Валентина Жукова: «Коммерция и музей - понятия разного порядка»

Валентина Жукова: «Коммерция и музей - понятия разного порядка»

Что такое музей в современном Саратове? Тихая обитель, в которой под стеклом пылятся предметы старины? Место ссылки школьников, многие из которых предпочли бы прогулке по музейным залам компьютерные игры и Интернет? Закрытое общество для избранных интеллектуалов и эстетов? Или некая разновидность не слишком прибыльного бизнеса? Наверное, ни то, ни другое, ни третье. О том, каков музей на самом деле, мы беседуем с директором государственного музея К.А. Федина Валентиной Жуковой

без названияЧто такое музей в современном Саратове? Тихая обитель, в которой под стеклом пылятся предметы старины? Место ссылки школьников, многие из которых предпочли бы прогулке по музейным залам компьютерные игры и Интернет? Закрытое общество для избранных интеллектуалов и эстетов? Или некая разновидность не слишком прибыльного бизнеса? Наверное, ни то, ни другое, ни третье. О том, каков музей на самом деле, мы беседуем с директором государственного музея К.А. Федина Валентиной Жуковой.

«...стыдно признаться, что ты не был в том или ином музее»

- Существует стереотип, что музей - это нечто закостеневшее, скучное, пыльное, неинтересное. А на самом деле это...

-  …самое интересное место, попасть в которое - это подарок судьбы. Музей дает неограниченные возможности в раскрытии личности человека, его творческого потенциала. Но главная прелесть пребывания в музее - это погружение в мир прекрасного, в тайны творчества, прикосновение к далекой истории, которую музей делает ближе к нам, сегодняшним.

- Постойте, но официальная статистика говорит о том, что многие наши современники считают культпоходом посещение кинотеатра, а число посетителей музеев в Саратове сократилось почти на 200 тысяч человек. Как вы считаете, почему падает интерес к музеям в последние годы?

-  Это большое заблуждение. Интерес к музеям во всем мире растет. Особенно на Западе. Наш постсоветский менталитет еще никак не отойдет от плановых принципов хозяйствования. Нам все время надо хоть на одного человека, но больше, чем в прошлом году. На Западе диаметрально противоположный подход. Их исследования свидетельствуют, что человек воспринимает экспонат и экспозицию в целом, когда он не бежит с группой по залам, а остается один на один с предметом, когда он способен в спокойной обстановке осмыслить этот предмет как таковой и в его связи с окружающими экспонатами и получить целостное представление об экспозиции. Тогда цель посещения музея - получить нужную информацию, эстетическое удовольствие, расширить свои знания - будет удовлетворена. Музеи сейчас активно ищут новые формы общения с посетителем. И посещение музеев в сегодняшней ситуации переходит в другую форму - виртуальную. Время диктует свои законы. Наше дело - к ним прислушаться и найти свой неповторимый путь в современном мире.

- Музей Федина открылся в Саратове 30 лет назад. Какие годы его истории, на ваш взгляд, самые интересные?

- Из тридцатилетней истории музея трудно выделить какие-то самые интересные годы. Примечательным было и создание самого музея. Он открылся в год, почти предшествующий времени перестройки. И как раз в середине 80-х, когда стала доступна ранее закрытая литература, когда возвращались забытые имена писателей, литературный музей активно включился в освоение этого нового пласта культуры, первым в России открыв новую форму и формулу общения интеллигенции - литературное кафе «Собеседник». Здесь проходили интересные и зажигательные диспуты по современной литературе, выступали саратовские писатели, ученые, краеведы, литературоведы, коллекционеры, артисты. Самым запомнившимся было, наверное, спонтанное выступление на вечере поэзии Андрея Вознесенского народного артиста СССР Василия Ланового, который в это время находился в Саратове на гастролях театра имени Вахтангова и зашел в кафе совершенно случайно. «Собеседник» просуществовал несколько лет, но затем хозяева кафе переехали в другой район, да и обрушившийся поток публикаций и информации уже утолил интеллектуальный голод горожан.

Музей очень сложно выживал в провальные 90-е годы прошлого века, но удалось и в это тяжелое время не только не растерять то, что имели, но и создать филиал - музей Льва Кассиля в Энгельсе. Незабываемыми стали годы работы над новой экспозицией - «Дом русской литературы ХХ века», которая восстанавливала многие лакуны в историко-литературном процессе, строилась по современным законам музейного дела, ввела в научную орбиту множество ранее неизвестных документов. И в настоящее время музей находится в поиске новых форм работы, разрабатывает интересные музейно-образовательные проекты, включается в межмузейные акции. За последние годы на новый уровень вышла научно-исследовательская и издательская деятельность музея. Так что каждое время интересно по-своему, так как открывает перед коллективом все новые и новые горизонты.

