Деньги на асфальте

Деньги на асфальте

В конце февраля министр инвестиционной политики области Ирина Блохина отчиталась перед прессой. Отчет, как и положено, включал сведения об инвестиционных проектах, которые, возможно, будут реализованы в области. Среди перечисленного упоминалось строительство в Саратове платных дорог. За границей автобаны и трассы, за которые нужно платить, не редкость. Однако готов ли Саратов последовать примеру Европы?

без названияРазговор двух автолюбителей:

- Ты слышал? В России собираются строить платные автодороги. Они будут в два раза дешевле бесплатных.

- Это как?

- На платных дорогах не будет ГИБДД.

В конце февраля министр инвестиционной политики области Ирина Блохина отчиталась перед прессой. Отчет, как и положено, включал сведения об инвестиционных проектах, которые, возможно, будут реализованы в области. Среди перечисленного упоминалось строительство в Саратове платных дорог. За границей автобаны и трассы, за которые нужно платить, не редкость. Однако готов ли Саратов последовать примеру Европы?

Для немца или норвежца необходимость заплатить за проезд, скажем, по мосту или автобану - обычное дело. В европейских странах водители привыкли покупать специальные карты сроком на неделю, месяц или год, которые позволяют ездить по некоторым дорогам. Количество таких платных путепроводов, правда, не превышает нескольких процентов от общего числа автодорог в Европе. Впрочем, трассы, за которые приходится платить, как правило, являются главными, пересекают всю страну и берут на себя половину всего трафика. Такой путь в большинстве случаев удобней и быстрее. Потому европейцы, как правило, не задумываются над вопросом, стоит ли отдавать деньги за асфальт.

В России, как сообщает областной мининвест, опыта частных платных дорог пока нет. В мае 2010 года началась реализация такого проекта в Рязани. К строительству двух платных переездов через железную дорогу приступили только в январе этого года. Тем не менее, инвестор планирует закончить работу к середине 2012 года. Концепция проекта предполагает передачу имущества в муниципальную собственность по истечении 20 лет.

 Рязанский опыт пока нельзя назвать исключительно положительным. Дело в том, что сами рязанцы восприняли идею платных дорог в штыки. На сайте Демократор.ру (http://democrator.ru/problem/5724) житель Рязани Олег Васюкевич опубликовал свое обращение, в котором говорит о нарушении Конституции: «...нарушается конституционное право граждан на свободу перемещения. Нас заставляют пользоваться платной дорогой не просто не предлагая бесплатной альтернативы, а отбирая существующую». Рязанец также приводит в письме свои расчеты, основанные на том, что стоимость проезда для легкового автомобиля составит 10 рублей. «Много вопросов вызывает стоимость проезда, - пишет Васюкевич. - Сейчас через регулируемый переезд проезжает порядка 14 000 автомобилей в день. Ввод в эксплуатацию путепровода увеличит эту цифру до 25 000. То есть, если предположить, что две трети автомобилей будут частными легковыми, мы получаем совокупный доход в 125 000 000 рублей за год. При этом инвестор обещает передать путепровод в безвозмездное пользование муниципалитету через 20 (!) лет. За данный период его совокупный доход составит минимум 2 500 000 000 рублей, без учета повышения стоимости проезда и количества транспорта». Пока под обращением рязанца поставили свои подписи 115 человек.

Деньги

Областной мининвест заявил о намерении ЗАО «Региональные платные дороги» (кстати, именно они строят путепровод в Рязани) заняться саратовскими дорогами. Сейчас компания обсуждает с городской администрацией вопросы, связанные с наличием свободных земельных участков и их пригодностью для создания необходимой инфраструктуры. Согласно предварительным данным компании, строительство одного путепровода оценивается в 150 млн рублей.

«В связи с тем, что через город Саратов проходят железнодорожные пути, существует немало мест, где автодороги и ж/д пути пересекаются, что создает напряженность при организации безопасного и эффективного транспортного сообщения, - информируют специалисты мининвеста. - С другой стороны, целесообразность строительства платных переездов на всех участках необоснованна в силу разной интенсивности движения поездов и автомобилей». Среди «узких» мест, по их мнению, переезд на ж/д перегоне от платформы Примыкание и платформы Зуборезный на ул. 5-й Динамовский проезд, переезды на улицах Барнаульской и Песчаноуметской, на Новоастраханском шоссе и на Сокурском тракте.

