Теперь я в курсе, откуда берется расчетный коэффициент, в чем преимущества прямых платежей и что такое «совет многоквартирного дома». Мало того, оказывается, среди руководителей управляющих компаний попадаются не только «жулики и воры», уводящие народные деньги за рубеж. Новым знаниям я обязана участникам заседания «круглого стола» на тему: «ЖКХ: ждем перемен к лучшему»
Теперь я в курсе, откуда берется расчетный коэффициент, в чем преимущества прямых платежей и что такое «совет многоквартирного дома». Мало того, оказывается, среди руководителей управляющих компаний попадаются не только «жулики и воры», уводящие народные деньги за рубеж. Новым знаниям я обязана участникам заседания «круглого стола» на тему: «ЖКХ: ждем перемен к лучшему».
Участники мероприятия - представители отраслевого министерства области, профильного комитета администрации Саратова и Госжилинспекции - перемен не ждут, они их приближают. Например, разъясняют, что имело в виду Правительство РФ, издавая то или иное постановление, и как правильно воплощать федеральные идеи. Однако применить всю эту коммунальную теорию на практике получается не у всех.
Первый камень преткновения - раскрытие информации о деятельности управляющей организации. Все УК, ТСЖ и ЖСК обязаны делать это. Размещать сведения можно на интернет-сайтах, в печатных СМИ, да хоть на заборе - главное, чтобы собственник жилья знал, за что он платит деньги и куда они уходят. Нарушение данной нормы грозит солидными штрафами: для должностных лиц - от 30 до 50 тысяч рублей, для юридических - до 300 тысяч рублей. Особо злостных укрывателей информации могут дисквалифицировать на срок от 1 года до 3 лет.
Нарушители, понятное дело, есть. Но сколько их и как они наказаны? Ответить на эти вопросы официальные лица не смогли. Правда, заместитель начальника Госжилинспекции области Давид Ким попытался прояснить ситуацию: «Должно быть на федеральном уровне в принципе сейчас, в настоящее время в Министерстве регионального развития Российской Федерации разрабатывается порядок раскрытия стандартной информации. То есть там должно быть четко прописано на федеральном уровне, что и как должно раскрываться. Его пока нет, и в принципе мы тоже ожидаем все». Впрочем, и в отсутствие порядка инспекторам есть чем заняться. И хотя привлекать нарушителей они пока не могут, зато в состоянии направлять материалы в прокуратуру, а затем ждать возвращения бумаг из надзорного органа. Не исключено, что они придут одновременно с федеральным порядком, и вот тогда можно будет штрафовать, штрафовать и штрафовать. Ну а пока не получившие полной информации граждане с легким сердцем могут обращаться в надзорные органы. Когда-нибудь их заявления рассмотрят и обязательно примут меры.
Справедливости ради следует отметить, что собственники жилья порой отличаются чрезмерным любопытством и требуют сведений, которые УК не обязаны предоставлять. Об этом на встрече коммунальных сторон сообщила директор УК ООО «Ремком» Маргарита Никитина. Но первым делом она вспомнила о совещании в областной прокуратуре, где, по ее словам, говорилось о том, что «все управляющие компании - воры, жулики, перегоняют деньги, в смысле обналичивают, и отправляют все деньги за рубеж». Вступаться за репутацию всех УК Маргарита Юрьевна не стала. Она предпочла рассказать о том, с какими проблемами приходится сталкиваться управляющим компаниям. И прежде всего - это долги населения. Никитина убеждена в том, что среди жителей всегда найдутся такие, которые «не платили, не платят и никогда не будут платить». Цивилизованный способ взыскания долгов - через суды - не особенно эффективен. По словам Никитиной, приставы ничего не могут сделать с неплательщиками, разве что арест на квартиру наложить. Но кредиторам от этого не легче, денег-то они все равно не получают.
А еще, по утверждению директора «Ремком», «многие воруют воду». Одни ставят магниты на индивидуальные приборы учета, другие, так называемые нормативщики, обходятся без технических средств. Например, в квартире зарегистрирован 1 человек, а реально в ней обитают 5-10 жильцов. Как говорится, почувствуйте разницу между нормативным и фактическим потреблением. Разница эта становится явной при сравнении показаний индивидуальных и общедомовых счетчиков.