- Есть ли конкуренция между саратовскими музеями? Или, наоборот, существует некое единое музейное городское пространство, где каждый занимает свою нишу, и о соперничестве речь не идет?

- Музейное сообщество города едино в решении своих основных задач - сохранении и представлении культурного наследия, которое находится в музейном фонде Саратовской области. Но у каждого музея есть своя миссия, своя ниша на культурной карте города: научная, пропагандистская, образовательная, культурно-историческая. И музеи не мешают друг другу в выполнении своих задач, определяемых направлением деятельности, поэтому о соперничестве речь не идет.

- Кто должен, по вашему мнению, приобщать детей к музейной культуре - учителя, воспитатели, родители, друзья? Или, может быть, известные люди, в том числе политики, должны подавать пример?

- Хорошо, если посещение музея - семейное мероприятие. Конечно, очень хорошо, если в музей ведут детей родители. В детстве очень хочется быть вместе со взрослыми. Но если этот момент упущен, то хорошо, если эту роль берут на себя школьные учителя или воспитатели детских садов. Но при этом они должны сами любить музей. В советское время было даже модно ходить в музеи, было стыдно признаться, что ты не был в том или ином музее. Сегодня, к сожалению, все по-другому. А политики должны не показывать пример - они должны осознавать, что музей - хранитель национальной культуры. Политик не может заниматься политикой, если он не знает основ национальной культуры.

- Многие уверены, что посещение музея - это пустая трата времени и ничего полезного для жизни там не узнаешь. Чему может научить музей?

- Ребенка надо с детства водить в музей, потому что это одно из тех мест, где он учится смотреть, слушать, концентрировать свое внимание. Музей учит уважительно относиться к прошлому. Возможно, мы избежали бы многих проблем, если бы с детства приучали детей ходить в музей. Не случайно на Западе в очень маленьких городках открываются и работают не один, а несколько музеев. В нашем музее разработаны программы для детей дошкольного и младшего школьного возраста. С этими посетителями работать очень интересно, потому что они с готовностью подключаются к игре, готовы попробовать «стать писателем», отправиться к нему в гости, вспомнив при этом незатейливые правила поведения. Они готовы прочитать то, что им предлагает экскурсовод или музейный лектор. Для ребенка музей становится загадочным местом, полным тайн и открытий, только в том случае, если научный сотрудник или экскурсовод сможет создать соответствующую атмосферу. К сожалению, без талантливого экскурсовода любой музей чаще всего остается местом, наполненным непонятными предметами, будь то картины, книги или предметы старины. Наша задача не только заинтересовать ребенка, но и сделать его своим союзником, как и мы, верящим, что музей - это здорово, интересно, современно.

- Вы ведете статистику посещений музея? Сколько человек в день, в месяц, в год к вам приходят? И вообще, ваши посетители - кто они? Кого больше - детей или взрослых, молодых или пожилых, бедных или богатых, физиков или лириков?

- В год наш музей посещает более 35 тысяч человек. Вместе с филиалом - музеем Льва Кассиля - 50 тысяч. В разное время года по-разному. Основная категория посетителей - это школьники. Музей старается проводить мероприятия, которые интересны и молодым, и пожилым, взрослым и детям. Но наша аудитория - в основном детская и молодежная. Что касается физиков или лириков - эта градация ушла, на мой взгляд, в далекое прошлое. Сегодняшний посетитель, независимо от возраста, «многополярен». Но мы верим, что знания, чувства и ощущения, которые дарит наш музей людям, вполне возможно, предопределят его последующий выбор. Бедный или богатый нынешний посетитель? По-разному. «Молодая» аудитория, сами понимаете, приезжает не на «мерседесах». Но этот вопрос перед нами не стоит, поскольку независимо от толщины кошелька люди выходят из музея обогащенными.

без названия«Материальная составляющая - не последний элемент»

- Новое законодательство вынуждает учреждения культуры включиться в рыночные отношения. Расскажите, как изменилась ваша работа с принятием 83-ФЗ? Должен ли музей зарабатывать?

- Этот закон регламентирует порядок выполнения работ и оказания услуг для граждан и юридических лиц за плату. Поэтому формальная сторона ответа - должен. Но коммерция и музей - понятия разного порядка. И, разумеется, во главу угла мы ставим, прежде всего, музейную деятельность, обозначенную в уставе. Если же говорить о неформальной стороне, то любой музей хронически нуждается в материальной поддержке, это обусловлено его природой. В министерстве культуры это понимают и решают в меру своих возможностей проблемы улучшения материальной базы.

- Поддержка культуры властью должна быть исключительно материальной?

- Конечно, материальная составляющая - не последний элемент. Но гораздо важнее, чтобы власть понимала огромное значение культуры в жизни общества, в воспитании патриотизма среди молодежи, которая сейчас все больше стремится уехать из страны, в повышении национального самосознания, гордости за свою принадлежность России. И еще более важно, чтобы власть понимала, насколько значима культура для самой власти, ибо культура - это главная идеологическая составляющая в жизни общества, через которую власть может транслировать свои идеи народу.