без названияМинистр Ирина Блохина уверена, что подобные проекты в ближайшее время станут весьма актуальны в России. «Европа уже давно живет по принципу: время - деньги, - говорит она. - У каждого должно быть право выбора - потерять большое количество времени в пробке из-за проходящего товарного поезда или же воспользоваться альтернативой, заплатить 10 рублей и сэкономить свое время. Если говорить об инвесторе, то компания, прежде чем приступить к реализации проекта, тщательно просчитывает свои риски. И я уверена, что в данном случае они будут минимальными, учитывая, что сегодня цена времени особенно высока».

К министру инвестиционной политики присоединяются и специалисты из министерства транспорта и дорожного хозяйства области. «Транспортная развязка - это комплекс дорожных сооружений, состоящий из дорог, путепроводов, эстакад и туннелей, - поясняют специалисты минтранса. - Назначение развязки - увеличение пропускной способности дорог. Стоимость такого сооружения может составлять от десятков до сотен миллионов рублей, в зависимости от степени ее сложности. Областной бюджет и бюджет города Саратова не в силах финансировать такие сооружения в полном объеме самостоятельно. К этому необходимо привлекать инвесторов, создавать государственно-частное партнерство. Оплата проезда по таким развязкам будет напрямую зависеть от ее пропускной способности, т.е. от количества проезжающего по ним транспорта». По мнению экспертов из минтранса, в Саратове развязки нужны прежде всего на автодороге «Дружба» (район станции Зуборезная), в районе Сенного рынка, «Стрелки» (Кировский район), а также через железную дорогу в поселке Сокол. Основными преимуществами платных дорог, считают в минтрансе, является то, что их строительство ведется в обход населенных пунктов, а это «позволяет значительно увеличить их пропускную способность и как следствие создать комфортные условия для водителей». Главным же минусом такого проекта в минтрансе называют долгий срок окупаемости, который составляет в среднем не менее 25 лет.

Люди

Пока проект находится на стадии разработки, у заинтересованных в этом вопросе сторон есть возможность его обсудить и определиться со своим к нему отношением. Директор ОАО «Пассажирское автотранспортное общество №1» Эдуард Морозов не уверен, что появление в городе платных дорог - хорошая идея. По его мнению, гораздо нужнее дороги, соединяющие крупные города губернии. «К примеру, хорошая дорога от Саратова до Балашова действительно нужна, - поясняет Морозов. - Скажем, если я поеду в Москву, то, конечно, выберу качественную и безопасную дорогу и буду готов заплатить за это. А что касается города, то тут вопрос спорный. Получается, если у тебя нет денег, то ты будешь стоять в пробках? Ну хорошо, постройте развязку в районе Сенного рынка. Но мы же спустимся с нее и опять попадем в ту же пробку. Разве не так?»

По словам Эдуарда Васильевича, в Саратове уже есть не самый приятный опыт строительства платной дороги. «Был мост в районе Вольского тракта, - вспоминает он. - И, прямо скажем, это был удручающий опыт. Что касается платных дорог на переездах, то во всех странах это всегда было бесплатно, а у нас будет за деньги - так, что ли? Но, с другой стороны, если это избавит нас от пробок, то почему бы и нет? Это сложный вопрос». Морозов хорошо знаком с зарубежным опытом. Шведская система пользования дорогами, по мнению директора ПАТО, - одна из самых лучших. «Любая въезжающая в Стокгольм машина должна заплатить около 25 крон, это сегодня около 100 рублей, - рассказывает Морозов. - Поэтому в Стокгольме пробок нет. Весь город можно объехать за час. Горожане пользуются общественным транспортом. Даже мэр города ездит на общественном транспорте. Автомобилями пользуются только если необходимо преодолеть большие расстояния, поехать в другой город».