Вот мы и добрались, наконец, до определения расчетного коэффициента. В числителе у нас данные общего прибора учета, в знаменателе сумма показаний индивидуальных счетчиков плюс нормативщики. Если внутридомовые сети не текут, и воду никто не ворует, то расчетный коэффициент будет равен единице. Однако благодаря магнитам и отсутствию совести у некоторых граждан этот показатель может достигать 2,5 - 2,7 и так - до бесконечности. На увеличение расчетного коэффициента, думаю, влияют и другие факторы. Но о них на заседании «круглого стола» почему-то не говорилось.
Зато участники мероприятия немало времени потратили на обсуждение мер по борьбе с такого рода хищениями. Самое простое и действенное решение проблемы - переход на прямые договоры. В этом случае ресурсоснабжающим организациям придется спуститься на землю, то есть непосредственно работать с людьми, взыскивать долги и оплачивать судебные издержки. И тогда уже не будет повода обвинять кого-либо в уводе народных денег за рубеж - все платежи станут абсолютно прозрачными. Для чистоты отношений между управляющими организациями и жителями, а также в соответствии с новыми требованиями Жилищного кодекса РФ, в каждом многоквартирном доме должен появиться свой совет. В состав данного «органа самоуправления» войдут наиболее активные собственники, которые и нарушителям смогут дать укорот, и деятельность УК, ТСЖ или ЖСК проконтролируют.
Участники мероприятия были единодушны, когда ругали недобросовестных потребителей и декларировали пути решения проблем. Но как только речь зашла о ставках на содержание жилья, консенсус закончился. По мнению Никитиной, 10 рублей за квадратный метр - слишком уж незначительная плата. Поэтому она попросила товарищей из областного министерства и городского комитета рассчитать экономически обоснованный тариф. По ее словам, в Балаково нечто подобное уже сделано, и подсчеты показали, что для нормальной эксплуатации пятиэтажного дома необходимо собирать с населения примерно по 35 рублей за квадратный метр. На такие суммы директор ООО «Ремком» даже не надеется, но 15-17 рублей могли бы хоть как-то улучшить ситуацию.
Услышав такое, чиновники наперебой стали вразумлять руководителя УК. Заместитель председателя городского комитета по ЖКХ Андрей Халов подчеркнул, что ни министерство, ни его структура не имеют права устанавливать тарифы, это исключительно дело самих собственников. А дело управляющих организаций - убеждать жителей в том, что ставки повышать необходимо для их же блага. Вот тут-то и пригодятся члены совета дома. Пусть какая-нибудь авторитетная бабушка объяснит соседям, что на содержание жилфонда нужно больше денег. Подобному «агитатору», как считает Андрей Геннадьевич, люди обязательно поверят. Также Халов ратовал за индивидуальный подход к каждому дому, за активное участие собственников в управлении своим жилфондом и за то, чтобы люди владели полной информацией.
Начальник отдела эксплуатации жилищного фонда и благоустройства областного министерства строительства и ЖКХ Виталий Карпов опроверг слова Никитиной про балаковскую ставку в 35 рублей за квадратный метр. «Такого нет», - отрезал он и объяснил, что среднюю стоимость рассчитать нельзя, ведь есть годовалые дома, а есть столетние. К тому же в зависимости от состояния здания ставки на его содержание могут варьироваться: от 7-8 рублей до 16-18 рублей. А если руководителю УК очень хочется получить экономически обоснованный тариф, то пусть заказывает такой расчет в специальной организации, а потом собирает собственников и уговаривает их утвердить новые ставки.
Попутно Никитиной напоминали о перечне обязательных работ, о том, что 2 раза в год представители управляющей организации должны проводить полный осмотр здания - от отмостки до крыши, с учетом увиденного составлять план по подготовке жилфонда к отопсезону и действовать в соответствии с ним. А напоследок Давид Ким с сожалением констатировал, что большая часть УК, ТСЖ и ЖСК не работает с людьми, не проводит разъяснительную работу. И хотя такой «ликбез» не относится к компетенции Госжилинспекции, ее сотрудники «все равно объясняют». По мнению Давида Николаевича, управляющие организации никак не хотят понять, что это «они для людей, а не люди для них». Были у Кима претензии и к муниципалам, которые ждут федерального порядка, вместо того чтобы принять свой временный и начать проверки. Госжилинспекция, как сообщил Давид Николаевич, именно так и поступает. «У нас с вами немного разные полномочия», - не принял критику Халов.