Когда руководитель управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области Олег Ткаченко позвал представителей СМИ на брифинг, журналисты насторожились. Мало ли... В конце концов, у кого кредит, у кого штрафы от ГИБДД... Однако же главный в Саратовской области пристав задерживать никого не собирался. Хоть и предложил собравшимся проверить, не ведется ли в их отношении исполнительное производство. Теперь это можно сделать на сайте управления с помощью созданного недавно банка данных
Когда руководитель управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области Олег Ткаченко позвал представителей СМИ на брифинг, журналисты насторожились. Мало ли... В конце концов, у кого кредит, у кого штрафы от ГИБДД... Однако же главный в Саратовской области пристав задерживать никого не собирался. Хоть и предложил собравшимся проверить, не ведется ли в их отношении исполнительное производство. Теперь это можно сделать на сайте управления с помощью созданного недавно банка данных.
- Мы перестаем толочь воду в ступе и занимаемся конкретными вещами, которые интересны не только журналистам, - с места в карьер начал Олег Владимирович. - Вы все наверняка знаете, что деятельность Федеральной службы судебных приставов с каждым годом набирает обороты. И вместе с увеличением сумм взыскания и улучшением качества нашей работы мы придумываем новые способы, иногда креативные и творческие, взыскания долгов и повышения эффективности.
Подробнее о том, как можно креативно взыскать долги, Ткаченко рассказывать не стал. Остается только надеяться, что саратовские приставы не стали перенимать у некоторых социальных слоев населения такие творческие методы выбивания денег, как паяльники, биты и монтировки.
- Совсем недавно мы и не говорили об ограничении права должника на выезд за рубеж, - продолжил Олег Владимирович. - А теперь это наше право используется широко, оно внесено в закон как наша обязанность. Много идет разговоров, и они скоро станут реальностью, об ограничении таких прав должника, как право на охоту, на управление автомобилем. Но эти способы не будут эффективны на 100%, если мы не будем совершенствовать свою работу в электронном виде. Население должно видеть, кто и сколько имеет долгов и за что они.
После этого небольшого вступления Ткаченко приступил к основной теме. Собственно, брифинг затевался с одной целью - рассказать о банке данных исполнительных производств, который создан на сайте областного управления Федеральной службы судебных приставов - www.r64.fssprus.ru. Теперь любой гражданин, имеющий доступ к Интернету, может узнать, ведут ли приставы производство в отношении него. Для этого нужно в специальном разделе ввести имя и фамилию, и система покажет, ждать вам повышенного внимания со стороны судебных приставов или можно расслабиться и спать спокойно. Узнать о своих долгах может и юридическое лицо. В этом случае достаточно названия фирмы.
Заместитель Ткаченко Илья Решетняк решил наглядно продемонстрировать, как работает система, проверив на долги журналистов. Те снова насторожились. Спокойней все вздохнули только когда выяснилось, что в кабинете руководителя управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области собрались исключительно законопослушные граждане.
- Мы не общаемся с людьми априори как с преступниками, - на всякий случай уточнил Олег Владимирович. - Для нас все равны - и должники, и взыскатели.
В ходе обсуждения выяснилось, что есть и проблемы. К примеру, когда органы внутренних дел не извещают человека об имеющихся у него штрафах. Также много вопросов у Ткаченко и к почтовой службе. Он сообщил, что сотрудники почтовых отделений уже неоднократно привлекались к ответственности за несвоевременное доставление корреспонденции.
- Банк данных исполнительных производств очень актуален, - уверен Ткаченко. - В среднем около 800 тысяч исполнительных производств в год ведется в Саратовской области. Из 2,5 миллиона человек, проживающих в области, каждый третий имеет долги. И число производств растет, потому и будет актуальна эта база данных. Вы должны понимать, что в службу приставов направляют то, что бесперспективно к взысканию, что добровольно не оплачено. Приставы - это единственная структура, которая имеет право принуждать должников исполнить свои обязанности.
Как рассказал Илья Решетняк, созданный банк данных обновляется ежедневно. Погасить долг можно не выходя из сети с помощью интернет-кошелька. Однако это не означает, к примеру, что должник, которого не выпускают за границу, сможет уехать за кордон сразу же после того, как расплатится со своим кредитором.
- Вы должны показать судебному приставу, что оплатили долг, - присоединяется к беседе заместитель руководителя Светлана Филиппова, названная Ткаченко «богиней исполнительного производства». - Только тогда пристав вынесет постановление об отмене ограничения на выезд. И лишь после того, как деньги получит взыскатель, производство закончится. Только тогда вы уже не будете должником.
- Служба судебных приставов - это серьезная машина, - поддерживает коллегу Олег Владимирович. - Она насчитывает 80 тысяч сотрудников. Любой автомобиль, набравший обороты, нельзя остановить сразу. Так и с решением данной проблемы. Запущен определенный механизм. Начали работать судебные приставы, органы пограничного контроля. Даже если вы оплатили долг, потребуется время, чтобы отменить ранее принятые решения. В среднем это две недели. Мы получаем информацию об оплате долга, заканчиваем исполнительное производство, выносим соответствующее постановление о снятии ограничения, которое по почте направляется в органы пограничного контроля.