- Вы сейчас проводите в стенах музея фотосессии. Это из-за нехватки денег или же это попытка стать более открытыми для горожан?

- Это и реализация упомянутого вами закона №83-ФЗ, и стремление к развитию дальнейшей популярности музея.

- Приходит ли молодежь работать к вам? Ведь их явно привлекает не зарплата? Как вы думаете, какой должна быть достойная зарплата музейного сотрудника?

- В общественном сознании музей - это место, где остановилось время, тихая и статичная обитель. Категорически с этим не согласна. Современный музей - это динамика, творчество, новые взгляды и формы. Поэтому в наш музей молодежь идет работать с удовольствием. Причем молодежь подкованная, имеющая профильное образование, созидающая. Если есть склонность к научной работе, в музее ее можно прекрасно реализовать. Этому способствуют уникальные фондовые коллекции, которые приоткрывают многие тайны истории и личности главного персонажа музея. Если у человека есть артистические способности, то лучшее приложение их - отдел массовой работы. Увлекательно провести экскурсию, вечер, какую-то интересную акцию - для этого тоже нужен большой талант. В музее можно реализовать свои организаторские способности, талант менеджера, дизайнера, редактора и автора научных и популяризаторских текстов. Что касается зарплаты - да, это одна из самых непривлекательных сторон музейной жизни. Но в то же время это тот случай, когда моральное превалирует над материальным, когда судьбу выстраивают не в угоду карману. Достойной зарплатой я считала бы цифры, на порядок превосходящие нынешние. Но это проблема вечная, как музейное дело.

- Как родилась идея таких проектов, как «Друзья музея», литературно-музыкальная гостиная? Ищите ли вы новые формы работы с посетителями?

- Идея проекта «Друзья музея» родилась из желания как можно раньше привести ребенка в музей. Но нам хотелось, чтобы он мог сюда вернуться еще раз, чтобы он знал, что в музей можно приходить вновь и вновь, и всегда его здесь ждут открытия, что каждый раз он будет узнавать что-то новое. Проект предполагает активное участие самих детей. Конечная цель занятий - это выставки их работ и осознание, что музеем может быть их собственная семья, их дом и город, в котором они живут. А это уже будет формировать соответствующее отношение к городу, дому, окружающему миру. Конечно, мы ищем новые формы работы с посетителями. На это ориентированы дни семейного посещения музея, где мы предлагаем разные формы восприятия экспонатов, используем игровые моменты, как для детей, так и для взрослых. Но порой хорошо забытое старое и является новой формой работы, например, гостиные, которые были популярны в литературном кафе «Собеседник». И сегодня музей продолжает разговор о судьбах писателей, об их произведениях. Но теперь такой формат общения с посетителями получил другое наполнение, так как появились современные технические возможности. Изменилась и содержательная часть, потому что сегодня мы можем говорить о литературе, которая долгое время не доходила до читателя.

- Как вы организуете «Ночь музеев»? Что для вас «Ночь музеев» - праздник, работа или, может быть, тихий ужас? На ваш взгляд, прижилась ли в Саратове эта традиция?

- Ночь музеев - это европейская традиция, которая успешно прижилась в нашей стране. В Саратове уже не первый год проходит эта акция. Жители города с удовольствием принимают в ней участие. Конечно, основная публика в это время в музее - это молодежь. Мы свои программы ориентируем именно на эту категорию, делаем все, чтобы им в музее было интересно. Кроме того, в этот момент в музее можно многое попробовать, поэкспериментировать. Это и театрализованные экскурсии, и выступления музыкальных молодежных групп. В прошлом году у нас выступал театр мод, и все это было очень уместно и хорошо сочеталось с темой маскарада, которая была главной в эту ночь в нашем музее. Конечно, для нас это праздник, когда приходит много гостей, когда в музее очень шумно и есть надежда, что эта публика придет сюда снова. А это самое главное.

- Как вы относитесь к идее сделать некоторые дни посещения музея абсолютно бесплатными? Новогодний опыт московских музеев мог бы быть перенесен на местную почву?

- Во-первых, такой порядок действует у нас много лет - каждую третью среду месяца посещение музея бесплатно для различных категорий граждан. Как правило, приходят несколько десятков человек, причем не только пожилые люди, но и студенты, молодежь. А во-вторых, идея действительно хороша. Она выгодна обществу. Но, с учетом действующего законодательства, нуждается в дополнительной правовой проработке. Необходимо решить вопрос о дополнительном финансировании музеев, чтобы они могли работать в праздничные дни. Например, в Москве выделяются дополнительные средства для того, чтобы музеи дольше работали в праздники, до восьми-девяти вечера. В прошедшие зимние каникулы музеи работали в Москве бесплатно за счет дополнительного финансирования. Это породило настоящий музейный бум.

