Основные проблемы у нас, как ни странно, с федеральными разрешительными органами, - сообщил исполнительный директор ЗАО УК «Инвест Трейд» (ГК «Рамфуд») Александр Ходкин. - Я думаю, им не хватает полномочий, потому что очень сильная централизация. Пока согласуется все с Москвой и вернется обратно - это очень долго. И плюс мне кажется, должны быть конкретные сроки на согласование действий и разрешений. У нас произошло так, что МРСК Волги сначала нам одни ТУ выдали, мы должны были идти под дорогой, а в конце года ТУ поменялись и сроки передвинулись из-за погодных явлений. И плюс у них внутренние свои регламенты. 45 дней у них только тендер, кто будет проводить проект. Поэтому на месяц у нас отодвинулись животные. Если до 12-го не заберем животных, мы их не получим. Они уйдут на убой. А мы забрать не можем, потому что нет тепла». Надо сказать, что это предприятие может заплатить в 2012 году в бюджеты разных уровней налогов на 45 миллионов рублей. Если, конечно, проблемы с инфраструктурой не будут тянуться и дальше.
О длительных сроках согласования, установленных во многих органах, говорил и генеральный директор ЗАО «РБП» (завод по производству кровельных материалов и мастик) Сергей Андронов. Отметил он и высокую стоимость подключения к инфраструктуре. «Демонополизация в области энергетики не состоялась полностью, - высказался он. - Остался тот же подход, который был 20 лет назад».
В адрес профильного министерства инвесторы высказывались исключительно хорошо. Комплиментов хватило и на долю Саратовской таможни. Свою бочку меда привезли также представители дружественной Республики Беларусь, с которой у Саратовской области установлены торговые отношения. И вот так, в довольно непринужденной и благостной атмосфере закончилось заседание коллегии мининвеста.