Обсудив новый банк данных, перешли к основной статистике. Так, в Саратовской области работает 1,5 тысячи судебных приставов. В прошлом году они взыскали с должников около 3 миллиардов рублей. С каждым годом количество взысканий растет.
- У нас такой закон - сегодня работать лучше, чем вчера, а завтра лучше, чем сегодня, - бодро отрапортовал Олег Владимирович. - Мы не уйдем с работы, если сегодняшний день не закончим лучше, чем прошедший. Только так мы сможем доказать обществу, что едим свой хлеб не зря.
Вообще Олег Владимирович с удовольствием делился с журналистами подробностями работы приставов и их моральными установками:
- Мы не боги. Нам государство четко обрисовало круг прав и обязанностей. И эти обязанности и права мы используем творчески и в полном объеме. Если сегодня что-то не получается, то это не получается по объективным причинам. Мы любим повторять, что нет сейчас возможности продать должника в рабство, посадить его в долговую тюрьму, - журналисты вздрогнули и прислушались, нет ли ноток искреннего сожаления в голосе Ткаченко. Однако он поспешил всех успокоить: - Но это и хорошо, ведь мы цивилизованное государство.
Несмотря на то, что в качестве темы встречи был заявлен банк данных исполнительных производств, в конце концов речь зашла о долгах в системе ЖКХ и выселении граждан из квартир, предоставляемых им по договору социального найма.
- Люди наши зачастую не имеют средств, чтобы заплатить долги, - отметил Олег Владимирович. - Живут в многоквартирном доме, пользуются коммунальными услугами, но оплатить их не могут. Надо сказать и о том, что коллеги из других структур бездействуют в данном вопросе, не делают то, что от них требуется. Практически нет фактов выселения из квартиры должника, который долгое время без уважительных причин не оплачивает долги. Не являются системными факты ограничения должников в получении коммунальных услуг. В некоторых регионах перекрывают канализацию. Опускают фильтр, который загораживает сток воды из канализации в квартире. И вода никуда не уходит, остается в квартире. Эти способы также способствовали бы погашению долгов в сфере ЖКХ.
Помимо этого, по мнению Ткаченко, никак нельзя назвать прокуратуру и суды Саратовской области союзниками приставов. Дело в том, что суды не принимают решений, которые позволили бы приставам обратить взыскание на денежные средства, находящиеся на счетах в ЕРКЦ. Такая практика, кстати, уже сложилась в других регионах. Нет помощи и со стороны муниципальных властей, поскольку они не инициируют выселения должников.
- В 2011 году у нас было 32 276 исполнительных производств о взыскании долгов в сфере ЖКХ, - поделился статистикой Ткаченко. - Мы окончили фактическим исполнением почти 8 тысяч производств. Взыскали 74 миллиона 538 тысяч рублей. Арестов было на 32 миллиона. От реализации получили всего лишь 400 тысяч рублей, но это связано с неликвидностью имущества. По переселению из ветхого и аварийного жилья к нам поступило 212 производств. 64 только за прошедшие 2 месяца. Окончили мы только 20. Причем только одно производство окончено фактом, остальные 19 отозваны.
Причина такой нерадостной статистики кроется, по словам Ткаченко, в работе муниципальной власти.
- Деньги на предоставление квартир для переселения или жилищный фонд местные власти должны готовить своевременно, - пояснил он. - А нам надо по тем производствам, которые в работе, около 15 миллиардов рублей. Но в городском бюджете такая сумма и не ночевала. Хотя местные власти прекрасно знают, сколько у нас аварийного и ветхого жилья. Но своевременно не заботятся об изыскании денежных средств. К сожалению, первые лица стесняются приходить к нам на совещания и присылают начальников отделов. А реальных мер местные власти не принимают.
При упоминании местной власти журналисты не стерпели и перешли на личности. Упоминался, в частности, бывший министр Денис Филиппов со своим уголовным делом и глава администрации Саратова Алексей Прокопенко, пока без уголовного дела.
- Мы не имеем к Прокопенко как к человеку никаких претензий, - признался Ткаченко. - Но если у нас будет фактура, если у нас будут основания для возбуждения уголовного дела, мы его непременно возбудим. И об этом я предупреждаю всех руководителей предприятий-должников, должностных лиц - уголовная ответственность по статье 315 реальна для каждого из них. Если они без уважительных причин не будут исполнять судебные решения, они будут привлечены к уголовной ответственности. А до этого мы их несколько раз привлечем к административной ответственности. У Прокопенко главная уважительная причина - это недофинансирование. Они вроде бы формально принимают меры, но результатов по этим мерам нет никаких. Не пристало нам обсуждать, насколько действенны эти меры, но если дознаватели службы придут к выводу, что эти меры явно недостаточны, а причины неисполнения судебного решения неуважительны, мы и Прокопенко привлечем к уголовной ответственности. Мы в этом деле совершенно независимы.
Вот так, уверив журналистов в своей беспристрастности, Олег Ткаченко закончил брифинг. А напоследок пригласил представителей СМИ почаще приходить в гости. Обещал даже чаем напоить. Ну просто полная открытость и совершенная прозрачность.