Конечно, узнать мнение всех саратовских водителей по поводу появления в городе платных путепроводов практически невозможно. Однако те автолюбители, с которыми удалось пообщаться корреспонденту «Газеты Наша Версия», не против такого инвестпроекта при условии, что он будет тщательно проработан. «Сейчас модно разграничивать услугу на стандартное качество и премиум, - говорит сотрудник финансовой организации, водитель с 10-летним стажем Александр Виноградов. - Хочешь быстро и красиво, а по обочине вместо ГИБДД стриптиз - да пожалуйста, только плати». Александр, как и директор ПАТО №1, ссылается на европейский опыт. «В Европе практика платных дорог весьма распространена, только это больше относится к магистралям, соединяющим города, - напоминает он. - А в крупных городах, скажем в Лондоне, - платный въезд в деловой центр и очень дорогая парковка. Но там для этого есть инфраструктура, большое количество перехватывающих стоянок, подземные паркинги и т.п., у нас же все встают где попало, поэтому даже 3-полосные дороги около оживленных объектов сужаются до 1 полосы». По мнению Александра, есть множество вопросов, на которые необходимо ответить, прежде чем строить в Саратове платную дорогу. Например, каким должно быть качество такого путепровода? Или кто будет иметь право бесплатного проезда? «Лично я пользовался бы платными дорогами при цене проезда 10-15 рублей, - говорит Александр. - Добавлю еще, что, на мой взгляд, платные дороги должны быть построены без ущерба существующей транспортной инфраструктуре, а их качество должно быть существенно выше качества дорог общего пользования».

Журналист Юлия Бакаева (водительский стаж 4 года) присоединяется к остальным собеседникам «Газеты Наша Версия». «Я готова платить за качество, - говорит она. - Если дорога будет на высшем уровне, а цена приемлемой, то я, безусловно, выберу платную дорогу». Стоимость в 10 рублей, по мнению Юлии, не самая большая цена за сохраненные нервы и возможность быстро добраться из точки А в точку В. «Наряду с платными дорогами обязательно должна существовать альтернатива, - уточняет журналистка. - Конечно, хотелось бы, чтобы качество асфальтового покрытия альтернативной дороги ничуть не уступало качеству платной дороги, но, мне кажется, в нашем городе на это не стоит рассчитывать».

Реалии

Рассуждая о платных путепроводах, и чиновники, и горожане сходятся во мнении, что при строительстве таких трасс необходимо прежде всего наличие альтернативной бесплатной дороги. Другой вопрос, какой будет эта альтернатива - более-менее приличной или же разбитой, с ямами и колдобинами. Не секрет, пожалуй, что в России строительство дорог - это бизнес, покрытый мраком. Каждый год в асфальт закатывают миллиарды рублей. Но то, что получается в итоге, явно не стоит потраченных денег. Виной тому, скорее всего, коррупция и аффилированность дорожных компаний чиновникам.

Именно поэтому эксперты весьма скептически относятся к появлению в России платных дорог. Портал транспортных новостей Cargofon.ru побеседовал об этом с директором департамента загородной недвижимости компании Penny Lane Realty Дмитрием Цветковым (http://cargofon.ru/road/platnye-dorogi-v-rossii-spasenie-ot-probok-ili.html). В своем комментарии корреспонденту интернет-ресурса эксперт сказал: «Я не думаю, что в России кто-то допустит, чтобы профессиональная, но не аффилированная с чиновниками организация пришла и начала строить дороги. Так что если в России и заработает система платных дорог, она, скорее всего, будет построена на деньги государства, а принадлежать будет частным лицам». Рассуждая о цене российских дорог, эксперт приводит интересную статистику. Так, в 2000 году в России построили 3,9 тыс. км шоссейных дорог, а в 2010 - 1,6 тыс., затраты в первом случае составили 37 млрд руб., а во втором - уже 442 млрд руб. «Экономика строительства российских дорог малодоступна для понимания, даже для людей с высшим экономическим образованием, - приводит слова Цветкова портал Cargofon.ru. - Поэтому за счет взносов за платный проезд, которые теоретически могут быть даже выше, чем в Европе, российские дороги просто физически не смогут окупиться».

С появлением частных дорог российскому водителю придется платить дважды. Сначала - своими налогами, часть которых несомненно идет на строительство дорогих, но не очень хороших дорог, ну а затем - рублем из своего кошелька за проезд по платному путепроводу. Впрочем, помимо этого, есть и еще одна проблема, на которую пока мало кто обращает внимание. Не получится ли так, что желающие сэкономить, проигнорировав новенькое шоссе, рванут по бесплатным дорогам, перегружая их и досаждая местным жителям гарью и копотью? С такой массовой экономией столкнулись жители Липецкой области, где некоторое время назад заработал коммерческий участок трассы Москва - Новороссийск. Экономящие на проезде большегрузы теперь идут через местные села. Жители страдают от шума и жалуются во все инстанции. Впрочем, вполне возможно, Саратову все это не грозит. В конце концов, пока новые платные развязки и скоростные автобаны существуют лишь в рассказах сотрудников областного министерства инвестиционной политики.