«Утрачен сам дух старого Саратова»

- В этом году исполняется 120 лет со дня рождения Константина Федина. Но сегодня его мало кто знает, его произведения известны только узким специалистам, историкам литературы. Чем может быть интересен Федин сегодня?

- Очень обидно, что Федин, как и многие писатели советского периода, исключен сейчас из школьных и вузовских программ. Проблемы, поставленные в его произведениях, и сегодня не утратили своей актуальности. Это общечеловеческие проблемы, которые будут волновать людей на протяжении всего времени существования человечества. Сегодня он очень интересен и как непревзойденный художник слова. В эпоху SMS-общения, когда словарь современной молодежи безнадежно обеднел, чтение хорошей литературы могло бы восполнить этот глобальный пробел. Федин интересен и как свидетель разных исторических эпох и событий, как мастер документальной прозы, жанра переписки, в которой нашли отражение не только исторические факты, но и ценность человеческих взаимоотношений, которые тоже сейчас, в эпоху разобщенности людей, распадаются и ставят под угрозу стабильность общества в целом.

- Вы занимаетесь, в основном, известными литературными именами. А не было ли желания вспомнить малоизвестных саратовских писателей того же Серебряного века, «открыть» их для публики?

- Желание есть, и очень большое. Дело в том, что саратовская земля всегда была богата талантами. Здесь прошли детские годы Бориса Пильняка, некоторое время жили Велимир Хлебников, Константин Симонов, Михаил Булгаков. На саратовской земле родились Александр Радищев, Алексей Толстой, Федор Панферов, Михаил Алексеев. В Саратове выступал неоднократно Владимир Маяковский. Здесь были проездом Александр Дюма, Лев Толстой, Максим Горький. Да и имена саратовских писателей тоже хорошо известны - Григорий Коновалов, Григорий Боровиков, Валентина Мухина-Петринская, Екатерина Рязанова, Исай Тобольский, Николай Болкунов. Поэтому наш город достоин того, чтобы был создан музей истории саратовской литературы как самостоятельный или как филиал какого-либо существующего музея. В советские годы такой почин взял на себя саратовский краевед Сергей Клавдиевич Немец. Но это был самодеятельный музей, существовавший в городском Дворце пионеров и школьников. Его давно ликвидировали, часть сохраненного архива находится у нас в музее. Но мы не в состоянии воплотить эту идею из-за катастрофической нехватки площадей даже для создания собственной полноценной экспозиции. При открытии музея в 1981 году у нас было 11 залов, а сейчас только 6, в которых представлено чуть менее тысячи экспонатов. Остальные пять залов музей вынужден был приспособить под выставочный зал и фондохранилища, так как за годы существования коллекции выросли в десятки раз. Сейчас наши фонды насчитывают около 60 тысяч единиц хранения и продолжают пополняться.

- По данным минкультуры области, на один метр хранилищ приходится около 500 экспонатов. Как вы решаете эту проблему?

- Проблема хранения фондов для музея Федина крайне актуальна. Сейчас решается вопрос о строительстве фондохранилища. В этом году выделяется финансирование на разработку проектно-сметной документации в размере 1,5 миллиона рублей из областного бюджета.

- Музей находится в старинном здании. Как вы считаете, делается ли в Саратове все возможное, чтобы сохранить памятники архитектуры? Как, на ваш взгляд, необходимо защищать культурное наследие?

- Увы, нет. Утрачен сам дух старого Саратова, его очарование и неповторимость. И бессмысленно рядить, чья это «заслуга»: прежней директивной системы или нынешней. Защищать то, что осталось, надо эффективно, жестко и показательно. Законов на эту тему с избытком, нет исполнителей.

- Какой музей можно было бы открыть в Саратове? Должен ли он быть частным или государственным? Вообще, есть ли будущее у частных галерей в России?

- По моему мнению, музейное дело не зависит от формы собственности. Главное, чтобы под вывеской «музей» находился музей, а не какая-нибудь контора предприимчивых музейных ремесленников.

- Как известно, поэт в России больше, чем поэт, а соответственно литературный музей - больше, чем музей. Это отражение не только культурной, но и общественной, и политической жизни определенной эпохи. С такой точки зрения можно ли найти какие-то аналогии с сегодняшним днем?

- Трудно говорить о каких-либо аналогиях. Музеи действительно «светят отраженным светом», они представляют события в некотором историческом отдалении, уже осмысленными с точки зрения современности. И литературные музеи здесь не исключение. Показывая события, имена в общекультурной и политической ситуации определенной эпохи, они могут предостеречь от повторения страшных ошибок, которыми изобилует наша история.