«Ах, какой у нас загаженный город! Всюду мусор, окурки, бутылки! А все из-за нашего ужасного правительства и мэрии - совсем работать не хотят», - так говорят многие жители Саратова перед тем, как бросить окурок на асфальт. «А чё? - разводят руками они. - Ведь не жалко! Город и так засран! Вот сделают его чистым, тогда я тоже мусорить не буду...»
«Ах, какой у нас загаженный город! Всюду мусор, окурки, бутылки! А все из-за нашего ужасного правительства и мэрии - совсем работать не хотят», - так говорят многие жители Саратова перед тем, как бросить окурок на асфальт. «А чё? - разводят руками они. - Ведь не жалко! Город и так засран! Вот сделают его чистым, тогда я тоже мусорить не буду...»
Помнится, была в 90-х годах такая юмористическая передача - «Оба-На! Угол-шоу», которую вел обаятельный Игорь Угольников. Однажды там показали смешной ролик про поэта по имени Наум Приходящий. Он настойчиво дарил своим друзьям и знакомым сборники стихов: люди вежливо благодарили, улыбались, после чего их пальцы эдак непроизвольно разжимались и книга падала аккурат в мусорную корзину. Получалось это довольно беззлобно: ну разве проследишь за рукой, которая разжалась по рассеянности - с кем не бывает?
К чему это я вспомнил сию древнюю передачу? Да к тому, что подобная неловкость случается с нашими гражданами практически ежедневно - причем когда они несут гораздо более прозаический предмет, нежели книга.
Ежедневно прохожу мимо мусорных баков в переулке Котовского. Место вроде такое цивильное - рядом «Липки», Дом офицеров, кафе, магазины. И тут - бах! Прямо посреди тротуара кто-то шмякнул полный пакет с мусором. Рука у человека разжалась - видимо, от недоедания (если судить по содержимому - от перепивания). Или, опять же, по спасительной рассеянности. Не донес, бедолага, десять метров.
На Некрасова, напротив райсуда, та же история. Но только, видать, здесь работает более сознательный гражданин. Не похожи его действия на труд механической лапки для вытаскивания мягких игрушек, которая, как известно, всегда разжимается в самый ответственный момент. Тут мусор регулярно кладут на тротуар - видимо, в знак протеста против экспансии Запада. Или требуя свободы Анжеле Дэвис (и неважно, что она давно отсидела свое).
Ту же картину я наблюдал на улице Московской, недалеко до ее пересечения с Чернышевского. Тут мусор аккуратно прислоняют к тумбе для афиш. Ведь до ближайших баков на улице Тулупной целых сто метров! Страшно даже представить себе непосильный труд по переносу пакетов на это расстояние...
Впрочем, отдельные товарищи нежат свое тельце еще больше. В семейных общежитиях на улице Осипова, так называемых «секциях», некоторые люди вообще не заморачиваются насчет мусора - просто открывают форточку и компенсируют отсутствие мусоропровода в своих квартирах. Просто и эффективно. А что будет с этой «биомассой» дальше, их особо не волнует: «Должны же работать специальные службы, в конце-то концов! Я же плачу налоги».
Эти люди свято верят, что в лесах Саратовской области водятся дикие дворники, которые совершенно бескорыстно очищают по ночам загаженную природу. В этом легко убедиться, съездив на Кумысную поляну - там трудно найти «живое» место, несмотря на наличие специально оборудованных площадок и многочисленные мусорные баки. Пластиковая посуда, бутылки и даже (эстетический момент!) бумажные салфетки - все это, как правило, в полном составе лежит на земле. У посетителей этого чудного места почему-то хватает ума пить из стаканов, а не лакать из луж, и есть из тарелок вилками - впрочем, на этом их чувство прекрасного заканчивается...
А вот и наши незабываемые грациозные бабушки, которые, тщательно взболтав содержимое ведра, элегантно выливают его содержимое прямо на проезжую часть. Да, у них нет канализации. Но почему бы не выплеснуть столь ценное удобрение в ливневку или просто под деревце?
Какая-то частичная слепота у людей, иначе не назовешь. У себя дома они все вылизывают, ставят пластиковые окна, покупают новую мебель. Бегают с веником за каждой соринкой. С точностью до миллиметра попадают в свое мусорное ведро. А чуть шаг за порог - и «нас это не волнует».
Владельцы шикарных бутиков, новые «хозяева жизни», тоже мыслят похожими категориями. И пусть они не мусорят, но и убираются аккурат только возле дверей своего заведения, не понимая, что пятачок чистого асфальта среди ледовых перекатов смотрится по меньшей мере нелепо.
При этом и грациозные бабушки с ведрами, и мусоропротестные граждане, и обладатели слабых рук и заниженного чувства нравственности - все они жаждут какого-то мистического «порядка и законности», который неведомым образом должен вырасти прямо из образованного ими хлама.